Алексей ШМИДТ: Многим на Западе кажется, что Олимпиада - удачное время для активизации атак на Россию
Олимпийские игры всегда содержали большой политический контекст. Так уж сложилось: ещё на родине Олимпиад, в античной Греции, победа на них спортсмена принадлежала не только ему лично, но и его городу. И сегодня принято вести неофициальный командный зачёт, место в котором считается победой или поражением страны. Сегодня по мере приближения открытия Сочинской Олимпиады практически всеми аналитиками отмечается нарастание необычайно грязной антипропаганды, направленной против России. О том, каковы ее реальные причины, в интервью ИТАР-ТАСС рассказал германский политолог Алексей Шмидт.
- Холодная война вроде бы закончилась, Россия угрозой ни для кого не является. Откуда же и ради чего такое стремление перенести Олимпиаду в негативное идеологическое поле?
- Действительно, нужно признать, что градус ненависти и истерии в отношении России достиг последнего времени небывалых масштабов. Только на днях ведущий Михель Фридман в авторской программе назвал Россию грязной коррумпированной диктатурой.
В немецких СМИ стало традицией, если упоминается Россия, неважно в каком контексте, то за этим обязательно используются следующие словесные мантры: Россия – диктатура, в России нет свободы слова, в России преследует гомосексуалистов.
Немецкое телевидение насквозь, начиная с воскресных аналитических выпусков и заканчивая программами для дошкольников, пропитано подобными предрассудками времён холодной войны. В печатной прессе звучат ещё голоса представителей здравого смысла, вроде Беттины Рёль, но они редки и, как правило, истеблишментом не приветствуются.
- Так в чём причина? Отчего столь многие на Западе предубежденно относятся к России?
- Причины у данного обострения, как мне кажется, две. Во-первых, как сказала недавно Ангела Меркель в отношении освобождения Ходорковского: "У нас есть окно возможностей". Вот некоторые немецкие политики и пытаются использовать в своих целях по максимуму внимание, направленное на Россию в связи с предстоящей олимпиадой, чтобы расширить своё "окно возможностей". Причина вторая и куда более фундаментальная – экономический крах европейского проекта. Пока немцы, представители ведущей индустриальной нации Европы, занимались демагогией о европейской интеграции и построением вавилонской башни, где-то на востоке, где многие годы - как считалось на Западе - царила нищета и разруха, вырос экономический монстр, сияющий бутиками и "порше-кайенами".
Простые немецкие бюргеры, реальные доходы которых не растут уже двадцать лет, в недоумении и с завистью смотрят на лоснящуюся и мигающую как новогодняя ёлка Москву. И пытаются понять, что мы сделали не так? Вернее, что сделали не так наши политики? И на этот вопрос надо отвечать уже политикам. Вот они и отвечают так, как умеют - точнее, так, как заложено в самой политической парадигме. Не то чтобы они пытались ослабить конкурента, они просто занимаются диффамацией. В противном случае им бы пришлось признать его очевидные успехи, а это не очень приятно.
- А что европейские политики делали не так? Разве европейская интеграция – ошибочная цель?
- Многие годы существовал миф о том, что "либеральная демократия" является необходимым и достаточным условием экономического процветания. Экономические успехи России – пощечина евробюрократам за их близорукость и слепую и иррациональную веру в модернизированные "европейские ценности". Вроде введения общей валюты, которая в своих основах была нежизнеспособна, что признавали даже её сторонники на момент подписания Маастрихтского договора.
Это проблема становится очевидна, когда выпускники немецких и французских университетов говорят, что в Париже после Сорбонны им ловить нечего и лучше они поедут зарабатывать свой кусок хлеба в Россию. Я таких примеров знаю много.
Россия сегодня – страна возможностей, так как российское руководство смогло предложить некоторую модель развития, и эта модель в глазах многих людей начинает казаться более привлекательной и перспективной, чем то, что предлагают евробюрократы.
Пример Украины демонстрирует данный тезис в некой гиперболизированный форме. Почти 25 лет у Запада были широкие возможности интегрировать Украину в ЕС и НАТО. Российское руководство ещё недавно было не в состоянии выплачивать нищенские пенсии своим пенсионерам, а о том, чтобы тягаться с ЕС, обладающим огромными финансовыми резервами и привлекательным рынком, не могло быть и речи.
Сегодня же Европейский Союз не может предложить Украине – одной из самых бедных стран Европы - ничего, кроме лозунгов о евродемократии и правах гомосексуалистов. "Подкрепить рублем" свою демагогию евробюрократы сегодня не в состоянии, о чем прямо заявил председатель Европарламента Мартин Шульц.
- То есть политики на Западе мстят России за недавние её успехи? Или превентивно противодействуют её дальнейшему усилению?
- У европейской бюрократии остается две альтернативы: или признаться в собственных ошибках, что будет иметь, разумеется, последствия для их политического будущего, или мазать на холст побольше чёрного, изображая Россию по-прежнему отсталой, тёмной, дремучей страной, где не существует гражданских прав и царит произвол и коррупция. А хорошо в стране Олимпиады-2014 живет только кучка олигархов и бюрократов, приближённых к кормушке, в то время как простой народ, находящийся, разумеется, в неведении о реальном положении вещей, влачит жалкое существование. И так далее в том же духе.
При этом, как говорится, ничего личного – только бизнес…
Беседовал Александр Цыганов
/ИТАР-ТАСС, Москва/