8 ФЕВ, 11:00

Глава BrahMos Aerospace: Запад не может остановить оборонное партнерство Индии и России

В эти дни Индия и Россия отмечают 25-летие самого на сегодняшний день масштабного двустороннего проекта в оборонной области — совместного предприятия BrahMos Aerospace. В интервью ТАСС управляющий директор и главное должностное лицо компании Атул Динкар Ране рассказал о том, какой путь прошла компания за это время, над какими проектами она работает сейчас и повлияли ли на работу компании санкции Запада против России.

— Компания BrahMos Aerospace отмечает в эти дни 25-летний юбилей — 12 февраля 1998 года было подписано российско-индийское соглашение о создании совместной компании по разработке и производству сверхзвуковой крылатой ракеты. Как бы вы оценили путь, который прошла компания за эти годы? 

— 25 лет — это очень долгий путь. Но я должен сказать, что путь от создания компании до начала производства продукции, напротив, был очень коротким. Договор о создании нашей компании был подписан в 1998 году, первая ракета была испытана в 2001 году, а первую продукцию мы начали выпускать уже в 2004 году. За эти шесть лет мы успели завершить разработку, создание, начать производство.

За следующие примерно два года мы в сотрудничестве с заказчиком смогли поставить ракету на вооружение. Это целый процесс. ВМС Индии начали размещать первые ракеты "Брамос" на боевых кораблях уже в 2005 году. Это очень небольшой срок!

Сначала мы поставляли ракеты военно-морским силам, потом сухопутным войскам, а потом и ВВС. За этот 25-летний период мы создали различные варианты ракеты: противокорабельную, для ударов с моря по суше, сухопутного базирования, подводного базирования и воздушного базирования.

Как вашей компании удалось столь быстро пройти путь, который многие производители вооружений идут несколько десятилетий? Насколько помогли тесные связи с Россией?

— Это совместное предприятие. Его идея состояла в том, чтобы объединить технологии с обеих сторон для разработки различных подсистем, объединить опыт НПО машиностроения — нашего партнера с российской стороны — и опыт DRDO (Defence Research and Development Organisation, Индийская организация оборонных исследований и разработок — прим. ТАСС). Это позволило сократить период разработки, времени потребовали испытания и подготовка к производству. Но вместе с НПО машиностроения мы все смогли сделать быстрее.

Сработало партнерство — это партнерство доверия! Именно доверие между нами привело к тому, что этот проект был реализован так быстро. Подчеркну — это произошло прежде всего потому, что мы доверяем друг другу.

— Насколько я знаю, вы работали в компании с самого начала ее становления?

— Я начал работать над проектом с первых дней, даже несколько раньше, еще когда шло обсуждение возможности создания совместного предприятия. Ненадолго я уходил в DRDO, но теперь вернулся (Атул Ране приступил к обязанностям главы компании в декабре 2021 года — прим. ТАСС).

— Вернемся в день сегодняшний. Санкции, введенные в одностороннем порядке Западом против России, смогли повлиять на компанию?

— Абсолютно нет, не смогли. Как я и говорил, доверие, которое существует между двумя партнерами, достаточно прочное, чтобы мы могли продолжать работу, несмотря ни на какие санкции. Бывают некоторые проблемы, но эти проблемы мы можем преодолевать путем обсуждения и поиска решений. У нас сейчас нет проблем в цепочке поставок, нет проблем в проведении обсуждений, нет проблем в поездках для разговора друг с другом.

— Могут ли в перспективе усилия, предпринимаемые рядом стран Запада, остановить российско-индийское партнерство в оборонной сфере?

— Мое личное ощущение — никогда! Если кто-то и попытается, он потерпит неудачу. Российско-индийское партнерство между учеными в технической области столь глубоко, что его невозможно разрушить. Даже если кто-то скажет нам: "Не разговаривайте больше с русскими, говорите с другими", мы ответим: "Нет, нам проще работать с русскими".

— Сколько российских специалистов у вас сегодня работает, если не секрет?

— Это не секрет. В BrahMos Aerospace у нас шесть человек. Они часть структуры компании. Административный, финансовый и технический персонал. Каждый месяц к нам приезжают два-три человека из России, наши специалисты также регулярно ездят в Россию. Идет постоянный обмен информацией между специалистами.

— Сегодня, 25 лет спустя, ракеты компании BrahMos уже стоят на вооружении всех трех видов Вооруженных сил Индии: сухопутных войск, ВВС и ВМС. Что дальше? Индийские СМИ пишут, что не исключено создание ракеты "Брамос" для поражения космических спутников. Это правда?

— Нет, это неправда. Мы не работаем над такой ракетой. Тут журналисты фантазируют.

— К сверхзвуковой ракете "Брамос" проявили интерес несколько государств. Когда можно ожидать начала поставок ракет в третьи страны?

— Действительно, приобрести ракету намерены многие иностранные государства. Первым иностранным заказчиком стали Филиппины. Контракт был подписан в январе прошлого года. Поставки ракет филиппинским партнерам мы планируем начать в период между серединой и концом этого года. Поставки будут завершены в 2025 году. Всего же в списке проявивших заинтересованность в приобретении наших ракет уже пять стран.

— Вы можете их назвать?

— Пока могу сказать, что это государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.

— Какие ракеты вашего производства интересуют потенциальных покупателей: наземные, воздушные, морского базирования?

— Филиппины заинтересованы в противокорабельном комплексе берегового базирования. Некоторые страны проявляют интерес к ракетам корабельного базирования. Интересуются и другими вариантами.

— Давно идет разговор и о том, что ваши ракеты будут поставляться и в Россию. Можно ли будет увидеть "Брамосы" на вооружении российских Вооруженных сил?

— Честно говоря, мы на это надеемся. Возможно, когда идущий сейчас конфликт (на Украине — прим. ТАСС) завершится, мы начнем обсуждение этого вопроса.

— Какой вариант ракеты, на ваш взгляд, мог бы заинтересовать российские Вооруженные силы? Сухопутный, морской или авиационный?

— Дело в том, что у России есть подобные ракеты сухопутного базирования, есть и подобные ракеты морского базирования. Но вот авиационного варианта такой ракеты у российских Вооруженных сил нет. Такая сверхзвуковая крылатая ракета есть только у Индии, и я надеюсь продвигать этот вариант. Возможно, не нынешнюю, уже созданную авиационную ракету "Брамос", а будущий вариант ракеты, более легкий, который мы сейчас разрабатываем.

— Сегодня авиационными ракетами "Брамос" вооружаются тяжелые истребители Су-30МКИ. Новая ракета создается для более легких самолетов. Когда новыми легкими ракетами начнут вооружаться другие самолеты ВВС Индии — истребители "Теджас" или МиГ-29?

— Действительно, эта новая ракета будет меньше и легче. Мы называем ее BrahMos NG, от New Generation — "новое поколение". И как раз сейчас мы над этим работаем. Мы приступим к испытаниям к концу следующего года. Для начала производства потребуется примерно еще год. То есть к декабрю 2025 года — середине 2026 года мы хотим представить ракету, которую можно использовать.

— Сколько самолетов уже вооружены "Брамосами"?

— Пока один авиационный отряд ВВС. Не могу вам точно сказать, сколько это самолетов. Много истребителей уже переоборудовано для использования ракет "Брамос". Сколько ВВС используют, я точно не знаю.

— А как идут работы над гиперзвуковой ракетой "Брамос"? Как известно, это самый новый ваш проект. Вскоре открывается индийская международная авиационная выставка Aero India 2023. Мы сможем увидеть хотя бы макет такой ракеты в экспозиции?

— Могу пока сказать следующее: массово гиперзвукового оружия в мире еще нет. Но все работают над таким оружием: Россия, Китай, США, Индия. Конечно, я знаю, что из России сообщалось о ракетах "Циркон" и "Кинжал". Но я не имею о них информации. Мы пока ведем работы над технологией. Этим заняты разработчики — это DRDO и НПО машиностроения.

Но если мы говорим об этом, хочу отметить: такая технология очень и очень дорогая. И для производства, и для продажи. То есть потенциальный заказчик должен сказать, что такая ракета ему действительно нужна и он готов пойти на такие траты. Если заказчик сегодня скажет, что хочет заказать такую ракету, потребуется, думаю, шесть лет до начала ее производства. Но это возможно.

Когда мы начинали работу над "Брамосом", это был береговой противокорабельный комплекс. Но вскоре после того, как мы начали работу, сухопутные войска тоже сказали нам, что им интересно получить такую ракету, флот захотел ракету морского базирования, а затем ВВС захотели ракету воздушного базирования. Поэтому, говоря о гиперзвуковой ракете, я пока не могу сказать, какой из видов вооруженных сил проявит заинтересованность. Но если проявит, дайте нам шесть лет, и мы ее сделаем. Пока мы концентрируемся на том, чтобы сделать лучше уже существующие ракеты "Брамос". Будущие варианты "Брамоса" будут меньше и легче.

— Какой вы видите ракету "Брамос" в будущем — еще через 25 лет?

— Моя мечта — начать экспорт "Брамосов" по всему миру. Я объясню: я хочу, чтобы мир чувствовал себя безопаснее, чувствовал, что нет необходимости начинать войны. Такое оружие, как наша ракета, может побудить всех не начинать войны. "Брамос" может сделать мир безопаснее, это я говорю вам как человек и как ученый. А задумываясь о будущем, отмечу, что я бы хотел увидеть "Брамос", составленный из сменных блоков, картриджей. Как детский конструктор. Чтобы каждый клиент мог составить себе такую ракету "Брамос", которая ему нужна.

— Что бы вы хотели сказать россиянам в этот юбилей самого успешного индийско-российского оборонного проекта?

— Между Индией и Россией существуют теплые отношения. Я бы хотел, чтобы они развивались дальше и дальше. И чтобы они никогда не останавливались. Меня иногда называют русским за теплое отношение к России. И мне даже нравится, когда меня называют русским!

Читать на tass.ru
Теги