Гендиректор "Москонцерта": наша культбригада проехала по зоне СВО около 70 тыс. км
Старейшее учреждение культуры столицы "Москонцерт" в последние годы не только создает и проводит всевозможные мероприятия на площадках Москвы, но и активно занимается организацией культурной программы для жителей новых территорий России. О новых направлениях деятельности культбригады в зоне СВО, а также о готовящихся проектах в Москве, среди которых "Неделя мюзикла" и фестиваль поэзии, рассказал в интервью ТАСС генеральный директор "Москонцерта" Илья Бачурин.
— Илья Викторович, планируется ли продолжить выезды культбригады "Москонцерта" в новые регионы России в этом году?
— Да, культбригада "Москонцерта" продолжит деятельность, которую начала в 2022–2023 годах, но расширит ее с учетом полученного опыта. Сейчас у нас есть концертные, детские программы, креативные бригады, которые рассказывают молодежи о федеральных и московских программах, о возможностях, связанных с образованием, поддержкой бизнеса, участием в различных форумах.
Одно из подразделений "Москонцерта" — Московский театр поэтов, в котором работают такие прекрасные современные поэты, как Влад Маленко и Сергей Антипов. С ними будем развивать вербальные программы, которые за два года спецоперации набрали силу. Новая поэзия появилась, укрепилась, созданы произведения, которые сильно резонируют в душах современной молодежи, эти стихи можно и нужно исполнять не только перед бойцами на передовой, но и перед мирными жителями — Россия должна звучать не только на языке новостей и официальных лиц. Необходимы творческие люди, которые сформулируют на новых территориях новые смыслы и упакуют их в творческие конструкции. Это отдельное направление, которое мы обязательно запустим.
Кроме того, планируем ездить с классической музыкой, ведь до сих пор концертные программы состояли в основном из эстрадного репертуара — военных, советских песен, которые знакомы всем с детства. Но мы уже побывали с ними буквально в каждом населенном пункте на новых территориях, где есть хоть какая-то площадка для выступлений. Даже поверить сложно, что наша культбригада проехала по зоне СВО около 70 тыс. км. Спидометр автобуса, на котором мы отправились далеко не в первый выезд, уже показывает 60 тыс. км, но и до него мы накрутили больше десяти.
Рояль возить с собой не получается, поэтому нужны электронные клавиши и солисты, которые готовы на них работать. В залах, где стоит фортепиано, есть возможность расширить репертуар: фортепиано соединить со скрипкой, виолончель — с вокалом. "Москонцерт" разработает классические программы, чтобы они были простыми и понятными, радовали слух. Мы хотели бы не только образовывать людей, но прежде всего делать их жизнь легче и лучше, привносить хоть немного приятных и радостных эмоций.
— Сколько выездов на новые территории планируете в этом году?
— В прошлом году было сделано больше 60 выездов, и в этом, думаю, будет не меньше. Очень важно, что артисты едут с энтузиазмом. Мы ни разу никого не заставляли ехать и даже не всех берем, потому что по здоровью это должны быть люди достаточно крепкие. У культбригады плотный, тяжелый график, это два-три концерта в день, переезды, не всегда комфортные ночевки, физическое и эмоциональное напряжение. Сейчас присоединяются и те, кто вначале боялся ехать, но чувство долга возобладало над ощущением опасности. В ЛНР, в ДНР люди живут в условиях постоянной военной угрозы, и встречи с ними — это тоже события, которые меняют участников культбригад.
— Близится 23 февраля, приготовил ли "Москонцерт" мероприятия по случаю Дня защитника Отечества?
— 23 февраля у нас будут программы в Москве — концерты для семей военнослужащих, участвующих в СВО, выступления в госпиталях, Вишневского, Бурденко, в санатории "Горки", в Доме книги на Арбате, большая концертная программа в "Москонцерт-холле". Артисты будут исполнять те песни, которые ребята хотят слышать. Искусство в данном случае работает для них так же, как беседы, позволяющие немного развеяться. Наша задача — развлекать и радовать, стараемся выбирать и современные композиции, чтобы слушатели могли подпевать.
С 17 по 24 февраля культбригада представляет программу на территории новых регионов, в которой я тоже принимаю участие. Мы работаем, полностью координируясь с Министерством обороны. Наша аудитория предположительно составит до 5 тыс. человек, это и военнослужащие, и студенты вузов, и гражданское население — самые разные зрители, поэтому в программу входят и современные композиции, и военные, патриотические песни для повышения настроения. К 8 Марта тоже будут отдельные праздничные программы с совсем другим репертуаром.
— Вы проводили обновление площадок "Москонцерта", как сейчас оцениваете их состояние? Нужны ли "Москонцерту" дополнительные помещения или этих хватает?
— "Москонцерт" имеет очень большой потенциал по созданию новых программ, может стремительно и очень гибко отвечать на поставленные задачи. С самого первого дня работы здесь я ставил вопрос о новых площадках, на которых можно было бы представить новый контент. К сожалению, пока нет той одной ключевой площадки, которая бы подходила нам по всем параметрам. Даже зал на Пушечной, который сейчас находится на ремонте, полностью не позволял реализовать все возможности.
По своему потенциалу "Москонцерт" может создать контент для зала вместимостью от 1,5 тыс. до 5 тыс. зрителей и, конечно, в самом центре города, ведь расположение — это важнейший фактор. Мы продолжаем поиск площадок, а пока существуем на сценах "Москонцерт-холла" на Каланчевке, во Дворце культуры им. Горбунова, в Музыкальной квартире на Тверской-Ямской, а также на партнерских площадках, среди которых Тверская, 13, Путевой дворец.
— Вы уже присмотрели залы в Москве, которые вам подходят?
— Например, Концертный зал Дома союзов, который принадлежит Московский федерации профсоюзов. Он в советские времена был одной из трех главных концертных площадок страны. Мы хотели бы предложить Федерации профсоюзов снова сделать ее концертной площадкой, собирать лучшие в масштабе России программы и серьезные международные проекты. Если с какими-то из пространств, находящихся в коммерческом использовании, таких как Дворец на Яузе, получится найти взаимодействие на уровне городских властей, это тоже было бы очень здорово. Ведем сейчас переговоры с Зеленым театром на ВДНХ — на лето это прекрасная площадка.
Мы дружим с очень многими культурными коллективами — это "Персимфанс", Intrada, Центр электроакустической музыки Московской консерватории, делаем много интересных мероприятий с режиссером Юрием Квятковским, одним из участников команды "Москонцерта", Петром Айду из "Персимфанса", который является также музыкальным руководителем "Москонцерта". Можем развернуть их активности под конкретную площадку.
— Принес ли ребрендинг "Москонцерта" плоды — увеличивается ли число зрителей на ваших мероприятиях? Что стало самым популярным в прошлом году?
— Ребрендинг точно принес результаты, с его помощью был проведен некий водораздел с предыдущей версией "Москонцерта". И несмотря на то, что мы были очень аккуратны с коллективом и не уволили значительную часть сотрудников, не пытались построить новый "Москонцерт" из новых музыкантов, а делали новые программы с теми, кто уже работал, все равно надо было четко заявить, что мы другие, мы соответствуем запросам времени. Сейчас билеты продаются в разы лучше, чем до ребрендинга и запуска новой репертуарной политики. Мы получаем обратную связь от молодой аудитории, и это не может не радовать.
Почему нужно такое усиление молодежного сегмента — эти люди будут долгие годы с нами, если мы их сегодня чем-то привлечем. Для кого-то точкой входа станет "Новая классика", для кого-то — фестиваль народной культуры "ДНК", для кого-то — произведения в стиле барокко и сложная хоровая музыка. Но очень важно, чтобы, попав в команду зрителей, человек и впоследствии не терял интереса и находил продукт, который его интересовал бы.
В прошлом году самым популярным среди наших мероприятий стал фестиваль "Новая классика" в парке "Зарядье", который был посвящен юбилею Сергея Рахманинова. По количеству людей мы достигли рекордных цифр: программу посетили почти 21 тыс. зрителей, более 485 тыс. смогли посмотреть трансляции на странице парка "Зарядье" в социальной сети "ВКонтакте". Но самое главное — не рекорды посещаемости, а то, что мы смыслово нашли уникальную концепцию, которая не использовалась раньше никем. Это синтез классической музыки в новом прочтении, неоклассической музыки современных композиторов, экспериментальной музыки и мультимедийных технологий.
— Какие самые масштабные проекты запланированы на текущий год?
— 2024 год важен для нас предстоящим празднованием юбилея Альфреда Шнитке. Петр Айду пишет оперу, построенную на творчестве Шнитке и посвященную его творчеству. Это очень сложное произведение, которое будет формировать новые смыслы и объяснит творчество Шнитке сегодняшнему слушателю. Этот проект планируется представить масштабно, на одной из центральных площадок Москвы — в Консерватории или зале "Зарядье". Для нас это будет программное произведение и самый серьезный вклад, который мы могли бы внести в празднование юбилея.
— "Москонцерт" собирался провести "Неделю мюзикла", есть ли подробности этого мероприятия?
— 17–18 февраля в "Москонцерт-холле" завершились "Выходные мюзикла", которые предваряют "Неделю мюзикла". Этот фестиваль с участием региональных музыкальных театров и коллективов станет неким дайджестом того, что происходит в этой сфере на территории России. Хотелось бы собрать всю палитру произведений от разных театральных трупп. Это будет как выставка достижений индустрии российского мюзикла. В идеале хотели бы провести его летом в Парке Горького, потому что там большие технические возможности и масштабный охват аудитории, но прорабатываем и другие варианты.
— Продолжается ли проект "Искусство рядом"? И будут ли в этом году концерты в мэрии Москвы?
— "Искусство рядом" — это проект, который должен расширить спектр программ, предлагаемых дворцами культуры и культурными центрами в самых разных отдаленных уголках Москвы. В Капотне или на площадках Новой Москвы должны быть представлены те же программы, что в центре Москвы. Изначально рассчитывалось, что это будет программа с очень большими охватами, и в итоге мы вышли на примерно сотню мероприятий в год. Они даются нам не так легко, чтобы можно было их количество в разы увеличить.
Во-первых, показывать нужно программы самого высокого уровня, а график задействованных артистов расписан очень плотно. Во-вторых, у каждой из площадок тоже есть свой график, иногда бывает сложно встроиться. Тем не менее концертов становится все больше и больше.
Что касается концертов в мэрии — это проект "Музыка на Тверской", прошлым летом мы сформировали для него замечательную программу с участием международных звезд. Это при том, что Россию пытаются изолировать, кому-то закрывают возможности въезда в страну, кто-то сам отказывается. В прошлом году в мэрии прошел 21 концерт с огромным успехом, с аншлагами. Там, правда, и зал небольшой, но очень красивый, и эти выступления летом здорово разнообразят культурную жизнь города.
Летом продолжим этот проект, планируем снова привозить мировых звезд. Список тех, кто готов приехать, очень велик — я сейчас помогаю коллегам из общества "Знание" в формировании списка западных спикеров и гостей "Всемирного фестиваля молодежи 2024" и вижу, что многие большие артисты желают приехать в Россию, даже понимая, что будут серьезные потери для их деятельности на территории других государств.
В то же время мы начинали работу на Тверской, 13, с иммерсивной постановки, рассказывающей об истории здания и с включением художественных номеров. Сейчас хотим вернуться и к такому формату, уже есть идеи спектаклей. На этой площадке восемь залов, они очень небольшие, по ним надо перемещаться аккуратно, но, думаю, мы сможем предложить новое музыкальное действо для гостей. Это снова будет связано с историей, место определяет тематику — заходишь в подъезд и погружаешься в атмосферу позапрошлого века, просто грех не использовать эту возможность. В представлениях будет и инструментальная, и вокальная, и литературная части.
— Какие летние программы ждут москвичей?
— В третий раз состоится фестиваль Tutti, это летний парковый проект, который успешно развивается, к нему подключаются разные музыканты, растет число жанров. Надеюсь, летом состоится также большой чтецкий фестиваль на различных открытых площадках. Скорее всего, это будет серия мероприятий в парках, фестиваль актуальной поэзии с участием таких поэтов, как Влад Маленко, Сергей Антипов. Сейчас в разработке концепция и название мероприятия.
С Зеленым театром на ВДНХ начнем сотрудничать на постоянной основе. Правда, у них уже запланировано большое количество мероприятий, "Москонцерт" встраивается в уже существующий график, обязательно отработаем на самом высоком уровне. Будем ориентироваться на запросы аудитории, задача — не сыграть какие-то определенные программы "Москонцерта", а придумать новые.
— Есть ли у "Москонцерта" совместные проекты с другими регионами России помимо новых территорий?
— "Москонцерт" выезжает в другие регионы регулярно, нас периодически приглашают региональные филармонии. Но это разовые выезды, потому что организация все-таки московская. Хотя надо признать, что "Москонцерт" до конца 1970-х был главным организатором гастрольной деятельности в Советском Союзе с пиковыми цифрами под 60 тыс. концертов в год. Но это были времена, когда все артисты ездили на гастроли через "Москонцерт".
Мы очень четко фокусируемся на тех задачах, которые ставит перед нами Департамент культуры Москвы. Если в какой-то момент нужно будет поехать с концертами по России, мы это с удовольствием сделаем. Вообще было бы здорово практику культбригады, которая работает на новых территориях, развернуть и на другие регионы России. Ездить по русской глубинке с контентом очень высокого уровня, привозить первоклассный театр, оперу, исполнительское искусство. Потому что сельские жители редко выезжают в другие регионы. Горожане ездят, у них туризм, у них понятие отпуска, а у сельского жителя какой отпуск? У него скотина, куда он от нее уедет? И к ним надо самим приезжать, это будет востребовано.
По новым регионам мы перемещаемся с мобильным комплектом, там и площадь не так велика, и дороги более-менее есть. А если говорить про Сибирь, то расстояние там больше, с дорогами вопросы. Так что необходимы мобильные комплекты света, звука, нужен клуб на базе "Камаза", где борт раскладывается, выставляются колонки, фонарики и можно и кино показывать, и песни петь. Такая версия культбригады для других территорий России была бы актуальна — будем предлагать, обсуждать с Департаментом культуры.