7 МАР, 03:00

Губернатор Приморья Олег Кожемяко: бойцы СВО должны чувствовать поддержку через расстояния

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко регулярно посещает зону проведения специальной военной операции: не останавливают ни огромные расстояния между Японским и Азовским морями, ни семь часовых поясов. Глава региона встречается с бойцами на передовой, поддерживая их морально и материально.

В интервью ТАСС он рассказал о боевом духе участников СВО, планах по развитию экономики региона и о том, что показал бы Папе Римскому. Из-за напряженного графика губернатора разговор с корреспондентом агентства проходил в машине по пути из одного города края в другой.

Папу встретим как надо

— Олег Николаевич, в конце февраля Госдепартамент США ввел в отношении вас новые санкции. Как относитесь к этому?

 Это уже, скажем так, битье по пяткам — последние вздохи тех, кто не желает нашей стране добра. Слава богу, мы в Америку не ездим, дел там не имеем никаких, поэтому для нас это абсолютно нулевая мера.

— Но если власти США не хотят видеть у себя приморского губернатора, то, как стало известно, Папа Римский Франциск, напротив, готов посетить Владивосток и побывать в национальном парке "Земля леопарда". Что бы вы показали понтифику, какие вопросы обсудили с ним?

 Мы всегда готовы показать Приморье, красоту нашей земли. У нас же не только леопарды — у нас и тигры есть, прекрасные олени, лотосы, острова, Дальневосточный морской заповедник. Все будет зависеть от того, в какое время может состояться визит. В Приморье есть что показать, да и Владивосток можно продемонстрировать вполне достойно.

Папа Римский — это уважаемый, значительный человек, поэтому, если он примет такое решение, особенно сейчас, это для нас будет и большим событием, и серьезным шагом. Конечно, мы его встретим как подобает.

Семь поездок и еще

— Вы сказали "особенно сейчас", имея, видимо, в виду специальную военную операцию. Вы сами уже сколько раз побывали в зоне проведения СВО? Шесть?

— Нет, уже семь.

— Какой настрой у бойцов, что им нужно для поддержки духа?

— Безусловно, наши ребята — те, кто с прошлого года находится там, — устали. И решение, которое принял президент и огласил в послании к Федеральному собранию, об обязательном отпуске для всех бойцов, — очень своевременное и нужное. Хотя бы раз в полгода нужно отправлять бойцов в отпуск, чтобы люди могли как-то перезагрузиться, побывать дома, увидеть близких, обнять жену, детей, увидеть друзей, снять с себя ту 24-часовую нагрузку, которая лежит на их плечах.

Практика показывает: когда ребята уезжают домой, все потом возвращаются. Мы это видим по "Тигру" (добровольческому батальону, созданному в Приморье — прим. ТАСС): ребята из первого призыва перед Новым годом вернулись домой, выполнив свои контрактные обязательства, но практически половина уже снова туда заехала. Для людей это уже чувство товарищества, фронтового братства.

— Какие у вас ощущения от поездок в зоне проведения СВО?

— Главное — это желание помочь ребятам. Наших парней там много, они стоят на всем протяжении [линии соприкосновения] от Херсона до Угледара. Сейчас им необходимы материалы для оборудования опорных пунктов разного уровня, нужна техника для земляных работ. Безусловно, нужно спецоборудование — тепловизоры, монокуляры, прицелы, радиостанции, генераторы. Понятно, что Министерство обороны России выполняет свои задачи, но думаю, что и наша поддержка играет роль в том, чтобы ребята себя чувствовали уверенно, сохраняли свои жизни и лучше выполняли боевые задачи.

— Планируете ли еще посещать зону СВО?

— Судя по тому, что специальная военная операция не заканчивается и наши ребята остаются там, — конечно. Как без этого? Пока приморцы будут там, пока будет идти СВО, я считаю, что наша прямая обязанность — поддерживать наших ребят и помогать им — как имуществом, так и морально. Ведь даже небольшие посылки от жен, от семей, из дома с каким-то вареньицем, баночкой чего-то домашнего. Передача этого тепла сокращает многотысячные расстояния. Ведь каждая мать, каждая жена 24 часа в сутки тревожится, и ребята в трудной ситуации прежде всего вспоминают своих матерей, жен, детей, и любая весточка от них всегда важна — она значит, что о них помнят, что дома их ждут и что родные уверены: их близкие вернутся с победой, как это не раз бывало во время трудных испытаний для нашей страны.

Сколько средств регион уже направил на поддержку наших ребят?

— Достаточно большие средства. Непосредственно на саму поддержку у нас ушло примерно 2,2 млрд рублей — это приобретение снаряжений, оборудования. Но есть и различные материальные выплаты — где-то такая же сумма. То есть более 4 млрд рублей у нас ушло на эти цели до 10 января. И такая поддержка продолжается. Буквально недавно мы подписали новые обязательства, и машины с нужным оборудованием уже направляются в зону СВО.

 Расскажите о работе батальона "Тигр". Буквально на днях туда отправился очередной отряд. Как их поддерживают? Много ли добровольцев хотят вступить в подразделение?

— Мы не испытываем недостатка в добровольцах. Мы перешли к другому, заявочному принципу формирования отрядов: люди могут заявиться в военкомате, и их кандидатуру рассматривают. Очередной набор для формирования уже четвертого отряда будет в апреле, он будет проходить в течение недели. Мы уже обустроили на одном из полигонов края казармы, опорные пункты, аналогичные тем, в которых люди будут нести боевое дежурство. Подготовка там будет вестись в обстановке, приближенной к боевой. Как правило, на подготовку у нас уходит месяц, после чего бойцы отправляются на фронт с необходимым снаряжением и обмундированием. В зоне СВО у нас уже есть костяк, который объединился вокруг своего командира.

Отработаны все вопросы, связанные с материальной помощью, создан специальный фонд "Тигр", куда можно перечислять средства. Кроме того, наши предприятия "Русагро", "Приморский кондитер", "Михайловский бройлер", компания "Лотос" и наши пчеловоды сделали все, чтобы у ребят на период подготовки было в достатке и мясо, и конфеты, и овощи, и витаминный запас, чтобы они туда пошли с накопленным запасом сил.

Разворот на Восток и к Белоруссии

— Недавно полпред [президента в ДФО] Юрий Трутнев предложил создать территорию опережающего развития (ТОР) "Патриотическая" для поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые работают для нужд СВО. Возможно ли, что она разместится в Приморье? Какие предприятия могут в нее войти?

— Это хорошее предложение. Я думаю, прежде всего, она поможет решить вопросы таможенного оформления, поставок комплектующих, запчастей, обеспечит налоговые льготы предприятиям. Мы уже ведем сборку различных беспилотных систем, будем ее наращивать.

Где эта ТОР разместится — это уже второй вопрос. Но где бы она ни была создана, она не будет ограничена конкретной территорией. Чем будет больше таких предприятий в разных регионах, тем шире будет ТОР. Если она будет создана, например, во Владивостоке, Хабаровске, Магадане, Бурятии, это не значит, что ее механизм будет работать исключительно там.

— Весь прошлый год мы говорили о так называемом развороте на Восток — увеличении грузооборота со странами Азии. Логистические мощности Приморского края справляются с этой задачей? Нет ли перегруженности в портах?

 Конечно, сложности есть. При таком росте грузопотока нужно и наращивание мощностей во всех сферах. В этой ситуации необходима работа Министерства транспорта РФ по расширению железнодорожных мощностей для вывоза грузов. Но и мы работаем в этом направлении. У нас сдается транспортно-логистический центр "Артем", где контейнеры будут формироваться в полувагоны. Его мощность — до 1 млн контейнеров в год. Это позволит увеличить объем контейнерных перевозок практически в два раза — до 7 тыс. в сутки.

Ну и, конечно, все работают над расширением мощности портов. Для этого нужно расширить железнодорожную инфраструктуру — сейчас это сдерживающий фактор. Нужно продолжать строительство дороги Владивосток — Находка — порт Восточный, создание международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".

Недавно у нас было совещание с [первым заместителем председателя правительства РФ] Андреем Белоусовым, и мы эти вопросы подробно обсудили. Договорились сделать программу социально-экономического развития Приморского края, которую представим на Восточном экономическом форуме (в сентябре 2023 года — прим. ТАСС). Она будет касаться прежде всего логистики и транспортных развязок. Это и дороги все к пограничным переходам. И это, конечно, расширение железнодорожных путей. Вот наши главные задачи. Со всем остальным порты, я думаю, могут справиться. Такого напряжения, которое было два-три месяца назад, уже нет.

Мероприятия разрабатываемой программы могут быть профинансированы, например, за счет инфраструктурных облигаций. В основном это, конечно, государственные инвестиции.

— Какую работу портовики ведут в Приморье по расширению мощностей?

— В сентябре откроется порт Суходол на 20 млн т, порт "Вера" увеличивает свои мощности, "Аврора" двигается в этом направлении. Будет строиться металлургический комбинат, который тоже требует к себе внимания, коммуникаций. Все это будет учтено в плане социально-экономического развития, и я думаю, что это даст свой результат.

— Важным элементом в экономике региона был завод "Мазда Соллерс", где осуществлялась сборка автомобилей. На фоне санкций производство там приостановили, но компания "Соллерс", которая выкупила долю японской Mazda в совместном предприятии, намерена возобновить работу. Насколько серьезной для региона стала приостановка этого завода? Что дальше будет с предприятием, какую продукцию оно будет выпускать?

— На предприятии была уже не просто локализация, там уже выпускались двигатели, развивались технологии, велась подготовка персонала, это была уже далеко не отверточная сборка. Поэтому, конечно, для нас его приостановка стала потерей. Но на это место в экономике региона пришли другие компании, которые запускают новые производства. Компания, которая теперь там работает, сообщила нам, что в августе перезапустит линию [сборки]. Посмотрим на ту продукцию, которая будет там выпускаться. Это тоже будут автомобили.

— В январе глава соседней Амурской области Василий Орлов предложил создать федеральную программу расселения из зон подтопления, где строить берегозащитные сооружения нецелесообразно. Поддержат ли власти Приморья такую инициативу? Не приведет ли это к массовой ликвидации небольших населенных пунктов?

— У нас есть зоны затоплений, где запрещено строиться. Конечно, нужно принимать решения, связанные с тем, чтобы люди меньше страдали от наводнений, которые в Приморье, да и в целом по Дальнему Востоку стали частым явлением. Такая программа, безусловно, нужна, но пока неизвестны источники финансирования. Гораздо лучше дать право регионам заниматься дноуглублением, расчисткой русел рек, берегоукреплением. 

— В апреле прошлого года Приморье посетил глава Белоруссии Александр Лукашенко, вы неоднократно посещали эту страну. Какие совместные проекты реализуют Приморье и Белоруссия, есть ли планы по развитию этого сотрудничества? Может ли в крае появиться завод "Белаза"?

— Завод "Белаза", я думаю, точно не появится, хотя его продукция активно используется и на Лучегорском угольном разрезе, и на предприятии "Бор", и на других горнодобывающих предприятиях. Это незаменимая техника.

Но по другим направлениям у нас весьма активно идет сотрудничество — от продуктов питания до поставки лифтов, коммунальной, инженерной и дорожной техники. В Приморье работают белорусские строители. Мы осуществляем культурные обмены. С каждым годом мы видим рост товарооборота. Надо, конечно, добавлять больше культурных связей, организовывать поездки для наших ребят в Белоруссию.

Интеграция между Приморьем и Белоруссией с каждым годом нарастает — и экономическая, и социальная, и культурная. Никакие расстояния это не могут остановить.

Читать на tass.ru
Теги