Глава Якутии: развитие Арктики поможет развороту России на Восток
Северный форум по устойчивому развитию открывается в понедельник в Якутске. Его главной темой в этом году станет обеспечение энергетического благополучия Севера и Арктики, в том числе за счет использования возобновляемых источников энергии. О том, как эту задачу решают в крупнейшем арктическом регионе России — Якутии, в интервью ТАСС рассказал глава республики Айсен Николаев.
— Айсен Сергеевич, какое внимание власти Якутии оказывают развитию энергетики в Арктической зоне? Какие проекты вы бы выделили?
— Прежде всего, нужно понять, что в Якутии находится самая большая в России сеть децентрализованных энергосистем в изолированных и труднодоступных районах. В первую очередь — в Арктической зоне. Поэтому обеспечение людей надежным электроснабжением является для нас жизненно важным. При этом переход на возобновляемые и альтернативные источники энергии — это уже не фантастика и не какая-то отдаленная перспектива, а естественный процесс, который дает совершенно практические результаты.
Так, до конца 2024 года совместно с компанией "Русгидро" в Якутии планируется модернизировать 72 дизельные электростанции. Это подразумевает строительство автоматизированных энергокомплексов — гибридных электростанций с дизельной и солнечной генерацией, которые потребляют меньше топлива. Кроме того, такие станции позволяют оптимизировать процессы и увеличить срок эксплуатации оборудования. Шесть таких станций уже введены в работу. Эффект от них ощутимый: например, станция в селе Табалах Верхоянского района, которую мы запустили в прошлом году на Восточном экономическом форуме, за год позволила сэкономить свыше 50% топлива. Хотя расчет был примерно на 25%.
— Помимо гибридных электростанций в Якутии намерены построить и атомную станцию малой мощности (АСММ). В чем значимость этого проекта для республики?
— Проект Росатома по строительству АСММ в якутском поселке Усть-Куйга — это уникальное технологическое решение не только для страны, но и в мировом масштабе. Строительство наземных станций малой мощности — новое слово в атомной энергетике, которая в России всегда была флагманом технологического развития. Но это еще и новый этап освоения Арктики. Надежный и автономный источник энергии, с одной стороны, делает жизнь людей на Крайнем Севере безопаснее, комфортнее и дешевле, с другой — дает совершенно иные возможности для промышленного освоения арктических районов и, значит, обеспечивает приток людей на новые рабочие места.
Станция в Усть-Куйге, ввод которой в промышленную эксплуатацию намечен на 2028 год, станет сердцем проекта первого в республике энергопромышленного кластера по добыче золота, олова и других полезных ископаемых. И если ранее предполагалось, что мощность объекта составит 55 МВт, то сегодня с появлением потребителей-недропользователей планируется не менее 110 МВт.
Кроме того, в этом году на полях Петербургского экономического форума между республикой и Росатомом было подписано соглашение о намерении строительства АСММ на базе реакторной установки "Шельф-М" с установленной электрической мощностью до 10 МВт и тепловой мощностью до 36 МВт. Сейчас рассматриваются потенциальные площадки с вводом пилотной станции в промышленную эксплуатацию в 2029–2030 годах.
Наша главная цель — достичь максимального эффекта в развитии промышленности и территорий, обеспечить население и предприятия доступными энергоресурсами с оптимальной логистикой. Ведь освоение новых месторождений и ввод энергомощностей в Якутии позволят не только укрепить экономику региона и Дальнего Востока, но и придать необходимый импульс развороту страны на Восток.
— Доступность Арктики невозможна без развития малой авиации на северных территориях. Планируется ли расширение авиационной маршрутной сети в арктических районах Якутии? Намечен ли ремонт или строительство аэропортовой инфраструктуры?
— Жители всех 13 арктических районов Якутии сегодня могут воспользоваться субсидированными авиаперевозками, которые обеспечивают их связь с региональным центром — Якутском. В этом году введена новая программа субсидирования арктических маршрутов с круглогодичным периодом действия, без возрастных ограничений для жителей арктических районов. Благодаря ей пассажир оплачивает 40% от стоимости авиабилета. Это получило положительный отклик у жителей Арктики — льготными авиабилетами уже воспользовались более 33 тыс. пассажиров. Объем субсидии составил почти 500 млн рублей.
Чтобы в следующем году удовлетворить потребность населения по всем местным регулярным маршрутам, республика обратилась за софинансированием к правительству РФ. На данный момент проект постановления о софинансировании региональных бюджетов для субсидирования местных авиаперевозок, разработанный Минтрансом России, находится на рассмотрении. Расчетная потребность по 35 межмуниципальным маршрутам составляет 4,4 млрд рублей.
Вторая составляющая этой работы — развитие аэропортовой инфраструктуры. В Якутии продолжается реконструкция 12 аэропортовых комплексов. Помимо аэропорта в самом Якутске это касается Олекминска, Мирного, Черского, Хандыги, Белой Горы, Вилюйска, Депутатского, Сангара, Нерюнгри, Полярного и Усть-Неры. В восьми из них планируется отремонтировать взлетно-посадочные полосы. Эта работа ведется благодаря комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Но и это не предел. Нам необходимо провести реконструкцию еще 11 аэропортов. Критически важны для населения инвестиционные проекты пяти новых аэропортов в Зырянке, Ленске, Магане, Полярном и Усть-Куйге.
— Один из важнейших проектов не только для Якутии, но и всей российской Арктики — строительство Жатайской судоверфи, которая обеспечит судами не только бассейн Лены, но и арктические реки республики. Как продвигается эта работа? Отразились ли на ней санкции?
— Конечно, санкции повлияли на строительство верфи, удорожание составляет порядка 1,7 млрд рублей. Общая стоимость проекта превышает 5,7 млрд рублей.
Этот проект реализуется в рамках федеральной госпрограммы "Развитие судостроения и морской техники для освоения шельфовых месторождений". Однако, чтобы в сложившейся ситуации республика могла сама управлять всеми процессами в части контрактов и строгого их соблюдения, на федеральном уровне принято решение о передаче всех акций АО "Жатайская судоверфь" в собственность Республики Саха (Якутия). Этот вопрос находится на стадии оформления и подписания документов. Работа по нему будет завершена в следующем году.
На данный момент строительная готовность судоверфи составляет 56,1%.
— Другой масштабный проект, важный в том числе и для организации северного завоза, — строительство моста через Лену, который свяжет Якутск с восточной частью республики. Получено ли заключение экспертизы на проект его строительства?
— Ленский мост должен стать одним из ключевых проектов нового транспортного каркаса страны, ориентированного на Восток. Сейчас проект находится в активной работе. Мы совместно с концессионером и Главгосэкспертизой России работаем над оптимизацией стоимости второго этапа строительства. Рассчитываем, что проектно-сметная документация будет обновлена и направлена в Главгосэкспертизу России до конца этого года. Учитывая нормативные сроки проверки проектной документации, мы планируем получить положительное заключение экспертов в первом-втором квартале 2023 года.
Напомню, что строительство мостового перехода через Лену включено в пятилетний план дорожной деятельности РФ с федеральным финансированием 16,9 млрд рублей. Также одобрено предоставление инфраструктурного бюджетного кредита на реализацию проекта в 2024 году.
— Айсен Сергеевич, высказывается предложение о создании отдельного "арктического" нацпроекта. На ваш взгляд, есть ли в этом необходимость или достаточно существующих программ развития Арктики?
— Было предложено организовать отдельный арктический нацпроект по производству и продвижению продукции традиционных отраслей Севера. Надо отметить, что такой документ уже принят. В 2021 году правительством страны принята программа господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ (КМНС) в Арктической зоне.
В этом документе уже учтены меры по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности КМНС, развитию инфраструктуры, продвижению товаров на внешний и внутренний рынок, развитию туризма, подготовке кадров и популяризации предпринимательства среди КМНС Арктической зоны. По этой программе с 2022 по 2024 год Якутии обеспечено федеральное финансирование в размере свыше 1 млрд рублей. Эти средства направляются на модернизацию материально-технической базы традиционных отраслей Севера, закупку транспортных средств для кочевых школ, строительство торгово-логистических центров в арктических районах.
Нужно также уделить внимание правовому регулированию вопросов устойчивого развития малочисленных народов, в частности в земельном, лесном законодательстве. На федеральном уровне необходимо установить приоритетное право предоставления лицам из числа КМНС и их объединениям земель различных категорий для осуществления их традиционного хозяйствования. Это позволит сохранить уникальную культуру народов Севера и будет способствовать экономическому развитию арктических территорий.
Беседовала Юлия Бочкарева