7 ДЕК, 12:00

Торгпред РФ в Токио Стапран: экономические отношения России и Японии проходят испытание

Япония наряду с другими странами G7 продолжает придерживаться санкционной политики в отношении России. Товарооборот между двумя странами после февраля 2022 года начал стремительно сокращаться, большинство японских компаний ушли с российского рынка. Тем не менее некоторые области сотрудничества по-прежнему продолжают функционировать.

Новый торговый представитель РФ в Японии Наталья Стапран в интервью ТАСС рассказала о текущем состоянии торгово-экономических отношений двух стран, возможных перспективах развития, а также о ситуации в сферах поставок энергоресурсов и подержанных автомобилей.

— Уважаемая Наталья Валерьевна, как вы в целом оцениваете ситуацию в экономических отношениях России и Японии, а также ее перспективы с учетом того, что спад продолжается по большинству статистических показателей? 

— Российско-японские экономические отношения проходят испытание на прочность. Товарооборот сокращается, ряд японских компаний, в первую очередь автоконцерны, заявили об уходе с нашего рынка, уступив свои выигрышные позиции конкурентам. Тем не менее любой конъюнктуре важно помнить, что Россия и Япония остаются странами-соседями. К тому же для Дальнего Востока Япония традиционно была партнером. Вычеркнуть все это за один год невозможно и, на мой взгляд, не нужно. Это, в свою очередь, накладывает дополнительную ответственность за состояние двусторонних отношений, необходимость принимать взвешенные решения без оглядки на корыстные интересы третьих стран.

На мой взгляд, очевидно, что цена кризиса достаточно высока как для граждан, так для и бизнеса двух стран. Обе страны несут очевидные бессмысленные экономические издержки.

Любой кризис когда-то закончится, и поэтому даже в самой сложной ситуации нельзя забывать о будущем, важно поддерживать контакты и человеческие отношения. Совершенно не хочется оказаться на развалинах экономических отношений, где все придется вновь выстраивать с нуля. Надо сохранять имеющуюся основу.

Помимо традиционных направлений сотрудничества, таких как энергетика, очень важно сохранять отношения по темам, которые в наибольшей степени затрагивают интересы обычных граждан: медицина, туристические и образовательные услуги, прикладные исследования. Я думаю, что следующий год должен показать определенные подвижки по этим направлениям.

Мы можем сотрудничать в таких сферах, как "зеленая" экономика, декарбонизация и устойчивое развитие. Это темы, которые носят глобальный характер и выходят за рамки двусторонних отношений.

Безусловно, наиболее эффективным инструментом для восстановления кооперации выступает бизнес. 

— Япония, несмотря на следование политике антироссийских санкций, неоднократно заявляла о том, что нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" являются важными с точки зрения ее национальных интересов. Как российская сторона реагирует на подобные заявления? Какими вы видите возможности для развития отношений России и Японии в энергетической отрасли? 

— Энергетика — еще одна сфера, стабильность которой напрямую влияет на благополучие простых граждан. Важно, что у России и Японии присутствует понимание, что упомянутые проекты значимы для национальных интересов. Это вопрос в первую очередь надежных поставок энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, достижения целей сокращения выбросов парниковых газов.

Конечно, санкции третьих стран против российско-японских энергетических проектов оказывают определенное влияние на их функционирование и бьют по интересам Японии, но, я уверена, сотрудничество в этой области будет продолжено, о чем заявляют и в Японии.

Последний из таких примеров влияния третьих стран — это ситуация с проектом "Арктик СПГ — 2". В нем активно участвовали японские компании, и сейчас он подпадает под санкции. В связи с этим возникает вопрос, что в первую очередь волнует американских партнеров в отношениях с Японией. Понятно, что они бьют по ключевым отраслям, нарушая экономические интересы и вопросы безопасности.

Россия, несмотря на многочисленные санкции Японии, выстраивает свои действия предельно рационально и прагматично. В частности, в проекте "Сахалин-2" благодаря смене оператора энергетического проекта мы смогли отстоять наши интересы, сохранив в полной мере контрактные обязательства перед клиентами, подтвердив тем самым репутацию надежного поставщика

Относительно перспектив, Россия и Япония ставят цели по декарбонизации и "зеленой" трансформации, поэтому сотрудничество в "зеленых" проектах может и должно происходить без всякого политического подтекста. Сотрудничество России и Японии по созданию и развитию цепочек поставок СПГ, водорода, топливного аммиака, древесных пеллет, развитию всего комплекса "зеленых" технологий принесет пользу не только нашим странам, но и всей планете. Первые шаги по обозначенным темам были сделаны еще до кризиса.

Тем более что в части любых "зеленых" проектов неоспоримым преимуществом выступает географическая близость России и Японии — короткое транспортное плечо снижает выбросы CO2 в атмосферу. 

— Какая продукция сейчас поставляется из России на японский рынок? Каковы тенденции по этому направлению? Несмотря на имеющиеся сейчас препятствия для развития торговых отношений, есть ли интерес с японской стороны к каким-либо видам российской продукции? 

— Практический интерес бизнеса полностью сохраняется. Российская продукция по-прежнему присутствует на японском рынке. Имею в виду продовольственные товары, рыбу, продукцию деревопереработки, алюминий. Очень перспективным видится рынок экспорта услуг: медицина, образование, туризм. 

Безусловно, количество барьеров, как формальных, так и неформальных, за последнее время кратно увеличилось. Поэтому представители бизнеса испытывают опасения из-за проблем с платежами, логистикой и т.д.

Бизнес, даже имея очень серьезный интерес, взвешивает свои риски и возможности. В результате появившиеся барьеры приводят к удорожанию российской продукции для японцев. Помимо этого, есть, что называется, информационная борьба, когда российские бренды просто не принимаются на рынке.

Тем не менее я надеюсь, что сотрудничество будет продолжаться. Поскольку даже в текущих условиях есть примеры реализации успешных проектов между бизнесом двух стран.

— В прошлом торгпредство неоднократно помогало поставщикам российской продукции выходить на японский рынок. Присутствует ли сейчас запрос от российских производителей на подобную помощь? 

— Торгпредство само по себе является уникальным государственным институтом, призванным через инструменты экономики и торговли развивать двусторонние отношения в любых условиях. Получив запрос от российского экспортера или потенциального японского импортера, мы осуществляем полноценную экономическую экспертизу, проводим анализ рынка, оказываем юридическую поддержку и выстраиваем коммуникацию между сторонами. Каждый новый санкционный пакет требует серьезной работы наших юристов, стараемся давать пояснения нашему бизнесу и по возможности отстаивать наши права перед японской стороной.

Только за этот год мы получили более 300 запросов. Некоторые из них нашли своего потребителя на японском рынке, чему мы очень рады. Совместно с компаниями разрабатываем стратегию выхода на японский рынок, анализируем регуляторные риски, формируем лучшие практики

— После введения Японией запрета на экспорт бензиновых и дизельных автомобилей с двигателями объемом более 1,9 л и гибридных машин наблюдается сокращение поставок. Тем не менее рынок, судя по всему, адаптируется и к этим ограничениям за счет перехода на малолитражные автомобили. Каковы тенденции на этом направлении? 

— Доля японских производителей на российском рынке всегда была достаточно крупной. В нашей стране традиционно высоко ценят продукцию из Японии за ее качество. Для Японии российский рынок также был достаточно интересен в первую очередь за счет высокой маржинальности и перспектив роста.

После введения санкций с 9 августа мы наблюдаем сокращение импорта японских авто и, соответственно, наблюдаем, как перестраивается рынок и логистические цепочки. Очень нелогичным кажется запрет на гибридные и электромобили, особенно в плане продвигаемых Японией усилий по декарбонизации и созданию "зеленой" экономики.

Очевиден тот факт, что доверие к японским автопроизводителям в значительной мере подорвано, чем дольше будет продолжаться отсутствие японских производителей на российском рынке — тем больше усилий понадобится при возвращении. Освободившиеся ниши быстро занимают конкуренты. В текущей ситуации мы видим в основном убытки и ущерб для японских автопроизводителей.

Помимо автопрома существует значительное число ниш, в которых могут быть представлены японские товары. В первую очередь медицинское оборудование, его комплектующие. Так, сейчас российские медицинские учреждения испытывают трудности с закупленным японским оборудованием. Именно в этой области стоит использовать исключения из санкций и наладить сотрудничество.

Читать на tass.ru