Глава департамента МИД РФ: рассчитываем на инстинкт самосохранения НАТО по Украине
Глава второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексей Полищук в специальном интервью ТАСС охарактеризовал положение дел вокруг Украины и Приднестровья и рассказал, почему у НАТО должен сработать инстинкт самосохранения.
— Россия передала Украине требование о немедленном аресте и выдаче всех причастных к терактам на территории РФ лиц, включая главу СБУ Василия Малюка. В СБУ назвали "ничтожным" это требование. Как Россия планирует реагировать в случае, если изложенные требования будут проигнорированы Киевом?
— Действительно, 27 марта украинской стороне была передана нота с требованиями о выполнении обязательств по Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.
Речь идет о немедленном аресте и выдаче всех лиц, причастных к терактам, совершенным в России с 2022 года: взрывам на Крымском мосту, в кафе в Санкт-Петербурге, подрывам автомобилей правозащитников и журналистов. Их жертвами, как известно, стали Дарья Дугина, Владлен Татарский, получивший ранения Захар Прилепин, другие российские граждане. Под действие конвенций, которые я упомянул, подпадает и теракт в "Крокус сити холл" 22 марта.
Генпрокуратура России ведет расследование всех этих шокирующих преступлений. Украинской стороне передан перечень лиц, подозреваемых в причастности к ним, среди которых фигурирует и глава СБУ Малюк. Кстати, он не раз публично описывал детали злодеяний, совершенных его подручными.
Эти преступления не имеют срока давности. В рамках международно-правовых механизмов мы будем добиваться привлечения к ответственности исполнителей и заказчиков каждого теракта.
— Для каких целей используется канал связи с Киевом через Минск? Получаем ли мы по нему какие-либо сообщения или сигналы от Украины?
— Этот канал коммуникаций является сугубо техническим. Он используется для нотной переписки и передачи документов, главным образом правового и консульского характера.
— В последнее время с подачи президента Франции Эмманюэля Макрона на Западе начался новый виток дискуссий о возможности отправки неких воинских контингентов на Украину. Вызывают ли такие разговоры и перспективы обеспокоенность у Москвы?
— Такие разговоры не могут не вызывать обеспокоенности. Политики, призывающие к военной интервенции на Украину, играют с огнем. Создается впечатление, что они не осознают риски эскалации и разрастания кризиса. Это политический инфантилизм. Многие из них приносят национальные интересы собственных стран в жертву политической конъюнктуре и предвыборным интересам. Игнорируются наши предупреждения о последствиях продолжения накачивания оружием киевского режима.
Объем западной военной помощи Киеву уже превысил $230 млрд. Для поражения объектов на территории России режим [президента Украины Владимира] Зеленского получил от Великобритании и Франции управляемые ракеты большой дальности Storm Shadow и SCALP, от США — оперативно-тактические ракеты ATACMS. На повестке дня — передача многофункциональных истребителей F-16, способных нести тактическое ядерное оружие. Для их размещения готовятся авиабазы в Восточной Европе. Обсуждаются перспективы поставок немецких дальнобойных крылатых ракет "Taurus".
Хочется все-таки верить, что здравый смысл возобладает и Запад не перейдет черту, отделяющую мир от глобальной катастрофы, иначе получается, что мы даем индульгенцию на нынешнюю фазу.
— Будет ли нахождение военных какой-либо из стран Североатлантического альянса на Украине приравниваться российской стороной к прямому вовлечению всего блока НАТО в конфликт?
— Несмотря на попытки некоторых стран НАТО использовать альянс в качестве инструмента для конфронтации с Россией, его руководство, судя по заявлениям, осознает потенциальные угрозы вовлечения блока в украинский конфликт и на данном этапе старается сохранять дистанцию.
В случае появления западных войск на Украине риск прямого вооруженного противостояния между НАТО и Россией возрастет многократно. Мы не хотим такого развития. Надеемся, что на Западе в конечном счете возьмут верх здравомыслие и инстинкт самосохранения.
— За последнее время Москву дважды посетил спецпосланник правительства КНР Ли Хуэй. Каковы в связи с этим перспективы китайской инициативы по дипломатическому урегулированию вокруг Украины? Есть ли какие-то подвижки и готов ли Запад слышать мнение Китая на этот счет, учитывая, что Ли Хуэй в ходе челночной дипломатии посетил и Европу?
— Мы высоко ценим позицию наших китайских друзей по украинскому кризису. Они понимают его первопричины, осознают деструктивную роль Запада в его возникновении и эскалации. Отмечаем их искреннее стремление способствовать его подлинному и устойчивому урегулированию мирным путем.
В отличие от ультимативной и тупиковой "формулы Зеленского", которая априори не способна привести ни к каким результатам, инициатива Пекина, основанная на китайской мудрости и диалектическом подходе от общего к частному, более реалистична.
К сожалению, Киев и Запад зациклены на "формуле Зеленского", продолжают готовить "мирную конференцию" в Швейцарии — близнеца провального "копенгагенского процесса", обманом заманивают на нее страны глобального Юга. Говорят, что позовут и Россию. Мы не раз заявляли, что не будем участвовать в таких встречах и обсуждать заведомо провальную "формулу Зеленского" ни целиком, ни по частям.
Обо всех этих аспектах мы откровенно говорим с нашими китайскими друзьями и коллегами из других стран мирового большинства. Мы открыты к диалогу и готовы обсуждать действительно серьезные предложения, основанные на современных реалиях и учете наших законных интересов.
— В феврале стало известно, что Россия расторгла договор аренды с посольством Украины в Москве. Что дальше будет с этим зданием, что в нем планируется разместить?
— Действительно, договор аренды на земельный участок, где располагается комплекс зданий посольства Украины, был расторгнут мэрией Москвы в качестве ответной меры на решение Киевского горсовета о расторжении договора аренды земельного участка нашего посольства на Украине. Так работает принятый в дипломатии принцип взаимности.
Однако расторжение договора аренды земли не влияет на неприкосновенность самого здания посольства, остающегося в государственной собственности Украины. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях, в случае разрыва дипломатических отношений государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.
Это в равной степени относится и к российской дипломатической собственности на Украине.
— Договор о транзите российского газа через украинскую территорию истекает в конце 2024 года. В Киеве заявляют о готовности его продлить в случае заинтересованности ЕС. В Брюсселе же говорят об отсутствии такого интереса. Какова позиция России относительно возможности и необходимости продления этих транзитных договоренностей?
— В последнее время тема возможного сохранения транзита российского газа через территорию Украины после 31 декабря 2024 года стала звучать все чаще. Ее активно обсуждают в странах Восточной Европы, которые являются основными потребителями нашего "голубого топлива". Это прежде всего Австрия, Словакия, Чехия. В январе премьер-министр Словакии Роберт Фицо по итогам переговоров со своим украинским коллегой Денисом Шмыгалем допустил продолжение транзита в 2025 году. Насколько известно, и другие европейцы не торопятся ставить точку в данном вопросе. Сам Шмыгаль не раз отмечал, что хотя сам Киев не будет вести переговоры с Москвой и продлевать действующий контракт или подписывать новый с "Газпромом", но это могут сделать Еврокомиссия или группа европейских стран, заинтересованных в сохранении транзита. В правительстве Украины не исключают возможности продолжения транзита, если получатель будет арендовать мощности украинской ГТС.
Иная точка зрения у Брюсселя. Там жестко придерживаются провозглашенного еще в марте 2022 года курса на отказ от российского газа, который давал европейцам огромные конкурентные преимущества и вносил существенный вклад в их экономическое и социальное благополучие. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявляет, что уведомила Киев о незаинтересованности ЕС в продлении российско-украинского транзитного контракта. Согласована ли такая позиция с государствами-членами, чья экономика зависит от поставок из России, — большой вопрос.
В нынешних условиях необходимо учитывать складывающиеся реалии. Очевидно, что тему продолжения транзита российского газа в Европу можно будет предметно обсуждать после того, как "Газпрому" поступят конкретные предложения от потенциальных покупателей наших энергоносителей.
— Президент Молдавии Майя Санду заявила, что правительство примет меры в ответ на решение Москвы открыть избирательные участки к выборам президента России в непризнанном Приднестровье. В итоге один из российских дипломатов был объявлен persona non grata. Также Санду обвинила Россию в неуважении к государству и гражданам Молдавии. Как вы могли бы прокомментировать эти слова и действия Молдавии?
— Абсурдные обвинения руководства Молдавии в наш адрес звучат постоянно. Мы решительно не понимаем, как обеспечение конституционного избирательного права может демонстрировать "неуважение" к молдавскому государству и его гражданам. Как можно ратовать за демократию и запрещать голосование, а потом еще наказывать за его проведение?
В Молдавии, напомню, проживает около четверти миллиона российских граждан, из которых порядка 220 тыс. — в Приднестровье. Отказ в возможности волеизъявления означал бы массовое нарушение норм демократии, которым молдавское руководство декларирует свою приверженность.
Мы сами всегда оказываем молдавским властям содействие в организации голосования граждан Молдавии, проживающих в России. Когда проводятся молдавские выборы, в нашей стране открывается столько участков, сколько запрашивает официальный Кишинев.
К сожалению, молдавские власти это не ценят. За выборы в Приднестровье они объявили persona non grata сотрудника нашего посольства. Мы выразили решительный протест и были вынуждены в ответ выслать молдавского дипломата. Подчеркну — вынуждены. Такие высылки негативно сказываются на простых гражданах, обращающихся в диппредставительства за консульской помощью.
— Приднестровье, по словам главы МИД республики Виталия Игнатьева, попросило помощи у России в связи с экономическим давлением со стороны Молдавии. Что в связи с этим обращением намерена предпринимать российская сторона?
— Меры экономического и иного давления Кишинева на Тирасполь, а также продвигаемые Киевом силовые сценарии решения приднестровской проблемы не приближают, а затрудняют поиск жизнеспособных путей урегулирования. В этих условиях обращение участников состоявшегося 28 февраля съезда народных избранников Приднестровья к России и международным инстанциям за помощью отражает степень напряженности вокруг этого региона.
Приднестровье, где, как я говорил, проживает 220 тыс. российских граждан, находится в поле нашего неослабного внимания. Поэтому обращение Тирасполя будет самым внимательным образом рассмотрено.
Есть еще один фактор, ведущий к эскалации ситуации вокруг Приднестровья. На днях МВД Украины объявило в розыск главного переговорщика от Приднестровья, главу его внешнеполитического ведомства Виталия Игнатьева. Его подозревают "в коллаборационизме и посягательстве на территориальную целостность Украины".
Считаем данное решение Украины, являющейся, напомню, как и Россия, гарантом и посредником в процессе приднестровского урегулирования, в высшей степени деструктивным. То же самое относится к принятым ранее Кишиневом поправкам в законодательство о противодействии сепаратизму. Решение Киева наносит серьезный удар по переговорному процессу. Ожидаем адекватной реакции на это со стороны ОБСЕ накануне запланированного на 12 апреля визита в регион действующего председателя организации Яна Борча.
— Учитывая итоги выборов президента России, становится ли меньше угроз белорусским границам со стороны Запада?
— Итоги прошедших в этом году выборов президента России и выборов в Национальное собрание Белоруссии свидетельствуют о широкой поддержке внутриполитического и внешнеполитического курса руководства наших стран, в том числе на углубление союзной интеграции.
2 апреля мы отмечали День единения народов России и Белоруссии. Взяв в 1996 году курс на интеграционное строительство, Россия и Белоруссия проделали большой путь в формировании Союзного государства. Нам удалось унифицировать законодательство в различных сферах хозяйствования, заложить основу для проведения единой макроэкономической и денежно-кредитной политики, формирования общих рынков. Значительный прогресс достигнут в создании общих пространств в социально-экономической, культурно-гуманитарной, научно-технической, информационной и миграционной областях.
29 января на заседании Высшего госсовета Союзного государства в Санкт-Петербурге был утвержден новый пакет мер по углублению интеграции.
Сегодня наши страны противостоят массированному политическому и санкционному давлению коллективного Запада, продвигают общие интересы на международной арене.
Особое внимание уделяется взаимодействию в сферах обороны и безопасности. Благодаря развернутой на территории Белоруссии совместной региональной группировке войск (сил), а также размещению — в полном соответствии с международно-правовыми обязательствами — российских современных оборонных комплексов и тактического ядерного оружия, надежно прикрыты западные рубежи Союзного государства и ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности — прим. ТАСС), создан серьезный противовес милитаристской Украине и расквартированным в сопредельных странах группировкам НАТО.