18 МАР, 08:00

Постпред Крыма Георгий Мурадов: даже в недружественных странах у нас есть друзья

Девять лет в составе России Крым активно развивается. Особенно заметны перемены, связанные с инфраструктурой полуострова: построены Крымский мост, трасса "Таврида", которая пересекла республику с востока на запад — от Керчи до Севастополя; Симферопольский аэропорт после модернизации стал одним из лучших на юге России. По всему региону реконструированы и построены десятки школ и детских садов. Принимает пациентов и оборудованная по новейшим стандартам возведенная в Симферополе клиническая больница имени Семашко.

О том, как Республика Крым реализует свой потенциал в разных сферах экономики и международных связей, о созидательном опыте крымчан в строительстве жизни после воссоединения с Россией, который наверняка пригодится новым субъектам Российской Федерации, рассказал в интервью ТАСС заместитель председателя Совета министров Республики Крым — постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов.

— Георгий Львович, девять лет после воссоединения Крыма с Россией Запад не признает выбор жителей полуострова. Какие официальные делегации международных организаций, которые могли бы дать компетентную оценку ситуации и изменить мнение людей в Европе и США, за эти годы побывали в Крыму? По вашему мнению, что нужно, чтобы Запад трезво взглянул на произошедшие в 2014 году события и признал, что полуостров воссоединился с Россией законно?

— Крым посетили многие сотни зарубежных делегаций, в том числе представители международных организаций. Здесь побывали видные политические деятели, бывшие президенты и премьер-министры. И все убеждались в одном: воля народа Крыма — вернуться в Россию, когда полуострову угрожала этническая чистка, нависала угроза войны в связи с националистическим переворотом, который произошел в Киеве в 2014 году. Но Запад не признает легитимность этого выбора крымчан только потому, что это ему политически невыгодно. Ведь геополитическое усиление России противоречит интересам Вашингтона.

— Возможно ли в ближайшее время признание Крыма частью России со стороны недружественных стран?

— Тот факт, что Крым является неотъемлемой частью России, не нуждается ни в каком признании. Республика и город Севастополь легитимно вошли в состав Российской Федерации в соответствии с внутренними конституционными актами. Если вы откроете конституции Украины и Крыма, то вы увидите, что полуостров имел право на проведение собственных референдумов. Он этим правом воспользовался.

— Как сегодня выстраивается сотрудничество полуострова с другими странами?

— В середине марта в Москве проходит парламентская конференция "Россия — Африка", в которой крымчане принимают участие. Поэтому отмечу, что продолжается активное сотрудничество со странами перспективного и развивающегося Африканского континента.

Наши африканские друзья неоднократно перед нами — крымскими властями — ставили вопрос о возобновлении добычи и переработки ценных пород рыбы южных океанов на наших базах. В Керчи и Севастополе сохраняются рыбные порты, на которые плавбазы рыбного флота, ведущие лов у берегов Африки, поставляли и перерабатывали рыбную продукцию еще в советские времена. Восстановление этой отрасли в условиях нарастающего продовольственного кризиса крайне актуально.

Мы также намерены активнее сотрудничать с Белоруссией, содействовать ей в обеспечении морских перевозок в больших объемах. Удобрений они производят свыше 10 млн т в год, но для вывоза нужен доступ к морю. То же самое можно сказать о нефтепродуктах, пиломатериалах, технике и других товарах. Крым готов с этим помочь.

— Считаете ли вы, что Белоруссия признала Крым в составе России?

— Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что признает российскую конституцию, в которой как субъект РФ указаны Республика Крым и город Севастополь. Главное — что мы идем на широкое сотрудничество с Белоруссией. Напомню, что на днях подписано соглашение межрегионального характера с Витебской областью. Также мы участвуем во всех международных форумах в Белоруссии, в двусторонних российско-белорусских форумах и многих совместных культурных мероприятиях. Наши артисты поедут выступать на известный международный фестиваль в Витебске "Славянский Базар". Иными словами, у нас нет никаких препятствий, с Белоруссией у нас все хорошо.

— В каком состоянии сейчас портовая инфраструктура полуострова?

— Наши порты на мой взгляд, требуют некоторой реконструкции, модернизации, оснащения новым оборудованием. Ведь из-за ограничений и санкций число судозаходов значительно снизилось и многое оборудование устарело.

Крымские порты решено, как я знаю, передать в систему Росморречфлота, и надеемся, что это приведет к быстрому обновлению всего нашего портового потенциала. Ведь через Крым в советский период перевозили порядка 12 млн т грузов ежегодно. При Украине эта цифра снизилась до 7–10 млн т. Сейчас, к сожалению, не достигает и 1,5 млн т. Очевидно, что есть куда расти.

Сегодня продукцию из Азии, Африки, Латинской Америки в Россию доставляют, как правило, через европейские порты — Лондон, Амстердам и другие. Затем товары поступают в Санкт-Петербург. Но эта дорога длиннее и затратнее, чем к нашему Крыму и Черному морю вообще. К тому же коллективный Запад чинит все больше препятствий для нашего судоходства.

Проводить модернизацию надо быстро, потому что сейчас время не терпит. Кроме того, есть четкое указание нашего президента заняться развитием черноморских и азовских портов. Эту задачу надо динамично решать.

— Агропромышленный комплекс и сфера туризма Крыма были недофинансированы в период нахождения Крыма в составе Украины. За эти девять лет что было сделано для реализации потенциала региона в этих отраслях? Какие ключевые объекты и достижения можно назвать?

— Первое, что было сделано, — это реконструкция исторических санаториев и гостиниц. Своими силами Крым с этим справиться не мог, поэтому многие учреждения были переданы в орбиту целого ряда министерств, ведомств, которые их приводят в порядок. Второе — построено большое количество новых гостиниц. Приведены в порядок объекты рекреации. С точки зрения туризма большое значение имеют новые дороги, потому что приехать в Крым быстро, комфортно — это одна из потребностей любого туриста.

Поток иностранных туристов возрастает постоянно. Пока не было нынешней острой фазы отношений с Украиной, несмотря на то что Крым вышел из-под контроля Киева, к нам приезжало ежегодно более 1 млн украинцев на отдых. Иностранные туристы в основном были украинцы, которые принимались у нас с уважением, любовью. Украинский язык в Крыму, как известно, один из трех государственных языков, и украинцы себя чувствовали вполне комфортно.

Но сейчас, разумеется, ситуация в этой сфере осложнилась, пока идет специальная военная операция, пока угрожают нас бомбить. Конечно, мы не ожидаем, что в этом году турпоток вырастет. Все зависит от развития обстановки вокруг полуострова

Отмечу также, что за последние годы на полуострове создано большое число очень продвинутых и чаще всего небольших винодельческих хозяйств, которые на конкретной территории выращивают особые сорта винограда. Из них производят высококачественные автохтонные вина, пользующиеся популярностью. Известняковая почва — самая благоприятная для выращивания винных сортов винограда. "Новый свет", "Коктебель", "Массандра", "Фотисаль" также используют свои известные бренды, чтобы обогатить палитру винодельческой и коньячной продукции новыми видами и сортами. Они стали популярными не только в России, но и за рубежом. Наши делегации недавно ездили в страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индию, в другие государства, где потребляют алкогольную продукцию. Везде, в России и за рубежом, вина Крыма пользуются растущим спросом.

Что касается производства фруктов и ранних овощей, скажу, что на полуострове стало активно развиваться тепличное хозяйство. В теплицах выращивают и столовый виноград, который потребляют в свежем виде. Иногда одна гроздь винограда доходит до нескольких килограммов.

В настоящее время к экспортерам добавляются наши северные соседи — Донецк, Луганск, Северная Таврия, которые производили большие объемы зерна, кукурузного и подсолнечного масла. Это весьма востребованные товары для африканских и азиатских стран, для европейских государств.

Одним из способов преодоления препятствий во внешней торговле может стать возрождение клиринговой системы финансовых расчетов, которая в условиях санкций может быть успешно использована.

— Уже есть партнеры, с которыми можно клиринговой системой пользоваться?

— Конечно. Мы уже обсуждали вопросы расчетов с послом Сирии в Москве Башаром Джафари, поскольку есть проблема перевода денег из Сирии в Крым и обратно. Вспомнили про клиринговую систему и согласились, что надо бы для российско-сирийских отношений использовать ее.

У сирийцев столько товаров, интересных для нас, начиная от южных фруктов, специй, орехов, фиников и другой продукции и заканчивая, например, замечательным сирийским текстилем и фосфоритным сырьем для фосфатных удобрений, которые они производят в большом количестве. Крым, имея излишки зерна, был бы также готов участвовать в гуманитарных поставках пшеницы нуждающимся странам, в том числе Сирии, если такая программа будет принята на федеральном уровне.

 — Продолжит ли Россия решать вопрос по передаче Крыму коллекции скифского золота?

— Пока коллекция, являющаяся бесценным достоянием народа Крыма, остается в Нидерландах. Решение о передаче Киеву экспонатов, являющихся, замечу, собственностью крымских музеев, принято, но куда и как передавать коллекцию, чем это кончится, голландцы не знают, поскольку на Украине идет наша специальная военная операция. Как только цели спецоперации будут достигнуты, я думаю, и со скифским золотом тоже все решится.

Потому что такие цели, как денацификация и демилитаризация Украины, дают возможность сделать вывод о том, что после завершения СВО в Киеве будет установлен дружественный, лояльный по отношению к России режим

И по законодательству Киев должен будет передать коллекции их владельцам — крымским музеям.

— Уже объявлено о планах провести Ялтинский международный экономический форум (ЯМЭФ) осенью в Москве при активном участии новых регионов. Но ранее форум не раз переносили. Можно ли ожидать, что в этом году он все же состоится?

— ЯМЭФ мы создали практически сразу после возвращения Крыма в Россию. Он проходил в ежегодном режиме, кроме двух лет пандемии, с 2015 года. В этом году форум пройдет в Москве в конце сентября — начале октября.

Сегодня актуальность ЯМЭФ повышается еще и потому, что с Россией воссоединились исторические российские земли: Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области. ЯМЭФ собирает десятки иностранных делегаций, тысячи российских и иностранных бизнесменов. В его рамках регулярно проводится Форум друзей Крыма. За годы после Крымской весны нам удалось создать систему взаимодействия с неправительственными организациями, с гражданским обществом зарубежных стран. В условиях борьбы России за справедливое многополярное мироустройство эти мероприятия весьма востребованы как с экономической, так и с общественно-политической точки зрения.

Здесь я подчеркну большую активность наших европейских друзей. У нас есть недружественные государства в Европе, но мы должны понимать, что у нас есть и огромное количество друзей среди населения этих стран. И наши сторонники, наши друзья активно работают в новых сложных условиях

Во многих европейских странах проходят демонстрации против поставок натовских вооружений украинским нацистам, люди требуют не допустить военной агрессии бандеровцев против Крыма, грозящей поставить мир на грань военной катастрофы. Эти темы тоже могут войти в контекст повестки ЯМЭФ.

— Обсуждается создание федерального округа, который объединит новые территории. На ваш взгляд, это действенный механизм?

— На мой взгляд, создание федерального округа востребовано в связи с тем, что у новых территорий особые, объединяющие их проблемы. Когда Крым вошел в состав России — специально создали Крымский федеральный округ, всего из двух субъектов (существовал в 2014–2016 годах — прим. ТАСС), потому что эти регионы находились в особых условиях, связанных с процессом интеграции в Российскую Федерацию. Сейчас в такой же ситуации находятся новые субъекты России, и работать с ними, с управленческой точки зрения, нужно по-особому. Поэтому включить их в состав Южного федерального округа, перед регионами которого стоят совершенно другие задачи, пока вряд ли целесообразно. Но это "крымский взгляд" на проблему. Решение, разумеется, будет принято руководством России.

Крым имеет исключительно важное значение еще и с точки зрения обустройства новых регионов. Территории Северной Таврии — Запорожье и Херсонщина — это те земли, с которыми Крым был интегрирован с давних исторических времен. У нас есть опыт решения юридических, социальных, экономических и культурно-гуманитарных проблем, которые, не сомневаюсь, будут весьма полезны нашим собратьям. Глава республики Сергей Аксенов уже сейчас активно передает этот опыт, проводит встречи, совещания с руководителями новых регионов, разъясняет, как осуществить интеграционные процедуры во всех сферах жизни.

Уверен, что совместными усилиями эта задача будет успешно решена.

Читать на tass.ru
Теги