Глава "Цифра брокер": синергия брокера и банка открывает возможности для инвесторов
Летом прошлого года было объявлено о выделении российского бизнеса из международного холдинга Freedom Holding Corp., а осенью российские брокер и банк уже стали работать под новым брендом "Цифра". Новым акционером стал один из основателей бизнеса. Сделка была полностью закрыта в начале 2023 года, после чего брокер сменил юридическое наименование на ООО "Цифра брокер". Об изменениях компании и российского брокерского рынка в целом, а также о новых партнерствах и возможностях индустрии в интервью ТАСС рассказал генеральный директор "Цифра брокер" Сергей Носов, возглавивший компанию в мае этого года.
— Сергей Дмитриевич, продажа Freedom Holding Corp. российской структуры и изменение бренда проводились, как было объявлено, в связи с санкционным давлением. Какие принципиальные изменения произошли в брокерском бизнесе России после введения санкций?
— С момента введения санкций в начале прошлого года рынок брокерских услуг существенно изменился, и до сих пор трансформация продолжается. Основные изменения были связаны с тем, что ряд крупных российских финансовых групп попали под санкции, что ограничило возможности для их клиентов по операциям с валютами и иностранными ценными бумагами. Другое принципиальное изменение было связано с блокировкой иностранных активов российских инвесторов по мосту центрального депозитария НРД. К тому же с российского фондового рынка ушла существенная часть нерезидентов, главным образом из недружественных стран, что привело к сокращению глубины и ликвидности отечественного рынка.
Брокерский бизнес перестраивается с учетом всех происходящих изменений, участники рынка стремятся сохранить высокую активность рынка, предлагая клиентам новые возможности. Кроме того, мы видим, что приток на фондовый рынок розничных инвесторов продолжается. По данным Московской биржи, число физлиц, открывших брокерские счета, по итогам мая 2023 года достигло 25,6 млн человек, и только за май на рынок пришли полмиллиона новых инвесторов. Но пока люди тестируют фондовый рынок — счета с нулевым фондированием пока преобладают. При этом с уходом крупных иностранных инвесторов розничные инвесторы стали играть одну из ключевых ролей на биржевых торгах. Также на возможности фондового рынка стали больше внимание обращать и компании. Если раньше временно свободные средства размещались в основном на межбанковском рынке, то сейчас и юридические лица интересуются всеми возможностями.
— С какими основными трудностями брокерский бизнес борется и сталкивается по сей день?
— Основная трудность — сокращение количества доступных инструментов для инвесторов, особенно для неквалифицированных розничных. Необходимо искать новые решения для диверсификации портфелей инвесторов. Сейчас мы активно работаем над выстраиванием взаимоотношений с партнерами из дружественных стран как со стороны брокера, так и со стороны банка для создания новой инфраструктуры и обеспечения доступа наших клиентов к работе с "мягкими" валютами. Это направление является одним из основных в работе "Цифры" сейчас.
— У вас были клиенты, попавшие под заморозку? Как оцениваете перспективы?
— Исторически, когда мы находились в единой структуре холдинга Freedom Finance, мы в основном давали клиентам прямой доступ к международным рынкам. Только небольшая часть клиентов предпочитала торговать иностранными бумагами на СПБ Бирже. Такое построение бизнеса помогло избежать массовых блокировок иностранных бумаг наших клиентов. К тому же мы на сегодняшний день остаемся одним из немногих крупных игроков на рынке не под санкциями. Но действительно, у нас есть клиенты с замороженными активами. Это небольшая часть клиентов, которые перешли к нам из других брокерских компаний. Сейчас мы прикладываем все возможные усилия для "разморозки" этих активов. Направили заявления во все необходимые иностранные структуры. Но пока порадовать клиентов нечем. Судя по единичным случаям по разблокировке иностранных активов, единственное, что можно сделать сейчас, — набраться терпения.
— С 1 июля "Цифра брокер" остановит торги иностранными ценными бумагами с суффиксами тикера .US и .EU. Почему?
— Это ограничение связано с новой стратегией развития компании, которая сфокусирована на российском рынке и рынках дружественных стран. На сегодняшний день портфель клиентов компании в российских активах составляет 157 млрд рублей.
Кроме того, геополитические риски в отношении финансового рынка России постоянно возрастают. В текущей ситуации мы вынуждены в целях защиты интересов клиентов отказать им в возможности торговли иностранными ценными бумагами. С 1 июля будет возможен только вывод иностранных ценных бумаг со счета. Подчеркну, что данное ограничение не касается иностранных ценных бумаг на торгах СПБ Биржи (суффикс тикера в торговой системе: .SPB).
— После ребрендинга клиентам потребовалась адаптация к новому бренду? Был ли отток?
— Оттока не было. Наоборот, к нам приходит много новых клиентов. На сегодняшний день у нас уже более 200 тыс. клиентов. С нового года нас выбрали почти 20 тыс. новых инвесторов. Ребрендинг — это смена имени, а не изменение бизнеса компании, мы провели широкую рекламную кампанию и достаточно быстро повысили узнаваемость нового имени.
— Как происходило и происходило ли разделение клиентской базы между "Цифрой" и "Фридом Финанс"?
— Фактически разделения клиентских баз не происходило, ведь мы говорим про клиентов российского брокера. В период отделения российского бизнеса, а также после объявления о предстоящем прекращении торгов иностранными ценными бумагами часть наших клиентов приняла самостоятельное решение перевести свои иностранные активы в структуры холдинга и к другим иностранным брокерам, чтобы сохранить полный доступ и возможность торговли без ограничений. При этом их российские активы остались в "Цифра брокер".
— Как сейчас выстраиваются взаимоотношения с компаниями из дружественных юрисдикций? Охотно ли обсуждаются новые проекты?
— Мы сейчас активно работаем над выстраиванием партнерских отношений с финансовыми институтами из дружественных юрисдикций, в частности Армении, Турции, Азербайджана и ОАЭ. Это касается не только брокерских, но и банковских услуг. В частности, мы активно развиваем корреспондентские отношения с зарубежными банками, а также ищем и находим брокеров-партнеров в этих и прочих дружественных юрисдикциях. Кроме того, мы активно развиваем расчеты в "мягких" валютах, следуя за общемировой тенденцией к снижению доли доллара и евро в трансграничных платежах.
— Сейчас "Цифра" объединяет два бизнеса — банковский и брокерский. Планируется ли расширение в сторону новых направлений? Возможно, на повестке стоит приобретение какого-либо нового бизнеса?
— Мы не исключаем возможности расширения и увеличения направлений в деятельности, особенно при наличии спроса со стороны клиентов. Если мы увидим интересный актив по хорошей цене, то рассмотрим возможность покупки, но целенаправленно такие активы не ищем.
— Сейчас все больше обсуждается цифровой рубль. Председатель ЦБ ранее заявляла, что его введение не приведет к значимому оттоку средств со счетов в банках. Как на это смотрите вы, считаете ли, что в перспективе цифровой рубль способен заменить обыкновенный? Да и может ли цифровой рубль в целом (и когда?) составить конкуренцию банковскому бизнесу?
— Цифровой рубль может существенно изменить финансовую систему и сделать процессы платежей более удобными и эффективными, но мы не считаем, что в ближайшей перспективе цифровой рубль может заменить обычный рубль. С введением цифрового рубля, возможно, мы увидим некий отток денежных средств с банковских счетов, но уверен, что он будет незначительным. Все-таки, когда вопрос касается денег, люди ведут себя более консервативно.
Однако мы согласны с мнением некоторых экономистов, что цифровой рубль может привести к изменению предпочтений потребителей и повлиять на спрос на традиционные банковские услуги. Постепенно роль цифрового рубля будет расти, и будет расти конкуренция между разными банками в части качества их цифровых каналов, с которыми клиент взаимодействует для управления своими денежными средствами. В эту гонку также вступят и другие компании: финтех-стартапы, крупные e-com-игроки. Если только регулятор не сделает каких-либо ограничений для них. Скорее всего, в начале доступ будет дан только банкам, а затем уже постепенно, протестировав все вопросы безопасности, доступ к возможности разработки удобных цифровых каналов получат и финтех-компании, которые не являются банками. Возможно, постепенно мы увидим свой баланс в цифровых рублях в каждом приложении, где принимаются платежи: в интернет-магазинах, такси, доставке еды и т.п. И все это будет безопасно, и никто, кроме самого клиента, доступ к этому балансу не получит.
Относительно конкуренции с банковским бизнесом, цифровой рубль может стать альтернативой для некоторых банковских операций, например платежи и переводы. Однако банки будут по-прежнему выполнять другие функции, такие как предоставление кредитов, инвестиции и управление финансами, которые не могут быть полностью заменены цифровым рублем.
— На ваш взгляд, какая основная проблема привлечения инвесторов на китайский рынок и что способно ее решить?
— Основная проблема — это фактор недоверия, причины которого лежат в нескольких плоскостях. Это и слабое знание китайского рынка российским инвестором, и проблемы с публичностью эмитентов, и особая роль государства в экономике. Все это в свою очередь понижает возможность качественного прогнозирования действий локальных эмитентов и их экономики в целом.
Одновременно с этим в России наблюдается острый дефицит экспертов по Китаю в области экономики, юриспруденции и финансов. Если говорить о России и предпринимателях и инвесторах из России, то их экспертиза сфокусирована на западной экономике. Так сложилось изначально в девяностые годы, когда страна перешла от экономической модели СССР к открытому рынку, ориентированному на Запад. Вся инфраструктура была построена с данным ориентиром. Поэтому на рынке полно специалистов отчетности, юриспруденции, экономики, финансов и т.д., хорошо разбирающихся в западных стандартах. И есть огромный дефицит специалистов восточного направления. Этот перекос выровняется сам собой со временем.
— Вы ждете появления на рынке ценных бумаг из Бразилии, Индии и других стран?
— Время покажет, как будет развиваться геополитика в ближайшем будущем, какие союзы будут заключаться, какие экономические блоки будут рождаться. Все возможно. Пока можем с уверенностью сказать, что у многих клиентов есть интерес приобретения индийских, бразильских и китайских бумаг.
— Я спрашивала про то, может ли составить цифровой рубль конкуренцию банковскому бизнесу. А может ли составить брокерский бизнес конкуренцию банковскому в нашей стране и когда? Ведь насколько мне известно, в США, к примеру, объем активов граждан в ценных бумагах превышает аналогичный показатель в депозитах. Когда наша страна придет к этому и придет ли?
— Российский фондовый рынок — достаточно молодой по сравнению с западными странами. С одной стороны, он еще не полностью охватил население страны, с другой стороны, скорость этого охвата существенно выше. Через несколько лет мы можем увидеть ситуацию, когда каждый второй экономически активный россиянин будет иметь брокерский счет. Сейчас такой счет имеет каждый четвертый. Молодость нашего рынка позволила изначально использовать более современные технологии. Как итог, нигде на Западе нет такого развития торговли через мобильные приложения.
Все крупные российские банки сейчас дают своим клиентам возможность торговли на бирже, как и все крупные брокеры имеют свои банки. Банковские и брокерские продукты стали дополнять друг друга. Показательной стала скорость перевода активов инвесторов весной прошлого года из фондового рынка на банковские депозиты, сейчас часть средств возвращается обратно на биржу.
— Что вы думаете о криптовалюте и криптобиржах? Вы относитесь к тем, кто считает, что за криптовалютой будущее и она может стать убежищем в случае финансового коллапса, или думаете, что это большой пузырь?
— Мы не предоставляем своим клиентам доступ к криптовалютному рынку. Эти инвестиции на сегодняшний день являются не только высокорискованными, но и неурегулированными по российскому законодательству. Что касается пузырей на любых рынках, то они созревают в том случае, если какой-то актив слишком переоценен и не несет в себе той ценности, которую в него в моменте вкладывают. По мере роста способов и возможностей использования крипты как средства платежа или средства обмена ценность ее будет расти.
— В целом как смотрите на банковский кризис в США? Считаете, что он уже наступил? Как вы полагаете, существует ли реальная угроза дефолта в США?
— Банковский кризис — всего лишь следствие большей проблемы. Основная проблема — это экономический кризис в США. Его не видно невооруженным взглядом, так как заметные эффекты обычно проявляются с задержкой. При этом кризис начался в конце 2021 года, его признаки можно заметить, изучая статистические данные. Так, первым признаком было повышение инфляции (с которой еще не справились), второй удар был по банкам. Посмотрим, что будет дальше. При этом говорить о дефолте в США очень сложно по нескольким причинам. Первое — такая ситуация складывается впервые в нашей истории, кризис тридцатых годов не в счет, тогда экономика была другой. Второе — сценарий, что первая экономика мира может уйти в дефолт, выглядит очень фантастичным. Можно пофантазировать на этот счет — дефолт значительно облегчит США ситуацию, но при этом разрушит как минимум их репутацию. Тем не менее прямого выхода из сложившихся обстоятельств так, чтобы это не затронуло простых американцев, не наблюдается.
— Некоторые экономисты считают, что в сегодняшнем разрезе российская экономика уже не так подвержена влиянию настроений на западных биржах и действиям мировых регуляторов. Если да, то как это работает? Условно, почему сегодня изменение ставки ФРС или динамика S&P уже не влияет на настроения на финансовом рынке в России? Или все же завязки есть и останутся в любой ситуации?
— Российская экономика действительно стала довольно изолированна от новостей и настроений на западных биржах, однако некоторая зависимость все же сохраняется. Отечественный фондовый рынок пережил непростой 2022 год, когда иностранные инвесторы активно выходили из российских активов. По оценкам Банка России, отток капитала за прошлый год составил $217 млрд. Теперь на фондовом рынке тренды определяют физические лица, доля которых превышает 80% объемов торгов акциями. У физических лиц нет таких возможностей по перемещению капитала в условиях меняющейся конъюнктуры на мировых рынках, какие имели иностранные инвесторы. Поэтому отечественные бумаги стали менее подвержены изменениям в западных экономиках. При этом сохраняется частичная зависимость за счет влияния колебаний цен на мировых рынках. Как пример, рост инфляции в мире влияет на рост цен и внутри страны, так как мы импортируем многие товары повседневного спроса. Кроме того, Россия имеет определенную долю экспорта в ВВП страны. Снижение спроса или цен на экспортируемые ресурсы оказывает влияние на финансовые показатели компаний, что, в свою очередь, влияет на котировки акций.