28 МАР, 10:00

Глава Росавтодора: у нас достаточно средств, сил и опыта для обеспечения трафика в Крым

В 2023 году в России построено и отремонтировано более 30 тыс. км автомобильных дорог, что стало рекордным показателем за всю историю страны. О том, что сыграло ключевую роль в развитии дорожной отрасли, а также о планах по вводу новых объектов и реализации поручений президента РФ в интервью в студии ТАСС в координационном центре правительства на ВДНХ рассказал руководитель Росавтодора Роман Новиков.

Ваш браузер не поддерживает видео

Роман Витальевич, за 20 лет работы Росавтодора дорожное хозяйство нашей страны сильно изменилось: увеличилось количество дорог, улучшилось их качество. Что, на ваш взгляд, стало главным, системообразующим на этом пути?

— Огромное количество дорог, обусловленное огромной территорией нашей страны, диктовало за собой и определенные системные решения, которые должны были всю нашу дорожную деятельность систематизировать. На протяжении 20 лет дорожная отрасль существует в том административном формате, в котором находится Федеральное дорожное агентство, решение по которому было принято президентом Российской Федерации в 2004 году. Именно это стало огромным стимулом для того, чтобы выстроить деятельность таким образом, чтобы все было подчинено одной цели — развитию дорог, повышению комфорта передвижения по автомобильным дорогам.

У нас есть понятие — нормативное состояние автомобильных дорог. Касательно автомобильных дорог федерального значения, в 2002 году этот показатель был 38%. На сегодняшний день он составляет 73%. Когда мы начинали эту деятельность, протяженность федеральных автомобильных дорог, подведомственных Росавтодору, составляла 46 тыс. км. Сегодня это 61 тыс. км. Еще 4 тыс. км автодорог управляют наши коллеги из государственной компании "Автодор". 

Мы начали пробовать консолидировать нашу огромную дорожную сеть: это 1,5 млн км по всей стране, собрать сначала в приоритетный проект, который позднее перерос в национальный проект — "Безопасные качественные дороги". Мы сегодня уже получаем первые результаты национального проекта. В 2024 году мы подводим его итоги и уже видим, что одна из целей достигнута. По указу президента мы должны были привести в нормативное состояние 50% региональных дорог протяженностью более 500 тыс. км. Сегодня мы уже имеем 52% дорог в нормативном и более состоянии. К нормативу также должно быть приведено 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях страны, сегодня это 82%. Мы твердо уверены, что к концу года достигнем нужного показателя, ресурсами и финансированием для этого обеспечены.

В 2023 году в нашей стране было построено и реконструировано рекордное количество дорог — более 30 тыс. км. Продолжится ли эта тенденция в 2024 году и ждать ли новых рекордов?

— Самое главное для нас достижение — это оценка гражданами тех результатов, которых мы достигаем в дорожной деятельности.

В 2024 году задачи по национальному проекту стоят не менее амбициозные. В прошлом году объем укладки асфальтобетонных покрытий действительно был максимально рекордный — 181 млн кв. м. В этом году плановый показатель у нас порядка 133 млн кв. м. Но хочу сказать, что прошлый рекордный показатель начинался с планового показателя 125 млн кв. м. Мы постоянно получаем от правительства финансовую поддержку на реализацию тех или иных мероприятий. За счет того, что все эти мероприятия носят целевое значение, мы рассчитываем на то, что и в этом году все показатели по вводу объектов в эксплуатацию, по приведению в нормативное состояние будут гораздо выше плановых показателей, которые мы для себя наметили.

— Хватает ли финансирования на все мероприятия, о которых вы сейчас говорили?

— Финансирования хватает. Образование региональных дорожных фондов позволило собирать в них в год примерно по 2 трлн рублей по всей стране. Так, с 2010 года порядка 14 трлн рублей субъекты Российской Федерации собрали в дорожные фонды и направили на дорожные работы. Это как раз и послужило стимулом развития: эти деньги позволили 165 тыс. км ввести в эксплуатацию, построить, отремонтировать и довести до нормативного состояния. На сегодня из 500 тыс. км региональной дорожной сети более 300 тыс. км находятся в нормативном состоянии.

На федеральной сети тоже стоят достаточно амбициозные задачи. Средства все на сегодняшний день под задачи доведены. Объемы ввода будут гораздо больше, чем в 2023 году, когда мы чуть более 230 км ввели в эксплуатацию. В этом году планируем ввести в эксплуатацию 385 км федеральных дорог. 

Какие главные проекты Росавтодор реализует или собирается реализовать в том числе и в новых субъектах РФ?

— За 2023 год мы сформировали органы управления дорожным хозяйством на территории ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, помогли коллегам укомплектоваться кадрами. С сентября мы довели средства федеральной поддержки в объеме почти 15 млрд рублей и начали работы.

1 039 км наиболее важных автомобильных дорог на территории новых субъектов мы приняли в федеральную собственность. Мы также начали проектирование обхода Новоазовского, обхода Мариуполя и дальше будем развивать по Джанкою — по той части, которая находится на территории Республики Крым.

То есть уже появится единая транспортная артерия, которая позволит развиваться самим регионам и обеспечить связь между другими субъектами РФ в Азово-Черноморском бассейне

Главным, конечно, нашим проектом на сегодняшний день становится реализация транспортных коридоров. Очень востребованным становится коридор "Север — Юг". Для нас очень важно обеспечить ликвидацию узких мест на протяжении всего этого коридора. Мы сконцентрировали внимание, например, на дороге Р-217 "Кавказ" в Республике Дагестан, в Чеченской Республике, в Ставропольском крае мы развернули масштабные работы по переводу этой дороги в четырехполосное исполнение. На сегодняшний день несколько проектов по обходам крупнейших городов начинаем там реализовывать. Уже реализуется обход Гудермеса в Чеченской Республике, мы его в этом году, в октябре, планируем ввести в эксплуатацию. Также разворачиваем еще работу на трех объектах: это обход Хасавюрта, обход Махачкалы и обход Дербента в Республике Дагестан.

Строительство обходов городов, как президент сказал в послании, становится для нас одной из главных задач. Президент сказал про 50 обходов — они у нас все уже практически находятся в проработке, в разной степени реализации. Три я уже назвал, в следующем году также вводятся несколько обходов на дальневосточном направлении, на коридоре "Запад — Восток". Несколько обходов вводятся на направлении М-12.

Очень сильно развивается стройка по направлению Крымского полуострова. Мы в этом году планируем завершить строительство дороги А-289 от Краснодара к Крымскому мосту, которая обеспечивает прямой путь, в отличие от сегодняшней существующей дороги, которая идет через обход Анапы. Хотя и там мы модернизируем дорогу, которая идет из Новороссийска к Крымскому мосту. В этом году мы планируем оставшиеся три объекта на этом протяжении ввести в эксплуатацию.

Недавно президент поставил ряд задач не только по обходу городов, но и по самому развитию Азово-Черноморского кластера. Какие задачи для себя здесь видит Росавтодор?

— Мы видим, как на сегодняшний день выросла интенсивность автомобильного транспорта из-за того, что закрыты аэропорты по известным причинам. Для нас очень важно, чтобы Азово-Черноморский регион в части дорожной сети развивался. Направление это давно нами взято, и начато оно с Крымского моста, все дальнейшие планы очерчены. Мы будем двигаться по этому направлению. Мы начали в прошлом году транспортную развязку в Краснодарском крае, в районе Верхнебаканского. В этом году будем активизировать работы. Мы в Адыгее начали транспортную развязку на выезде из Краснодара, на 19-м километре одной из наших дорог. Планы у нас достаточно грандиозные по южному кластеру.

— Уже не за горами туристический сезон, отдыхающие будут отправляться в Крым, вероятнее всего, по Крымскому мосту. Как планируете справляться с большим количеством туристов, чтобы они передвигались по мосту без пробок, а главное — безопасно?

— Вопрос существует, но мы справляемся и будем справляться. Пропускная способность Крымского моста при всех тех условиях, которые сегодня существуют, никогда не снижалась. Его расчетная пропускная способность составляет 20 тыс. автомобилей в сутки, а в пик может воспринимать до 30 тыс. По той статистике, которую мы ведем, больше 14 тыс. автомобилей в сутки пока еще не было, то есть у нас еще хороший запас прочности.

Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что переход через Керченский пролив, доступность в Республику Крым осуществляется в особых условиях. Министерство транспорта отрегулировало эти особые условия, проведя несколько мероприятий, как оптимизировать транспортно-логистическую систему в районе Керченского пролива на этот [особый] период.

Говоря об автодорожной части, проводится большое количество досмотровых мероприятий, что в сегодняшних условиях просто необходимо для того, чтобы объект эксплуатировался безопасно. Мы большое количество мероприятий провели по увеличению постов и зон досмотра, модернизировали саму систему досмотра.

И сегодня мы считаем, что у нас достаточно сил, средств, опыта для того, чтобы и обеспечить требуемый трафик, и ликвидировать дискомфорт, который может происходить при проведении этих досмотровых мероприятий, и обеспечить безопасность

И я просто хочу сказать, что, по опыту прошлого туристического сезона, мы достигли такого показателя, что у нас время прохождения через Крымский мост не составляло более часа.

Читать на tass.ru
Теги