Глава корпорации МСП Исаевич: температура сектора МСП нормализовалась, "жар сошел"
Глава Корпорации МСП Александр Исаевич в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) рассказал о наиболее развитых регионах России с растущим сектором МСП, государственных мерах поддержки, а также активной интеграции бизнеса Донбасса и Новороссии в российскую предпринимательскую среду.
— За прошедший период 2024 года более 26 тыс. представителей малого и среднего бизнеса перешли из категории микробизнеса до уровня малого. По вашим оценкам, за счет чего произошел такой рывок? Какие категории бизнеса наиболее удачливы?
— Чаще всего в прошлом году вырастали МСП в строительстве, ресторанном бизнесе, доставке продуктов и неспециализированной оптовой торговле. Переходы свидетельствуют, что бизнес не стагнирует, он нацелен на рост, несмотря на все сложности последних лет. Всего по итогам 2023 года 28,5 тыс. малых и средних предприятий перешли в более высокую категорию бизнеса.
Да, рост небольшой по сравнению с 2022 годом — 2,6%, но он есть. И это объективный показатель самочувствия, если хотите, температура нашего сектора. И к сегодняшнему дню она нормализовалась, "жар сошел". Мы зафиксировали, что свыше 26 тыс. предприятий из микробизнеса выросли до малого, 1,5 тыс. из малого дошли до среднего. Есть даже 900 компаний, которые совершили рывок и сразу из микро- стали средними.
— В каких регионах страны вы видите наибольший прирост предпринимателей сферы МСП?
— В целом по отношению количества переходов к общему числу зарегистрированных МСП лидируют Москва, Магаданская область и Санкт-Петербург. Далее идут Чукотский автономный округ, Приморский край, Ульяновская, Воронежская и Новосибирская области.
В то же время самый большой прирост переходов из микро- в средний бизнес мы зафиксировали в Чеченской Республике. В свою очередь, Чукотский автономный округ лидирует по переходам из микро- в малые предприятия. А по росту предприятий из малого бизнеса в средний впереди всех оказалась Чувашская Республика.
— Как в целом вы оцениваете состояние сектора МСП?
— МСП, в отличие от крупных предприятий, могут быстро перестраивать свою работу. И благодаря этому малый бизнес, помимо всего прочего, помогает сглаживать негативные эффекты в экономике. Особенно этот эффект проявляется в самые сложные периоды, например, в условиях внешнего санкционного давления. Мы видим, как гибко реагируют на изменения МСП-компании. В результате, несмотря на все шоки последних нескольких лет, число малых и средних предприятий растет и уже превысило рекордную отметку в 6,5 млн.
Плюс введение специального налогового режима "самозанятость". Этот шаг позволил выйти из серой зоны и легализовать работу 11 млн наших граждан, которые раньше были в теневой экономике. Это все, подчеркну, несмотря на все сложные последние три года: сначала ковид, потом санкции. По итогам последних лет мы видим продолжающийся рост регистраций бизнеса в ряде отраслей. Это онлайн-торговля, курьерская доставка продуктов питания, разработка IT-решений, производство одежды.
— Онлайн-торговля предоставляет огромные возможности для развития сектора МСП. Какая динамика прироста в этом направлении?
— У нас сейчас в этой сфере работает порядка 405 тыс. МСП. Прошлый год, можно сказать, стал ударным по приросту числа бизнесов в онлайн-торговле. За 12 месяцев открылось почти 40% от общего числа МСП в этой сфере — около 170 тыс. При том, что до пандемии их всего было 43 тыс., то есть был зафиксирован рост почти в 10 раз.
В настоящее время онлайн-торговля — самый быстрорастущий сегмент МСП. Этому есть объяснение. Колоссальный спрос спровоцировала пандемия, люди привыкли к выбору продуктов и одежды, не выходя из дома. А малый бизнес просто отреагировал на этот запрос
— В апреле прошлого года после конфликта на рынке с одним известным марктеплейсом был подписан меморандум о взаимодействии маркетплейсов с субъектами МСП. Как это помогло улучшить ситуацию? И удалось ли исчерпать основные конфликтные ситуации? Какие, на ваш взгляд, существуют сейчас наиболее острые проблемы в сфере взаимодействия МСП с маркетплейсами и за какой помощью обращается бизнес?
— По итогам того конфликта мы сделали отдельную линию на нашем сервисе. Укрупненно выделю три основных и характерных для большинства предпринимателей проблем. Первая и самая чувствительная — это размер комиссий за услуги, взимание необоснованных, часто несопоставимых с прямыми убытками маркетплейсов штрафов. Здесь же отсутствие возможности обжаловать штрафы в досудебном порядке до их фактического списания. Вторая глобальная проблема — отсутствие стабильной и конструктивной коммуникации с маркетплейсами по проблемным вопросам. МСП зачастую остаются просто неуслышанными. И третья — одностороннее изменение условий оферты, по результатам которого партнеры ставятся в невыгодное положение.
— Как вы считаете, должны быть скорректированы и усовершенствованы правила онлайн-торговли?
— Вероятно, совершенствование правил онлайн-торговли уже назрело. Однако тут важно не перегнуть палку: устанавливаемое регулирование не должно носить исключительно ограничительный характер. Напротив, нужно способствовать развитию рынка и всех его участников.
Маркетплейсы не представляют угрозы конкуренции на рынке ретейла. Скорее даже напротив: площадки предлагают инструменты и возможности для ведения бизнеса, способствуют развитию предпринимательства в регионах. Они дают возможность попробовать себя в бизнесе за счет легкого порога входа
Что касается правил, то мы считаем, что нужно установить единые недискриминационные требования к офертам. Должны быть взаимные права и обязательства маркетплейса и партнера. И обязательно нужны экономически обоснованные размеры комиссий и штрафов. Это очень тригерит бизнес.
Пример. Один из маркетплейсов взыскал с владельца ПВЗ (пункта выдачи заказов — прим. ТАСС) 8 тыс. рублей за якобы закрытый в течение 2 ч пункт. Маркетплейс сделал этот вывод на основании того, что в этот период не было выдачи заказов и не работало видеонаблюдение. На самом деле ПВЗ в этот период был открыт, но во всем районе случился массовый сбой с интернетом, и камера не работала. Что касается выдачи товаров, то покупатели просто не заходили за своими заказами в это время, это же не конвейер, в конце концов.
На все аргументы предпринимателя служба поддержки маркетплейса отвечала отказами. Мы спросили у маркетплейса, почему без каких-либо доказательств было удержано 8 тыс. рублей, и начали повторно разбираться. В итоге удержание отменили, деньги предпринимателю вернули. Другой пример с одним фиолетовым маркетплейсом. С суммами заметно больше. Продавец при заполнении карточек товаров для размещения случайно указал габариты товара не в тех величинах — в миллиметрах, вместо сантиметров. Оперативно это исправил, и расчетные суммы за логистику и хранение должны быть — 105 тыс. и 7 тыс. рублей соответственно. Однако маркетплейс начислил (внимание!) за логистику — 27 млн рублей (в 257 раз больше), за хранение — 350 тыс. (в 50 раз больше). Причем 8 млн рублей уже списал. Как правило, маркетплейсы выставляют штрафы в случае занижения габаритов товаров по результатам контрольного обмера. Так почему же в этом случае не обмерить еще раз и не начислить корректную сумму? И здесь мы подошли к еще одной проблеме — безакцептному списанию штрафов. Безусловно, нужно вводить ограничение на него. Плюс, конечно, необходим четкий порядок досудебного урегулирования взаимных претензий и прозрачные механизмы продвижения продукции на самих площадках. Но самое главное, что все это должно обсуждаться всеми сторонами. И только так можно достичь результата, который будет устраивать и маркетплейсы, и МСП, и покупателей. Главный принцип здесь — не навреди. И лучше реально сто раз отмерить и только потом, как говорится, отрезать.
— Каким вы видите потенциал предпринимателей на территории Донбасса и Новороссии? Какие на этих территориях наиболее эффективные меры поддержки и какие еще обсуждаются на стадии межведомственного взаимодействия?
— Малый и средний бизнес новых регионов продолжает активно интегрироваться в российскую экономическую и правовую систему. Суммарно в них уже зарегистрировано более 107 тыс. предпринимателей. При этом больше всего представителей МСП — в ДНР, свыше 49 тыс., затем следует ЛНР, где почти 37 тыс. предпринимателей. В Запорожской области их численность составляет почти 14 тыс., в Херсонской — почти 7 тыс.
Наиболее популярными видами деятельности среди малого и среднего бизнеса новых регионов ожидаемо являются розничная торговля (56%), деятельность по операциям с недвижимостью (5,8%) и транспортировка (5,5%). На данный момент в новых субъектах РФ малому и среднему бизнесу предоставляются меры поддержки в рамках нашего профильного нацпроекта. Это и кредиты под поручительство Корпорации МСП, и льготный лизинг оборудования. Оказывается помощь по сбыту. Так, местный малый и средний бизнес поставляет крупным госкомпаниям в рамках 223-ФЗ товаров, работ и услуг уже на 31 млрд рублей. Конечно, очень большой запрос от бизнеса новых регионов на информацию, разъяснение правовых аспектов, юридическую помощь. Здесь мы тоже всячески помогаем, проводим встречи с предпринимателями (как в крупном формате, так и в индивидуальном режиме), консультируем, рассказываем о доступных мерах поддержки, условиях их предоставления и т.д.