18 МАЯ, 08:00

Глава Музея транспорта Москвы: бояться цифровизации музеев не стоит

Современные города становятся больше и ускоряют свой темп жизни с каждым годом, давая толчок в развитии всем отраслям, включая транспорт. Сейчас уже мало где можно увидеть автобусы и трамваи старых образцов, так как этот вид транспортных средств также претерпел колоссальные изменения. О том, какие интересные экспонаты и выставки, посвященные транспорту, есть в Москве, а также о создании музея в движении для жителей мегаполиса в интервью ТАСС рассказала директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

— Оксана Александровна, расскажите, с чего начался Музей транспорта Москвы? Какие проекты, реализованные за время его работы, можно назвать самыми значимыми?

— Музей как бренд, собранный по всем принципам музейной деятельности — и структурно, и по направлениям, и по видам работы, — институция очень молодая. Мы сделали перезапуск коллекции наземного транспорта непосредственно в Музей транспорта в январе 2020 года. Эту дату можно считать нашим днем рождения, когда мы заявили, что вот с этого момента начинает и строиться, и реконструироваться, и реставрироваться Музей транспорта Москвы.

В этом же году случился очень важный момент — мы сделали фантастический иммерсивный спектакль прямо внутри нашего гаража перед его уходом на реставрацию. Он был посвящен зданию Константина Мельникова, которое прошло сквозь века и вернулось к нам. Оно преодолело путь от гаража к музею и вернулось к своему первоначальному замыслу — быть большим, серьезным архитектурно-общественным сооружением. С этого момента началась масштабная реставрация наших фондов, потому что в будущую постоянную экспозицию надо было что-то ставить, и эти экспонаты, образчики индустриального наследия, нужно было привести в кратчайшие сроки в порядок — некоторые были в состоянии серьезного разрушения.

Первым знаковым заявлением, помимо иммерсивного спектакля в индустриальном пространстве Мельникова, стала выставка "Мечта Москвича" на нашей площадке в павильоне транспорта СССР на ВДНХ в 2021 году. До этого в сентябре 2020 года мы открыли свое первое выставочное пространство на Северном речном вокзале. Тогда весь город говорил об открытии уникального сооружения после долгого забвения. И нам важно было появиться там. Это пространство до сих пор является для нас нашей витриной. Это, можно сказать, такая точка отсчета нашей серьезной выставочной деятельности. Тогда все поняли, чем будет Музей транспорта Москвы. Это музей далеко не только о транспорте, но и о жизни города, о том, что им движет, о людях и связи культур — технической и визуальной.

Мы изобрели для себя вектор нашего стратегического развития — музей в движении. Музей транспорта Москвы — это музей, который не может позволить себе быть статичным. Это значит, что каждый движущийся транспортный объект, каждый объект транспортной инфраструктуры города может стать нашей локацией для высказывания. Это площадка нашего музея и, соответственно, канал коммуникации с нашей потенциальной и актуальной аудиторией.

 Сколько гостей за последние несколько лет принял музей? Какова динамика посещаемости?

— С самого первого дня мы нашу аудиторию не только изучаем благодаря нашим проектам в городе и на дружественных площадках, но и считаем, ставим себе KPI ежегодно. Вот, например, посещаемость нашей выставки на ВДНХ "Мечта Москвича" была рекордной — около 140 тыс. человек.

Мы подстраиваемся под нашу аудиторию и создаем новые форматы. Например, у нас есть спецпроект — фестиваль "Ретрорейс". Перед МГУ на Воробьевых горах мы устраиваем на потрясающем фоне университета мероприятие. Это большая выставка ретроавтомобилей и ретротранспорта как из наших фондов, так и из дружественных частных и музейных коллекций: в прошлом году экспонатов было 120, а в этом их число выросло до 140. Это концертные и детские программы, образовательные программы, даже шахматный турнир. Все это мероприятие сопровождается авторалли. На "Ретрорейс" от станции метро можно приехать на аутентичном автобусе с экскурсией. В прошлом году фестиваль посетили более 30 тыс. человек, в этом году мы ожидаем еще большее количество посетителей.

Если брать статистику за прошлый год, то можно отметить, что выставку "Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра" на ВДНХ за семь месяцев работы посетили более 70 тыс. человек. Мне кажется, что это хорошие показатели для такого короткого срока. А участниками экскурсий на Северном и Южном речных вокзалах стали более 10 тыс. человек. Выставка "Куплю гараж" привлекла свыше 33 тыс. человек за полгода, с октября 2023 года.

У нас есть еще одно интересное спецмероприятие — "Привет, Москва!", которое больше направлено на работу с комьюнити. В рамках этого проекта мы выезжаем в разные районы города и пригорода с экспертами и спикерами на подобранном соответственно повестке мероприятия аутентичном автобусе. Тема поездки может быть связана с любовью к автомобилям в литературных произведениях великих авторов или же изучением заводских территорий ЗИЛ через призму истории транспорта. Проекты "Привет, Москва!" всегда сопровождаются мини-выставкой, обязательно — уличными и не только лекциями, а также подкастом внутри самого автобуса со знаковыми экспертами. У этого мероприятия очень хороший охват, в том числе в онлайн-пространстве. За прошлый год проект собрал более 1,6 тыс. участников, однако здесь для нас приоритетнее всего качество работы и коммуникации с нашим транспортным сообществом, поклонниками урбанистики.

 Какие экспозиции самые популярные? На ваш взгляд, каковы наиболее знаковые экспонаты музея?

— В наших экспозициях очень много актуальной современной культуры. Знаковыми могу назвать прошедшую выставку "Мечта Москвича" на ВДНХ, недавно закончившуюся выставку "Куплю гараж" с самыми теплыми отзывами и просто великолепными показателями посещаемости. Это было ожидаемо, потому что она не столько про машину, сколько про те 18 кв. м, куда стремился каждый отец, муж после работы. Это экскурс, раскрывший уникальный антропологический феномен гаража на районе, гаража во дворе. Выставка сейчас поедет на "Севкабель Порт" в Санкт-Петербург и будет работать там с 14 июня по 29 сентября. Так мы и начинаем наше первое региональное путешествие с этим проектом.

Еще хочу сказать о нашем спецпроекте, направленном на любителей музейного досуга, на тех, кто профессионально занимается музейной деятельностью, поклонников "Ночи музеев". С учетом специфики этих аудиторий Музею транспорта нужен был свой уникальный формат, и мы его придумали — музейное ралли на ретроавтомобилях "Тур культур", которое проходит с заездом в музеи-партнеры, где проводятся очень интересные квесты. Но мы понимаем, что в ралли может участвовать максимум 30 экипажей, а как же нам задействовать весь город? Для этого мы разработали специальный чат-бот, благодаря которому горожане и гости столицы могут присоединиться к акции, проехать по тем же маршрутам на любом транспорте и точно так же разгадывать квесты и выигрывать призы.

Вот так и выходит, что мы музей городского формата — музей для всех, как и сам городской транспорт. И между нашим музеем и городом нет барьера. С открытием здания музея на Новорязанской улице, где будет сосредоточена основная выставочная, научно-просветительская, экскурсионная деятельность, мы не оставим наши городские проекты, потому что транспорт и город — это единое целое. Значит, и музею необходимо продолжать поддерживать эту связь всей своей проектной деятельностью.

 Появляются ли экспонаты московского музея на выставках в других регионах России и за рубежом? Насколько часто сотрудничаете с коллегами?

— Мы в этом году поставили себе задачу выйти в регионы с нашей выставочной деятельностью. Это новый формат для музея, который надо апробировать, так как просто перевезти коллекцию транспорта в другой город — уже целая эпопея. Мы также сотрудничаем с другими странами. Конечно, в перспективе есть такое желание — провести выставку "Мечта Москвича" или "Куплю гараж", например, в Баку. Но это разговор будущего года. Я уверена, что мы обязательно эту историю охватим.

В прошлом году мы собрали первую научно-практическую конференцию при поддержке международной ассоциации музеев ICOM, членом которой мы также являемся. На конференции музей выступил с инициативой и создал ассоциацию транспортных и технических музеев. Конференция имела большой успех, проходила она на трех площадках. У нас было порядка 80 музеев-участников. Как оказалось, наши кейсы и наша практика очень полезны для других технических и транспортных музеев, которые только начинают свой путь, особенно из регионов. В этом году мы продолжим эту работу и соберем вторую научно-практическую конференцию в сентябре в обновленном формате. То есть она будет представлять собой не только череду панельных дискуссий, но еще и отдельные воркшопы, рабочие группы, которые можно будет выбрать по интересу.

В этом году и география участия расширяется — к нам присоединятся Узбекистан и Азербайджан. И это позволяет нам создать плотные связи, которые в будущем выльются в иные выставочные проекты или обмен спецпроектной деятельностью. В общем, мы не ставим себе границы в сотрудничестве с нашими коллегами из других стран.

 Есть ли зарубежный опыт, который вам понравился и был реализован в музее?

— За каждой постоянной экспозицией должна стоять очень серьезная научная концепция, которая из сухого труда должна превратиться в шикарный сценарий. И перед тем как приступить к проектированию экспозиции в нашем будущем музее, я проехала практически все подобные места в Европе. Было интересно посмотреть, как все устроено — мультимедиа, экскурсии, взаимодействия с публикой.

Понравился швейцарский музей транспорта в Люцерне. Могу сказать, что больше всего мультимедийных фишечек мы с нашей группой проектировщиков взяли именно оттуда. Вот, например, как рассказ о транспортной логистике — скучнейшей теме — можно сделать интересным и очень увлекательным аттракционом? А вот тебя делают на три минуты ананасом. То есть в VR-очках ты — ананас, который испытывает все чудеса транспортировки: тебя срезают с грядки, потом везут в контейнере по морю, по пути теряют и находят, упаковывают и перевозят, оставляя невиданное обывателем количество знаков и символов, позволяющих не потерять груз в путешествии по миру. И вот после всех этих мытарств ты наконец оказываешься на полке в магазине в ожидании покупателей.

В нашем же музее мы пошли совершенно своим уникальным путем, потому что мы не стали говорить о транспорте как об объекте дизайна, в том числе о какой-то эволюции самого транспорта как объекта, как это делается во многих музеях. Мы решили создать свою концепцию, обозначив вопрос — как от конки мы доехали до электробуса и до всего транспортного сообщения в собственном девайсе? Что это за путь, который был проделан за 140 лет. И что на этом пути приключилось с городом, с человеком, с геополитической ситуацией, индустриализацией и социоэкономическим развитием страны и мира. Наша экспозиция построена на основном принципе — демонстрации развития транспорта как системообразующего фактора в жизни человека, города, социума, его влиянии на культуру и влиянии культуры на него.

Самым сложным в нашем музее, в работе над постоянной экспозицией было ее окончание. Дело в том, что поставить какую-то точку в разговоре о транспорте невозможно. Поэтому здесь конец превратился в такой "мини-музей транспорта в Люцерне". Это сплошной аттракцион, который будет самым обновляемым участком нашей постоянной экспозиции с большим количеством симуляционных технологий. Игровая индустрия прочно заходит на территорию музейной активности, и нам — техническим музеям — такая взаимная интеграция только на пользу.

 Есть ли отдельные экскурсионные программы для гостей из других стран?

— У нас уже работает экскурсионное бюро. Это группа наших экскурсоводов, которые разрабатывают каждый сезон новые маршруты и форматы работы с аудиторией и пока сосредоточены на работе в городской среде. Каждый экскурсионный проект всегда адаптивен к любой аудитории, в том числе и к иностранной.

Можем ли мы провести экскурсию для наших иностранных гостей на Северном речном вокзале? Да, конечно, можем. Этот памятник дебюта эпохи индустриализации и формирования нового стиля в архитектуре, стиля советской эпохи, — настоящая вишенка на торте создания всего канала, которая, конечно, очень привлекательна для китайской аудитории. Мы проводим там экскурсии, как только у нас есть на это запрос.

Также недавно мы проводили экскурсию в метро послу Египта и сотрудникам посольства, и было очень приятно получить теплые отзывы от иностранных коллег об увлекательном путешествии по самому красивому метро в мире.

У нас есть еще один уникальный формат. Летом мы запустим сохраненный нами единственный троллейбусный маршрут "Т", проходящий около Площади трех вокзалов. Это экскурсионный маршрут, на который раритетный тролллейбус "ЗиУ-5", специально отреставрированный нами, будет выходить на несколько часов один раз в неделю. Хотелось бы, чтобы эта экскурсия была включена в обязательный список мест для посещения любого иностранного гостя столицы.

 Планируете ли до конца года открыть новые экспозиции и участвовать в крупных городских мероприятиях?

— Сейчас прорабатываем открытие новой выставки на ВДНХ, в этом году продолжим устраивать экспозиции на Северном и Южном речных вокзалах, в том числе ориентированные на детскую аудиторию.

Вся наша деятельность в этом году направлена на подготовку к открытию большого музея и постоянной экспозиции. Все службы музея будут ориентированы на эти процессы. В нашем большом музее есть несколько пространств для временных экспозиций. Одно из них находится на минус первом этаже. Мы его специально оставляем визуально концептуальным, такой бетонной коробкой. Потому что именно в этом месте мы будем говорить очень много с современными креативными индустриями на тему транспорта. В еще одном пространстве для временных выставок появится инсталляция — посвящение архитектору-логисту Константину Мельникову. Это будет постоянный проект — знакомство с тем, кто строил все-таки не гаражи, а музеи, как показывает практика Москвы. Выставка будет называться "Я — Мельников!".

В нашем будущем музее откроется архивно-библиотечный центр, включающий более 15 тыс. единиц хранения о транспорте — книг, периодики, архивных документов и фото. Они будут представлять интерес как для узкой транспортной общественности, так и для широкого круга исследователей техники и дизайна.

Большая спецпроектная деятельность развернется в нашем будущем музейном комплексе, в котором есть отдельно стоящее здание. В бытность гаража это была автомастерская, а после открытия музея это будет наш транспортный клуб, с выставками и кинопроектами, музыкальными и театральными выступлениями и, конечно, дискуссионными форматами. Это здание "Молота", которое мы готовим точно так же к открытию в 2025 году. Нас впереди ждет и запуск ребрендинга музея.

— Поп-ап-пространство на Северном речном вокзале считается своеобразной визитной карточкой Музея транспорта. Чем оно может заинтересовать посетителей в этом году? И какие планы по его развитию в последующие годы?

— В этом году мы откроем на Северном речном вокзале две выставки, рассчитанные на взрослую и детскую аудиторию. Мы начнем больше работать с детской аудиторией, привлекая ее к теме транспорта на Северном речном вокзале. В конце апреля мы открыли здесь экспозицию "Маленькому кораблю — большое плавание". Это первый проект нового сезона, который посвящен детскому речному пароходству и главной водной артерии столицы — Москве-реке. Он рассказывает о мечте юного москвича связать свою жизнь с судоходством, а также об истории отечественных речных клубов, где юноши и девушки могли узнать об особенностях работы на реке.

Также в этом году через все свои проекты на вокзалах и на ВДНХ мы будем больше говорить о постоянной экспозиции музея, больше раскрывать двери еще не открывшегося музея. Да, это наша визитная карточка. Мы всеми проектами готовим аудиторию к стилевому решению сюжета о транспорте. Музей не будет гаражом в прямом смысле этого слова, мы смотрим на транспорт гораздо шире. Наших посетителей ждет интересное путешествие в мир технической культуры, неразрывно связанной с деятельностью человека и городскими преобразованиями, и это путешествие будет рассказано современным аудиовизуальным языком с использованием мультимедиа.

— Сейчас выставочные пространства музея есть на Южном и Северном речных вокзалах, а также на ВДНХ. Будут ли открыты новые точки притяжения?

— Скажу честно, что первым пунктом в плане развития музея стоит создание открытых фондохранилищ. Для транспортных музеев это просто крайне необходимая задача — иметь такие фонды. В экспозицию войдет всего лишь 53 экспоната. Какая-то часть будет участвовать во временных выставках. Но в фондах музеев сейчас 250 единиц, и в ближайшее время мы соберем дополнительно еще 130 единиц. Чтобы все эти экспонаты оставались каким-то образом доступными для посетителей и работали на пользу музею, нужно организовывать открытые фонды. Это не менее интересно для экскурсий, для любителей транспорта, киносъемок. Сейчас наши экспонаты, без трамвайной техники, стоят на коммерческих территориях. Эта территория доступная, но не наша, неудобная для посетителей. Но даже так они остаются востребованными. Самые популярные наши экскурсии в теплый период года — туда.

Мы бы хотели, чтобы в какой-то момент появилась следующая площадка музея, где могут проходить выставки, парады, а самое главное — открытая реставрация, которую можно будет наблюдать и даже поучаствовать в некоторых процессах.

Следующая наша мечта — это создание подвижного музея или трамвайного филиала Музея транспорта Москвы. Это тоже было бы очень важно и полезно для такой мощной транспортной инфраструктуры города, как в столице, где трамвай играет ключевое значение. Мы знаем мировые примеры таких вот проектов. Сейчас в Москве ретротрамваи можно увидеть только два раза в год — на парадах. А тут была бы возможность прикоснуться к такой технике в открытом трамвайном филиале.

 Сейчас многие музеи активно внедряют цифровизацию и интерактивы. Как это реализуется в Музее транспорта? Каковы планы развития в этом направлении?

— Сейчас невозможно представить ни один современный диалог с аудиторией в музее без мультимедиа. Плюс невозможно в ограниченном квадратными метрами пространстве раскрыть большой пласт информации. Поэтому в этом случае мультимедиа становится оптимальным инструментарием сторителлинга, за счет которого можно дополнить рассказ более быстрым и емким сообщением в виде видео или 3D-графики, 3D-анимации. Если говорить о дополненной реальности или о VR, то мы используем эти инструменты исключительно для того, чтобы почувствовать себя "ананасом", когда мы хотим объяснить тему транспортной логистики или цифровизацию в транспорте.

Бояться мультимедиа, бояться цифровизации музеев не стоит. Нужно просто грамотно использовать этот инструментарий на благо раскрытия сюжета. Я могу сказать, что в нашей постоянной экспозиции 850 мультимедийных единиц — от обычных архивных видео до 3D-анимации. Для нас как для музея транспорта наличие мультимедийного компонента — это еще очень важный и необходимый визуальный динамичный элемент, поддерживающий ощущение музея в движении.

Будет ли у нас мультимедийный гид на экспозиции? Да, конечно, будет, потому что мультимедийный гид позволяет охватить вниманием большое количество аудиторий — от детской до маломобильной. Цифровизация ли это музея? Да, цифровизация, потому что без этого никак.

Читать на tass.ru
Теги