7 ИЮН, 07:00

Валерий Лимаренко: успех Сахалинской области — в открытости и доверии с бизнесом

Сахалинская область является одним из лидеров в России по состоянию инвестиционного климата: из года в год островной регион привлекает все больше внимания как отечественного, так и зарубежного бизнеса. На его территории реализуют масштабные инвестиционные проекты, аналогов которым нет в других субъектах страны. Они связаны с глубокой переработкой нефти и газа, созданием водородного кластера, новым опытом в образовании и другими направлениями. О планах по развитию региона ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

— Валерий Игоревич, расскажите о масштабных инвестиционных проектах вашего региона, связанных с наукой, образованием и передовыми технологиями.

— Действительно, мы запускаем ряд масштабных инвестиционных проектов. В первую очередь они связаны с глубокой переработкой нефти и газа. Углеводороды добываем на шельфе в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", готовимся к запуску проекта "Сахалин-3". Из газа у нас производится продукция с высокой добавленной стоимостью — сжиженный природный газ (СПГ).

Сейчас в областном центре мы создаем Восточный водородный кластер. Цель — сформировать в регионе новую передовую отрасль экономики — водородную энергетику. На базе Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения РАН (СКБ САМИ) в Южно-Сахалинске располагается базовая площадка водородного полигона для испытаний и апробации оборудования. Уже в июле здесь начнется отработка соответствующих технологий в малой и большой энергетике, транспортной сфере, коммунальном хозяйстве. Успешные решения будут широко применяться в Сахалинской области, в других регионах России и за рубежом. 

Также у нас в планах и другие проекты по переработке углеводородов. По этому вопросу, в частности, работаем с "Газпромом". Речь идет о строительстве завода по производству топлива мощностью 4,5 млн т в год. Этот важный стратегический проект обеспечит керосином дальневосточную авиакомпанию "Аврора", а также бензином и дизельным топливом — островной автотранспорт. Уже подготовлено технико-экономическое обоснование. Сейчас работа перешла в новую фазу. "Газпром" разрабатывает обоснование инвестиций.

Еще одно ключевое направление в развитии экономики области — формирование транспортно-логистического хаба. Наш регион занимает выгодное географическое положение на перекрестке мировых торговых путей. Из года в год растут объемы перевозок между Европой и Азией по Северному морскому пути. Чтобы использовать все эти возможности, мы обновляем портовую инфраструктуру.

Развитие переработки и логистики — взаимоувязанные вещи. Одно невозможно без другого. Новые производства не будут появляться без возможности сбыта продукции, а портовые мощности нуждаются в грузах. Именно поэтому на уровне региона мы системно подходим к развитию этих сфер, добиваясь полной синхронизации планов по ним.

— Возникает логичный вопрос: где брать кадры для этих проектов? На подготовку своих уйдут годы, а люди нужны уже сейчас. Располагает ли Сахалинская область необходимым человеческим капиталом, или будут привлекаться сторонние силы?

— Получить специалистов можно двумя путями. Первый — привлекать из других регионов. Второй — готовить местные кадры. Мы же используем комплексный подход. Например, по всей стране ищем специалистов в сфере водородных технологий. Таких людей немного, поэтому предлагаем при переезде на Сахалин высокую оплату труда, помогаем с жильем, находим работу жене или мужу, устраиваем детей в школы или дошкольные учреждения.

Инвестиции в кадры, в знания, в человеческий капитал обязательно окупаются. Только благодаря им сегодня можно добиться успеха в конкурентной борьбе. Привлеченные специалисты поделятся своими знаниями и опытом с местными коллегами, помогут наладить передовое производство, а оно в свою очередь обеспечит развитие экономики региона на десятилетия вперед.

Современные технологии предъявляют очень высокие требования к качеству специалистов, которые будут их использовать, а также разрабатывать и внедрять новые. Чтобы получить таких людей, нужно выстроить целостную систему подготовки кадров: от школы до вуза и производства. Ее мы сейчас и создаем на Сахалине и Курилах.

В нашем регионе действуют 89 центров "Точка роста", шесть технопарков "Кванториум", два центра "IT-куб". С их помощью мы выявляем одаренных в техническом плане детей и подростков. В прошлом году запустили проект "500 школьников". В его рамках учащиеся старших классов дополнительно изучают естественные науки под руководством преподавателей Сахалинского государственного университета (СахГУ) и ведущих вузов страны. Недавно открыли образовательный центр "Сириус". В нем ведется работа с детьми, которые проявили себя в науке, а также в спорте и искусстве.

Рассчитываем, что талантливые школьники в дальнейшем продолжат обучение в кампусе мирового уровня "СахалинTech", который создается в Южно-Сахалинске на базе островного университета. В 2025 году будет сдан студенческий городок. В 2026-м — научно-образовательный центр. Это будет ведущий вуз страны в сферах водородной энергетики, добычи нефти и газа на шельфе, искусственного интеллекта, биотехнологий и экономики океана. Чтобы этого добиться, приглашаем работать с нашими студентами талантливых ученых и преподавателей.

Мы не ждем завершения строительства кампуса, чтобы приступить к подготовке кадров. В этом году начнет работу Передовая инженерная школа. Ее основная специализация — водородная энергетика. Совместно с МГТУ имени Баумана запускаем магистерскую программу по водородной энергетике. В ближайшие месяцы на территории Сахалинского нефтегазового индустриального парка откроются 10 современных лабораторий нашего вуза. Они будут работать в интересах островных нефтегазовых компаний. В агропромышленном парке запустим биотехнологическую лабораторию. Ее задача — разработка биологически активных добавок, улучшение микроэлементного состава пищевых продуктов. Создадим также лабораторию для проведения исследований в сфере человекоцентричной медицины.

Как видите, "СахалинTech" будет тесно сотрудничать с ведущими предприятиями региона. То есть уже во время обучения студенты будут приобретать практический опыт решения конкретных производственных задач. По завершении обучения эти высококвалифицированные специалисты займут достойные рабочие места в ведущих компаниях региона.

Недавно в областном центре открылись федеральный молодежный образовательный центр "Острова карьеры" и региональный центр развития карьеры. Здесь жителям области помогают повысить квалификацию, развить профессиональные навыки и компетенции. Они получают карьерные консультации, им предлагают различные варианты трудоустройства, профессионального роста. Для предприятий же центр оперативно подбирает и обучает специалистов.

Развитием кадрового потенциала будем также заниматься вместе со Сбером. В ходе Петербургского международного экономического форума подпишем соглашение о создании на Сахалине центра подготовки высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий.

— Чем Сахалин и Курилы привлекают к себе бизнес, ведь конкуренция за инвестора между регионами сегодня сильная?

— В 2023 году Сахалинская область заняла четвертое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди регионов Российской Федерации. Это результат тесного взаимодействия власти и бизнеса. У нас создана система льгот и преференций для инвесторов. Мы внедрили региональный инвестиционный стандарт. На инвестиционной карте Сахалинской области размещены мастер-планы всех муниципальных образований с доступными для бизнеса земельными участками, инфраструктурой и планами дальнейшего развития. Снизили административные барьеры. В регионе действуют меры поддержки в рамках территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток.

Но главное наше достижение — открытость, доверительные рабочие отношения с деловыми кругами. Например, мы регулярно проводим заседания инвестиционного совета. В них может принять участие любой предприниматель и в режиме "свободного микрофона" рассказать о проблеме, которая мешает его работе. И он знает, что его обязательно услышат, разберутся и помогут. Благодаря такому подходу экономика Сахалинской области динамично развивается. В 2023 году объем валового регионального продукта оценивается в размере 1,6 трлн рублей. Рост по сравнению с предыдущим годом — рекордные 12%. Ставим задачу к 2030 году увеличить объем валового регионального продукта до 2 трлн.

Объем инвестиций в основной капитал в прошлом году вырос на 4% и составил 305,4 млрд рублей. Примечательно, что 73% средств направлены в отрасли, не связанные с сырьевым сектором. Например, в строительство, транспорт, рыбную промышленность, туризм, лесопереработку. Между тем в 2019 году на них приходилось лишь 38% инвестиций.

— Вы сказали, что Сахалин должен стать транспортно-логистическим хабом. В связи с этим возникает вопрос — какая судьба ждет островные порты?

— Основой крупного международного транспортно-логистического хаба на Сахалине станет Корсаковский морской порт. Мы приступили к масштабной модернизации этого стратегически важного объекта. Работы начнутся уже в этом году.

В порту планируем разместить крупный контейнерный терминал, рыбоперерабатывающие мощности. Бизнес уже приступил к строительству рыбоперерабатывающего завода. Это позволит изменить логистику и перевести переработку водных биоресурсов из корейского Пусана на Сахалин, сформировать здесь, на российской территории, центр дистрибуции рыбной продукции.

У нас произошло важное событие. Сделка по приобретению Корсаковского порта ООО "Логин Дело" одобрена УФАС. Компания будет инвестировать в развитие грузовых мощностей порта, чтобы он в том числе стал одной из точек Северного морского пути. На форуме в Санкт-Петербурге (ПМЭФ — прим. ТАСС) мы подпишем соглашение о реализации этого проекта.

Начинается строительство многофункционального грузового района морского порта Поронайск на восточном побережье Сахалина. Здесь будет возведен нефтяной терминал на 5,5 млн т в год, газоконденсатный на 2,8 млн т, а также угольный и бункеровочный терминалы.

В непосредственной близости от нового транспортного объекта появится несколько предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью из углеводородов. Вскоре в Углегорском районе заработает самый протяженный в России крытый угольный конвейер. Это позволит увеличить добычу топлива до 20 млн т в год. В результате дополнительное развитие получит Шахтерский порт.

Благодаря приходу китайского инвестора, который планирует добычу угля, будет развиваться и Александровск-Сахалинский морской терминал. В ближайшее время будет проведена реконструкция транспортной инфраструктуры объекта. В морском порту Холмск ведется реконструкция береговых сооружений паромной переправы между материком и Сахалином. Реализация мероприятия позволит увеличить пропускную способность паромного комплекса и осуществлять обработку новых паромов. Также ведется восстановление волнозащитных сооружений для обеспечения безопасности акватории и причалов.

— Сахалинская область в первую очередь ассоциируется с морем и его ресурсами. Что касается обновления флота, на Сахалине будет создана судоверфь мощностью до 50 судов в год. Какие результаты ожидаются в туризме и рыболовстве?

— В новейшей истории суда на Сахалине не строили, поэтому речь идет о создании еще одной новой отрасли островной экономики. Мы заручились поддержкой федеральных властей и привлекли крупного инвестора. В проект будут направлены средства Корпорации развития Дальнего Востока, а также инвестиции ВЭБ.РФ и госкорпорации "Росатом". Всего более 7 млрд рублей. Благодаря проекту появятся 700 новых рабочих мест. В перспективе налоговые поступления в областную казну составят 2,5 млрд рублей.

Строительство универсального производственного корпуса на Сахалине стартует уже в августе, а в декабре 2025 года начнется выпуск малых судов из композитных материалов. Ожидается, что за три года верфь выйдет на проектную мощность.

Флагманом нашей верфи станет промысловое судно для прибрежного лова с длиной корпуса от 19,9 до 25 м с опцией ледового класса. Также предприятие будет выпускать пассажирско-туристические суда вместимостью от 55 до 150 человек. Возможно, такой транспорт будет использоваться на линии между Северо-Курильском (остров Парамушир, северная группа Курильских островов, Сахалинская область — прим. ТАСС) и Петропавловском-Камчатским. Кроме того, есть планы по производству пассажирских и парусных катамаранов для прогулок в прибрежных акваториях, малых барж для грузоперевозок по Северному морскому пути.

Суда из композитных материалов имеют ряд преимуществ перед аналогами из металла. При сходной стоимости они производятся в полтора-два раза быстрее, оказываются более устойчивыми к коррозии. Также суда из композитов легче, это позволяет снизить расход топлива и увеличить грузоподъемность.

Запуск верфи позволит рыбакам обновить часть промыслового флота, а также откроет новые возможности для туристических компаний. В Сахалинской области и на Дальнем Востоке немало достопримечательностей, до которых сложно добраться по суше. С появлением небольших комфортабельных судов предприятия индустрии гостеприимства смогут значительно расширить список доступных объектов показа.

— Вы с 2019 года возглавляете Сахалинскую область. Что вы относите к числу своих главных достижений на этом посту?

— Мы высокими темпами строим жилье — в год возводим более 1 кв. м на жителя области. Благодаря этому первыми в России расселили людей из жилого фонда, признанного аварийным до 1 января 2017 года. Сейчас реализуем вторую программу. Она предусматривает расселение 750 тыс. кв. м и почти 34 тыс. человек.

Работа идет успешно. В прошлом году более 6,5 тыс. человек переехали в новые квартиры. В этом году жилищные условия улучшат еще свыше 6 тыс. человек. Реализацию второй программы планируем завершить в 2026 году. И уже ведем работу с федеральным правительством по поводу нашего участия в третьей.

Острова стали более доступными с точки зрения транспорта. Создана единая дальневосточная авиакомпания "Аврора", действуют субсидируемые маршруты в регионы [российского] Дальнего Востока, в Москву. Увеличено количество рейсов. На Курилы стали ходить два новых судна, на линию между Сахалином и материком вышел новый паром. Железная дорога стала частью городского общественного транспорта в Южно-Сахалинской агломерации.

Сегодня уровень газификации области составляет 61%. В 2018 году этот показатель составлял всего 14%. В 2027–2028 годах программу газификации завершим. Также мы переводим на газ общественный автомобильный транспорт, коммунальную и сельхозтехнику. В этом нам поможет соглашение с компанией "Газпром газомоторное топливо", которое мы подпишем в ходе Петербургского форума.

Удалось добиться заметных успехов в здравоохранении. На 30% увеличилась пропускная способность поликлиник. Треть населения каждый год проходит высокотехнологичное диспансерное обследование. У нас работают "умные ФАПы", мобильные медицинские комплексы. В два раза выросло количество высокотехнологичных операций. Мы запустили проект "Проводники здоровья". 700 медицинских администраторов оказывают помощь и поддержку пациентам с хроническими заболеваниями. Все это — внедрение человекоцентричной медицины. В ее центре — человек, пациент, а мерилом качества оказания услуги является его удовлетворенность.

Читать на tass.ru
Теги