Анжелика Крылова: в России доказывать свое реноме как тренера сложнее, чем за границей
Серебряный призер Олимпийских игр по фигурному катанию, тренер Анжелика Крылова в интервью ТАСС рассказала о планах ее подопечных, об эмоциях по итогам прошедшего сезона и о новых веяниях в спорте.
Завершившийся сезон в российских танцах на льду по интересу мог посоперничать с женским одиночным катанием открытиями, переходами и возвращениями. Достойную конкуренцию взрослым парам составили вчерашние юниоры Василиса Кагановская и Валерий Ангелопол, которые тренируются под руководством Крыловой. 24 года она тренировала в США, ее наиболее известными учениками были французы Натали Пешала и Фабьян Бурза, канадцы Кейтлин Уивер и Эндрю Поже. Несколько лет назад она вернулась в Россию.
— Считаете ли вы этот сезон для Василисы и Валерия успешным?
— Cезон был достаточно хороший. Все идет вперед — прогресс должен быть, если есть работа, иначе это был бы труд в никуда. Мы первый сезон выступили на взрослом уровне, и это было для нас очень волнительно. Да, ребята еще молодые, они могли продолжить кататься по юниорам. Валера, мне кажется, не очень был к этому готов, когда я озвучила такой план. Его это даже немного шокировало, но он сказал: "Хорошо, если вы так считаете, то мы будем кататься по мастерам".
Когда мы приехали на сбор в Новогорск, некоторые нам говорили: "Зачем вы так рано это делаете, может, еще стоит остаться в юниорах?" Но я все равно стояла на своем. И если в начале сезона они были не очень готовы, но время-то идет. Поэтому считаю, что сезон получился достаточно хорошим, продуктивным. Ребята и прибавили, и себя показали. Катайся они так же на юниорском уровне, их бы не узнали. Все-таки юниорское катание не так смотрят. Но их увидели, их полюбили.
— А как специалисты расценили новую взрослую пару? Не так давно Илья Авербух, например, назвал ребят MVP (cамыми ценными спортсменами) сезона.
— Мне было очень приятно, когда специалисты, ведущие тренеры нашей страны начали делать нам комплементы. Это здорово, когда видят твою работу. Как тренер я постоянно сомневаюсь, но это нормально. Да, мы ничем не рисковали, это совсем молодые ребята. Но нам хотелось, чтобы о нас заговорили, — это произошло, и это моя главная награда как хореографа.
— Вы были очень успешным тренером за рубежом. Получается, что вам заново приходится доказывать свое реноме, свою состоятельность как тренера?
— Конечно, это другая тема, другие люди. Это каждый сезон надо доказывать. Сейчас, готовясь к следующему, я постоянно об этом думаю. Здесь все сложнее, чем за границей. Поэтому мысли о том, как оценят нашу работу, подстегивают делать еще лучше, чем раньше, придумывать что-то новое, интересное.
— Какие ближайшие планы у ребят?
— Еще немного майских шоу, а с 25 мая в отпуск на три недели. Сезон был долгий, нужно отдохнуть. Плюс у Василисы экзамены в школе, поэтому на какие-то из шоу она не доедет — будет готовиться, брать уроки онлайн, чтобы как следует все сдать. А у Валеры институт, и он сейчас тоже будет заниматься этим вопросом — переходит на второй курс. И потом снова подготовка к сезону.
— Программы в работе?
— Произвольную мы уже поставили, начали работу над короткой. Буквально несколько дней назад вышли новые правила, мы их очень ждали. Там есть изменения и по музыке, и по танцам, по хореографической дорожке. Стараемся вникнуть. Мы, танцоры, ко всему приспосабливаемся — так часто, как у нас, правила не меняются нигде. С музыкой определились, теперь надо все расставить по местам. Это нелегкий процесс.
— У вас очень многогранные спортсмены, мне кажется, они со всем справятся.
— Они действительно молодцы. Они здорово подхватывают мои идеи, за эти годы работы вместе у нас выработалась сплоченная команда. Мы втроем понимаем друг друга с полуслова, и они идут на все, что я предлагаю. Это очень круто. Для спортсмена важно верить в тренера.
Они говорят свои пожелания, естественно, я прислушиваюсь. В конечном итоге мы всегда сходимся на чем-то одном. Они верят в то, что я вижу в них, и делают то, что я их прошу. Даже какие-то сверхсумасшедшие вещи. Это хорошая черта, которая меня очень мотивирует и вдохновляет в них.
— Следующий сезон у вас обещает быть очень серьезным — большинство пар сегодня работают в команде Александра Жулина. Это прежде всего его новые ученики — чемпионы России Елизавета Худайбердиева и Егор Базин, которые вернулись на лед, а также в команде Жулина многократные призеры чемпионатов Европы Александра Степанова и Иван Букин. Созданы новые дуэты — например, Аннабель Морозова и Игорь Еременко, Ирина Хавронина и Девид Нарижный.
— Мы это прекрасно понимаем. И я сознательно дала Василисе и Валере время покататься в шоу с именитыми спортсменами, проявить себя как артистам — выступления в шоу очень важны, тем более что раньше они никогда этого не делали. Мы даже жертвуем временем для постановок ради этого. Надо набираться опыта, матерости, артистизма.
— Что вы думаете о возвращении на лед после рождения ребенка Александры Степановой?
— Это очень интересно. Саша героиня, конечно, ведь всего ничего времени прошло — на полноценное восстановление обычно как минимум полгода нужно. А когда это произойдет, она будет совершенно по-другому себя чувствовать. Может быть, она и рано вышла, ведь люди сразу же результата ждут, им неважно, когда ты мамой стала. Но Саша все-таки большая молодец.
Мне интересно их сотрудничество с Жулиным, все-таки они очень долго катались у своих тренеров Ирины Жук и Александра Свинина. Они буквально "приросли" к ним, это был такой серьезный контакт. Все это будет сложно, но они — великолепная пара, пара другого уровня по сравнению с тем, что мы видели в прошлом сезоне. Они объективно на уровень выше, и только они могли соперничать с Викторией Синициной и Никитой Кацалаповым.
— Что можете сказать о Худайбердиевой и Базине, для которых завершившийся сезон сложился очень неоднозначно, несмотря на победу на национальном чемпионате?
— В Лизе я вижу огромный потенциал, но в какой-то момент случился некий перелом. Она стала чуть другой в этом сезоне. Я не говорю, что они с Егором были плохие, я говорю о том, что она сама не своя. Но именно эти две пары, о которых мы сейчас говорили, мне будут особенно интересны в следующем сезоне — это Степанова и Букин, Худайбердиева и Базин.
— А по итогам чемпионата мира кого бы отметили?
— Все пары прогрессировали, и последняя разминка была очень сильной. Конечно, хотелось бы увидеть конкуренцию с ними наших спортсменов. И Синицина с Кацалаповым, и Степанова с Букиным могли бы побороться там за тройку.
Но исходя из того, что я видела в Сайтаме, была надежда на победу канадцев Пайпер Гиллес и Поля Пуарье — они этого заслуживали, давно к этому шли. Да, американцы Мэдисон Чок и Эван Бейтс великолепны, но этот сезон был за канадцами. Мне было очень жаль, они достойно выступали на Гран-при, в финале Гран-при, но приехали и оказались на третьем месте. Абсолютно так же у нас было с Уивер и Поже, которые приехали на мир и вдруг стали третьими.
Понравились и итальянцы Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри, в ритм-танце отметила бы англичан Лайлу Фир и Льюиса Гибсона — это стиль, постановка, музыкальность, сверхтанцевальный партнер. Как партнерша очень хорошее впечатление оставила канадка Лоранс Фурнье-Бодри, выступающая в паре с Николаем Сёренсеном.
— Трудно было представить, что Чок и Бейтс проиграют.
— Это годами скатанная пара. Здесь сложилось все — и общая политика, и их катание, поэтому даже с падением они смогли стать первыми. Я не могу сказать, что программами и образами они меня очень впечатлили. Чего не скажешь о костюмах, которыми они всегда очень выделяются. Такой красоты больше ни у кого нет. Я равняюсь на них, очень слежу за этим. Думаю, они делают их в каких-то театральных мастерских в Нью-Йорке.
— Позволю себе еще вопрос о моде — последнее время часто говорят о включении в соревнования по фигурному катанию пар, состоящих только из женщин или мужчин.
— Мне кажется, это просто пиар. Не думаю, что они будут выступать. Но сейчас Канада, США, Европа сходят с ума в этом вопросе, отсюда и этот эксперимент. Скажем так: это будет интересно увидеть, но все-таки я в это не верю. Для коммерческих шоу — почему нет, можно и покататься так. Но мне все-таки хочется видеть натуральную эстетику.