Дмитрий Мезенцев: то, о чем раньше мечтали, становится реальностью
— Дмитрий Федорович, рад вас приветствовать на стенде нашего агентства. Спасибо, что пришли.
— Спасибо за внимание к российско-белорусской проблематике.
Ваш браузер не поддерживает видео
— На форуме уделено большое внимание развитию Союзного государства. Вы были на сессии, посвященной этой тематике, которая длилась без малого два с половиной часа. Расскажите, пожалуйста, что обсуждали.
— Мы традиционно на Петербургском экономическом форуме имеем право в рамках круглого стола обсуждать экономическую интеграцию, практику, задачи, планы и текущие итоги. В этом году, как и в году ушедшем, базовыми докладчиками были вице-премьер российского правительства Алексей Логвинович Оверчук и первый вице-премьер Республики Беларусь Николай Геннадьевич Снопков. В разговоре приняло участие более 20 докладчиков — те люди, для кого российско-белорусские отношения близки по работе, по погруженности в практику в системе промышленности, науки, высоких технологий, цифровизации. Это, в частности, парламентарии, главы регионов, например губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Это самый восточный регион России, который имеет уникальную систему отношений с регионами Беларуси и с самой республикой. Также [участвовал] самый западный российский регион — Смоленская область. Его представлял глава администрации Василий Николаевич Анохин. Они обозначили, что в независимости от транспортного плеча, его длины и, скажем так, тех затрат, которые на доставку продукции из Беларуси нужно потратить, в независимости от этого результаты экономического взаимодействия, расширение линейки поставки товаров из Белоруссии, партнерство предприятий на Смоленщине и в Приморье расширяется и подсказывает нам, что это огромные перспективы. И то, что это будет обсуждаться вскоре под руководством [председателя Совета Федерации] Валентины Ивановны Матвиенко и [председателем Совета республики (верхней палаты) Национального собрания Белоруссии] Натальи Ивановны Кочановой на Форуме регионов, — это тоже знаково, это важнейшие компоненты всей интеграционной работы.
Только что президент Республики Беларусь, глава Высшего госсовета Союзного государства Александр Григорьевич Лукашенко был в Иркутске, побывал на знаменитом Иркутском авиазаводе. Шел разговор о будущем предприятия, о том, что готовится к выпуску. И он сказал о том, что значимо, чтобы у нас был продукт Союзного государства как следствие того, что мы снимаем барьеры по поставке комплектующих из Беларуси в Россию, как и из России в Беларусь. Такое решение Высшим госсоветом, национальными лидерами было принято 29 января этого года в Петербурге в Константиновском дворце. Это практически полный выход на то, чтобы мы могли юридически — не политически, а юридически — добиться маркировки "товар Союзного государства". В ходе дискуссии (на сессии "Союзное государство: 25 лет интеграции — итоги и новые задачи" — прим. ТАСС) мы предложили уже сейчас, пока юристы, парламентарии, представители министерств и ведомств будут прорабатывать эту тему, чтобы мы уже заказали логотип товара Союзного государства и чтобы все сошлось вовремя. И то, что мы будем просить Михаила Владимировича Мишустина как председателя союзного правительства в преддверии заседания Высшего госсовета вопрос о товаре и продукции Союзного государства поставить в повестку дня заседания Совмина, — это совершенно точно.
— Дмитрий Федорович, подходит к концу первое полугодие текущего года. Какие можете подвести итоги в работе по укреплению Союзного государства и на каких задачах сосредоточитесь во втором полугодии?
— Ну, смотрите. Главы государств 29 января этого года заслушали доклады глав правительств на заседании Высшего госсовета о том, что сделано с 4 ноября 2021 года. Исторически уникальный день, очень символичный. Это День народного единства Российской Федерации, когда были подписаны 28 союзных программ как сбалансированный взаимоувязанный фундаментальный документ по принципиально иному выходу на интеграционную работу, на ее глубину. И вот, казалось бы, прошло чуть более двух лет, а сделано невероятно много. Создан — вы только вдумайтесь — наднациональный налоговый комитет. То есть сегодня практика работы налоговых служб, организаций методической работы, обеспечение прозрачности в режиме взимания налогов для России и Беларуси — фактически единая практика.
Создан межгосударственный центр по управлению рисками единого Таможенного комитета Союзного государства. Это совершенно иной уровень прослеживаемости товаров, это единая пломба Таможенного комитета. К слову сказать, она производится не где бы то ни было, а в Беларуси. Таких уже 1,5 тыс. пломб, которые навешиваются на все контейнеры, которые, что называется, передвигаются по железной дороге. Это также и прослеживаемость товаров, которые двигаются автомобильным транспортом. Это повышает устойчивость бюджета, повышает, безусловно, выведение каких бы то ни было товаров из серых зон. Это совместная работа. Если раньше об этом приходилось если не мечтать, то говорить очень осторожно, то сейчас это реальность.
За эти два с небольшим года только по реализации 28 союзных программ состоялось более 930 мероприятий министерств, ведомств, правительств. Это очень тщательный набор в пользу единой промышленной политики, единой политики в агросфере, достижения очевидных результатов ухода от ненужной конкуренции, формирования новых производственных цепочек. Даже на примере автомобилестроителей — МАЗ, КАМАЗ. Западные инвесторы ушли и уходят, а мы должны свою продукцию делать конкурентоспособной и результативной, не сбавляя объемов производства. Это состоялось
Мы знаем, что есть 28 программ, значит, 28 направлений: работа центральных банков, работа в социальной сфере. Принципиально иное взаимодействие, когда уже введена благодаря позиции Росатома и белорусских партнеров Белорусская атомная станция: первый и второй энергоблоки введены в эксплуатацию. Уже выработано свыше 40 млрд кВт·ч. Это совершенно иной энергобаланс республики, совершенно иной запрос на нефть и газ из РФ и от партнеров Республики Беларусь, экономическая устойчивость, энергобезопасность, продовольственная безопасность, очевидное умение сегодня работать, в том числе во исполнение первого этапа Стратегии научно-технологического развития единого Союзного государства. Когда мы приступали к этой работе в 2019 году, никто даже не думал, что такой документ возможен. Сегодня мы говорим о создании буквально в ближайшее время Университета высоких технологий Союзного государства в Минске как сетевого университета.
Ресурс равноправного диалога, готовность совместно выходить на результат, максимальное стремление уйти от каких-то необоснованных споров, то есть дискуссии будут, конфликтов нет — вот это важно. Тот кредит, который получила Республика Беларусь на 105 млрд рублей, сегодня почти выбран. Уже практически 30 соглашений, которые дают жизнь реальному производству. Это все в единую копилку. Ресурс конкретных дел, ресурс диалога, понимание, что это работа ради людей, подтверждение принципов — и об этом мы говорили на круглом столе "Две страны — одна экономика". Это будущее, это стремление, девиз, рубеж и модель сотрудничества.
— Недавно президент России Владимир Путин сообщил, что в скором времени между странами планируется отмена роуминга. Когда это произойдет?
— В последнее время белорусские и российские операторы добились снижения стоимости минуты разговора по разным форматам тарифа в 26 раз. Люди это почувствовали. Сейчас есть определенная сложность со снижением стоимости передачи данных. Мы это тоже понимаем. Владимир Владимирович Путин, когда совсем недавно в рамках своего визита был в Республике Беларусь, в Минске на пресс-конференции об этом сказал как о важнейшей задаче, чтобы люди чувствовали эти плюсы, в том числе действие Союзного договора, базовых положений о единстве социального статуса гражданина Беларуси и России. И Александр Григорьевич Лукашенко ставил такую задачу, и главы правительств на той встрече, которую провел Михаил Владимирович Мишустин со своим коллегой Романом Александровичем Головченко. Дело прежде всего за ответом белорусских операторов, российские операторы часть своего пути уже заметно прошли.
Убежден в том, что в преддверии заседания Совета министров Союзного государства, как и Высшего госсовета в ноябре — декабре, мы услышим от операторов, которые обеспечивают нашу связь, интернет-трафик, что вопрос решен. Верю, что так будет.
— Одним из важнейших направлений Союзного государства является увековечивание памяти россиян и белорусов в Великой Отечественной войне, и идет значительная работа по реконструкции Брестской крепости.
— Я дополняю ваш тезис. Недавно, буквально несколько дней назад, Михаил Владимирович Мишустин как глава союзного правительства подписал постановление о выделении более чем 490 млн рублей на работы по реставрации, реконструкции, музеефикации Брестской крепости. Мы хотим, чтобы эти деньги позволили сделать музей более масштабным, интерактивным и содержательным.
— Как раз хотел у вас поинтересоваться, как идет процесс реставрации? Расскажите поподробнее об этом.
— Прежде всего, есть хороший план. Его подготовили министерства культуры двух стран. Министерство культуры Республики Беларусь и Министерство культуры Российской Федерации являются госзаказчиками этого проекта Союзного государства. Мы хотим более широко привлечь возможности прежде всего Музея Победы на Поклонной горе, Музея истории Великой Отечественной войны в Минске и других музеев, запросить архивные документы. Помимо собственно в традиционном понимании экспоната музея, нам нужна интерактивная часть, нам нужен диалог прежде всего с молодыми посетителями Брестской крепости.
Это еще очень важно в силу того, что Александр Григорьевич Лукашенко поставил задачу создать Центр патриотического воспитания на Кобринских рубежах, там, где погибали солдаты, но не сдавались. Это тоже, как и вся Брестская крепость, легендарное памятное место. Здесь мы тоже видим свое возможное участие. Еще раз — это прежде всего к тому, чтобы музей был привлекательным для очень молодых людей, чтобы был разговор, зажигающий интерес к истории своего Отечества. Конечно, через опыт фронтовиков, которые, на счастье, еще с нами, и чтобы молодые люди задавали себе вопрос: "Как бы я поступил, если бы оказался в тех условиях тогда на рубежах Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны?"
Сегодня молодое поколение живет куда более комфортно, чем их сверстники 80–90 лет назад. А гражданско-патриотические ценности, понимание Родины, своего долга перед Отечеством не зависит от того, сколько у тебя мобильных телефонов, насколько комфортно ты живешь, на каком мотоцикле или машине ты ездишь. Это вечные ценности. И вот об этом очень важно вести разговор под сводами тех помещений, казарм, которые сегодня стали музеем, а вчера это был боевой гарнизон, защищавший Родину.
— К сожалению, находятся люди, которые пытаются бросить тень на развитие Союзного государства, союзной кооперации. Так, недавно белорусские оппозиционеры, выехавшие за рубеж, вновь выступили с утверждением, что Россия и Белоруссия отобрали детей, то есть, по сути, они так называют мероприятия по направлению детей на отдых и в санатории. Хотелось бы попросить вас прокомментировать эти утверждения. Также хотелось затронуть вопрос о дальнейших планах по этой линии — помощи детям Донбасса. Какие мероприятия планируются? Рассматривается ли выделение новых средств на это направление?
— Прежде всего, те средства союзного бюджета, которые направлялись на оказание гуманитарной помощи и поддержку учреждениям образования Донецкой и Луганской народных республик, выделялись во исполнение постановлений Высшего госсовета и Совета министров Союзного государства. Это единая позиция Белоруссии и России. Мне довелось пять раз побывать в Донецкой и Луганской народных республиках, сопровождая нашу помощь. Было очень важно не просто привезти помощь. Было очень важно встретиться с руководством республик — и с господином [главной ЛНР Леонидом] Пасечником, и с господином [главой ДНР Денисом] Пушилиным. Мы вместе с ними обсуждали обстановку, которая складывается вне воли жителей на этой героической земле. Понятно, что мы встречались с ребятами, которые учатся в колледжах и техникумах этих двух новых российских регионов.
Вы знаете, что мы доставили большегрузные грузовики "МАЗ" и "Камаз" для автомобильных техникумов двух регионов. Мы доставили более 200 компьютеров производства холдинга "Горизонт" для учебных заведений. Мы поддержали запрос Школы олимпийского резерва спортинвентарем, адресной спортивной одеждой и обувью. Мы много сделали конкретных шагов ради того, чтобы молодые граждане этих регионов, граждане России, чувствовали заботу в том числе и по линии Союзного государства.
И также мы действительно оплачивали приезд более чем 2,3 тыс. ребят на землю Беларуси для оздоровления. Когда я спросил у одного из организаторов, что видится, как ребята себя чувствуют, он говорит: "Вы знаете, они три дня стоят в очереди в душ и бассейн, потому что в Донецке, как вы знаете, долгое время не было не просто горячей, а нормальной подачи воды в квартиры, учебные и лечебные учреждения, гостиницы, точки общественного питания и так далее". Если детей довели до такой ситуации, что для них просто вода в кране есть что-то чудесное и необычное, то почему мы таким детям не имеем права помочь?
Теперь что касается культивирования этой темы теми людьми, которые, я скажу откровенно, не имеют совести. Они точно знают, что все без исключения дети поехали в Беларусь, имея либо разрешение родителей, либо четкое разрешение службы опеки и систем соцзащиты ребенка. 100% детей, кто выехал, столько же и вернулись, никто не потерялся, никто нигде не забыт, никто не обижен. Это абсолютно проверяемая правда и истина. Просто оседлали эту тему как спекулятивную. Это не просто тема ради темы, чтобы ее подхватили на Западе. Потому что у каждого взрослого щемит сердце, когда обижают любого ребенка, своего или чужого. И вот [они играют] на этих эмоциях честных, заинтересованных людей — таких в Европе абсолютное большинство. Политическая верхушка — это другой разговор и не тема нашей встречи. Спекуляция на эмоциях людей, на готовности защитить малыша, та спекуляция, которая многократно культивируется некоторыми представителями белорусской оппозиции, — это не что иное, как еще один политический шаг — напомнить о себе, показать свое "борение". За что — совершенно непонятно. И фактов этих нет. И замыслов — ну, это чудовищные замыслы, придуманные оппозиционерами, чтобы показывать и наполнять повестку своей оппозиционной работы.
Даже не хочется об этом говорить, но раз уж вы подняли эту тему, еще раз скажу: 100% детей выехало, 100% детей приехало. Мы будем такую работу продолжать, поддерживать. Мы просто обязаны это делать. И пускай это маленький эпизод, лишь штришок, по поводу того, что обычный ребенок 8–10–15 лет не имел возможности долгое время подойти к крану, открыть его и помыть руки. Как ситуация довела ребятишек и их родителей до такого. Пускай бы оппозиция сказала: "Нам нужно помогать, нам нужно прекратить обстрелы Донецка и Луганска, нам нужно обеспечить нормальное водоснабжение, нам нужно обеспечить гуманитарный стандарт социальной жизни". Мы этого пока не слышим. Мы слышим политические спекуляции не очень честных и порядочных людей.
— Недавно МИД РФ была организована поездка иностранных послов на выставку трофейной техники на Поклонной горе, вы в этой поездке принимали участие.
— Я получил приглашение российского МИД. Конечно.
— Расскажите нам про эту встречу, о чем вы пообщались с послами, какими впечатлениями они поделились?
— Во-первых, отмечаем, что представители стран Запада не приехали на Поклонную гору, чтобы осмотреть ту технику, которая доставлена из зоны специальной военной операции и которая там выставлена. Не наше с вами дело давать оценки, сейчас другая тема встречи. Тем не менее мне кажется, что это индикатор слабой и немужественной позиции, нежелания признавать реалии того времени, тех событий, которым Запад уделяет такое внимание и соавтором которых — я имею в виду прежде всего того конфликта, который на этой земле сегодня существует, — потворствует.
Что касается той техники. Если будет позволено, я повторю то, что сказал тогда на Поклонной горе. Пусть будет маленький экскурс в относительно недавнюю историю. Если бы в конце 80-х годов, когда существовали два государства на немецкой земле — Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия, — руководство ФРГ сказало бы руководству СССР о том, что никто не собирается исполнять обещания о непродвижении НАТО на восток, если бы тогда — в конце 80-х годов, в самом начале 90-х — руководство ФРГ сказало бы, что мы не исключаем, что танки Leopard с точно такими же крестами, которые были нанесены на танки, которые утюжили советскую землю в 1941 году, придут на землю бывшего СССР через более чем 30 лет, никакой бы речи об объединении Германии, о совершенно другой геополитической реальности в Европе сегодня просто не могло бы идти вовсе. Если Советский Союз сделал все, чтобы в ущерб своим национальным интересам обеспечить объединение Германии, фактически поглощение Федеративной Республикой Германией Германской Демократической Республики, де-факто это аншлюс по аналогии с ситуацией Германия — Австрия начала Второй мировой войны. Если бы тогда кто-то мог себе представить, как поведет себя руководство ФРГ сегодня, обстановка и новейшая история Европы в частности и мира в целом была бы совершенно другая.
Мы увидели эту технику. Мы, конечно, понимаем, что Запад хочет стратегического поражения России. Мы видим, какие точные, четкие ответы на вопросы руководителей западных информационных агентств дал президент России Владимир Владимирович Путин в рамках работы петербургского форума. Все объяснено. Об угрозах, которые Запад формирует сам для себя, все четко сказано. Да, это реалии сегодня на поле боя. Но реалии и то, что подбитые танки, боевые машины пехоты, БТРы, вспомогательные машины военного образца стоят на Поклонной горе. Рядом с Музеем Победы, который доказал всему миру своими экспонатами, возвращением к истории Великой Отечественной войны, что советский народ внес неоценимый по масштабу вклад в разгром нацизма. И важно, что эта техника стояла в считаных метрах от памятника солдату Первой мировой, который также проявил героизм, также проявил мужество, защищая свою землю. Только политическая конъюнктура 1917 года стала таковой, что победа была потеряна Россией. Это история. Спасибо.