Андрей Трубецкой: муниципалитет не должен строить мост на Луну
Сургутский район в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре стал победителем Всероссийского конкурса муниципальных стратегий "Реализованные стратегии: от идеи до воплощения" среди муниципалитетов с населением 80–250 тыс. человек. О том, как в нынешних экономических условиях удается не только поддерживать, но и наращивать темпы развития экономики и качества жизни населения, рассказал в интервью ТАСС глава района Андрей Трубецкой.
— Какие инструменты помогают району сделать эффективным выполнение стратегии, которая была отмечена на всероссийском конкурсе? Работает ли на практике включение в KPI муниципальных служащих показателей данной стратегии?
— Мы свою систему показателей премирования ввели еще в 2016 году. Сложно она приживалась: долго меня убеждали, что муниципалитет — это не производственное предприятие, никаких показателей премирования быть не может, но со временем все привыкли. У нас абсолютно все муниципальные служащие и технические работники охвачены показателями премирования. При этом на каждом отраслевом органе отражаются и общие показатели (в целом по администрации), и свои отраслевые. Таким образом, на премирование каждого влияет, например, общий показатель удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. Это значит, что сотрудники зарплату не просто получают, а зарабатывают.
— В рамках стратегии было презентовано три направления работы — развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение жителей комфортным жильем и развитие спорта. Какие флагманские проекты в этих направлениях уже удалось реализовать, а какие планируются? Как это влияет на качество жизни?
— Стратегия у нас незатейливая, не содержит каких-то великих проектов типа "строительства моста на Луну": в разрезе каждого поселения отразили, что планируем построить по основным направлениям, то есть она максимально конкретная. Рассчитана до 2024 года.
Если говорить о конкретике, то давайте сравним пятилетние периоды. Например, за последнюю пятилетку (с 2017 по 2021 год) мы переселили из аварийного жилья 3 326 семей, а в предыдущую (с 2012 по 2016 год) — 966 семей, то есть рост в 3,5 раза. На эти цели потратили 7,8 млрд рублей — против 2,5 млрд рублей в предыдущий период, то есть рост почти в 3,2 раза. Ликвидировали 150 тыс. кв. м аварийного жилья на территории района.
За пять лет мы построили и ввели в эксплуатацию 36 спортивных объектов, а в предыдущие — три, то есть в 12 раз больше. И если мы с 2015 по 2016 год занимали последнее место в Югре по обеспеченности спортсооружениями и количеству занимающихся спортом, то последние пять лет мы на первом месте. По итогам 2022 года показатель нацпроекта "доля населения, которая систематически занимается физкультурой и спортом" составит в районе 72% при плановом значении 61% к концу 2024 года. Также по нацпроекту к 2024 году обеспеченность спортивными сооружениями должна быть не менее 52%, а мы уже имеем 54%. Но на этом останавливаться не собираемся, будем дальше строить. Уже в 2023 году мы должны построить пять объектов спорта, причем в самых удаленных поселениях.
По количеству субъектов малого и среднего бизнеса мы до 2015 года занимали последнее, 22-е место по инвестиционному рейтингу в Югре. Последние шесть лет — первые в округе, такого никогда в истории региона не было, чтобы муниципалитет шесть лет подряд занимал первое место. Если у нас количество субъектов малого и среднего бизнеса, с учетом самозанятых, было 2 295, то на конец прошлого года — 5 466 — рост в 2,5 раза.
— А каково в целом самочувствие бизнеса в районе, учитывая экономическую ситуацию в стране, в мире? Что делается на территории для поддержки бизнеса?
— Количество субъектов МСП за год не увеличилось — 2,5 тыс., а вот число самозанятых выросло на 45% к началу года. Думаю, что это связано в том числе с льготным налогообложением — многие переходят в эту форму. Если на начало года самозанятых было 2 990, то сейчас, на 1 декабря, — 4 300. Есть и уникальные меры поддержки, которых нет в других субъектах Югры. Например, раньше у нас были гранты по миллиону рублей из бюджета муниципалитета на поддержку производств, которые направлены на создание рабочих мест в удаленных поселениях, — сейчас это по 5 млн рублей, а в этом году ввели грант на 15 млн рублей. В целом у нас больше 20 видов субсидий и грантов, только 12 видов субсидий, которые позволяют компенсировать до 100% затрат на открытие или действующий бизнес. Для проектов на условиях муниципально-частного партнерства размер арендной платы — в размере 1 рубль за земельный участок любого размера. Для самозанятых льгота по аренде — 70%. Мер поддержки действительно много.
— Стратегия предполагает повышение инвестпривлекательности территории. Какими новыми инструментами планируете пользоваться в 2023 году?
— Считаю перспективным продолжить снижать административные барьеры. Хотя мы здесь безусловными лидерами в Югре являемся в этом отношении. К примеру, разрешение на строительство выдаем за четыре рабочих дня, разрешение на ввод готового объекта — тоже. Мы снизили налоговые ставки на имущество до минимума еще в 2016 году, создавая конкурентные преимущества. Убеждаем, показываем, что у нас будет дешевле создать обособленное подразделение, чем где-то. В 2019 году запустили проект "Интерактивная инвестиционная карта Сургутского района" — сначала поставили такую в Сургуте, в торговых центрах и аэропорту, потом в Москве, во Внуково, в тюменском Рощино. Надо делать так, чтобы инвесторам было комфортно с нами работать. Надо конкурировать. Сейчас не так много людей, компаний, которые готовы вкладывать свои деньги. Привлечение инвесторов — это очень тонкий, ручной механизм.
— С какими показателями бюджета района в результате подходите к 2023 году?
— Заимствования и долги у нас на нулевом уровне — живем, что называется, по средствам. Касаемо 2022 года — он сложный, конечно, был, начиная с февраля-марта условия неопределенности, колебания на рынке нефти. Сургутский район — это нефтяной район, у нас добывается порядка 70 млн тонн нефти в год. За девять месяцев добыто 56 млн тонн. Но динамика последних месяцев положительная — начиная с августа рост добычи. За девять месяцев итоговый рост к аналогичному периоду 2021 года — почти что 10%, на 5 млн тонн больше. Это, безусловно, сказалось и на бюджете — если мы по доходам планировали 13 млрд рублей в 2022 году, то планируем закончить по итогу с 15,6 млрд рублей, то есть рост на 22%. По расходам планировали 13,6 млрд рублей, планируем выйти на 16,1 млрд рублей.
И мы не отошли от самого главного базового своего принципа: планируем свой бюджет с ростом собственных доходов. И если пять-шесть лет назад эта мысль вызывала у коллег неприятие, мне говорили: "Где деньги будем брать?", то сейчас мы уже всех приучили к мысли, что собственные доходы надо планировать с ростом и работать над этим.