8 ИЮН, 10:00

Вадим Шумков: в борьбе с паводками нужно возвращаться к советскому опыту

Губернатор столкнувшейся в этом году с рекордным паводком Курганской области Вадим Шумков в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал, как регион противостоял стихии и какие выводы из ситуации необходимо сделать, а также о том, как регион, несмотря на все вызовы природы и низкую бюджетную обеспеченность, добивается устойчивых позиций по росту экономики.

 В прошлые годы область столкнулась с аномальными пожарами, засухой, а в этом — с наводнениями. С какими проблемами может столкнуться Курганская область в дальнейшем? И что нужно сделать, чтобы защитить жизни и имущество людей?

 Не только Курганская область — вся Южная Сибирь испытывает достаточно серьезные потрясения. Отдельные эксперты декларируют, что изменение климата в России идет в среднем в два раза быстрее, чем по миру, а на юге Западной Сибири оно продвигается примерно в три раза быстрее, чем по России. Мы наблюдали семь лет сплошной засухи, что привело к пожарам. К этим вещам можно готовиться только одним образом — максимально работать с садовыми и дачными товариществами, где очень много домов, регулировать правила градостроительной политики. В частности, при строительстве четко контролировать соблюдение требований по противопожарным разрывам, расстояние между домами и строениями. Нужно расширять противопожарный разрыв между лесным массивом и жилыми массивами — просеки. Там всего 50 м, необходимо делать 200–300 м. Кроме того, нужно задерживать снега, высаживать деревья. Советский Союз все это проходил, нужно просто к такому опыту возвращаться.

Этот год будет не традиционным: паводок, вода и влажность высокая. Но думаю, что будет цикличность, качели климатические — семь лет так, несколько лет вот так. Но по нарастающей будет повышение температуры.

 Как теперь будете превентивно бороться не только с огнем, но и водой?

 Сейчас мы работаем с Министерством транспорта РФ: в границе города Кургана насыпь Транссиба и насыпь федеральной трассы разрезает прямо поперек пойму реки Тобол — специалисты говорят, что это в два раза сдерживает прохождение паводковой воды по границе города. То есть вода остается в Кургане и давит на микрорайоны, подтапливая дома.

Второе направление — расчистка русел рек. Мы четыре года общаемся с федеральными коллегами по этому вопросу. Более того, небогатая Курганская область самостоятельно готовила проектную документацию, и в прошлом году первый этап расчистки Тобола стартовал. К сожалению, проект не был доработан до конца. И в этом году мы запускаем снова проект, уже для расчистки до границы центральной части города. Расчет на три года до 2026 года, это будет за счет федерального бюджета. Русло реки Тобол в границе города Кургана должно быть углублено и расчищено. Надеюсь, это хотя бы какую-то часть воды поможет проталкивать быстрее. Но без комплексного решения будет тяжело. А комплексное решение — это и про обустройство точек пропуска воды под федеральными трассами, железнодорожными насыпями, и иные мероприятия, включая работу с гидрозащитными сооружениями.

 Может ли быть комплексным решением кардинальная мера — переселение людей дальше от воды, от ветров?

 Я здесь больше говорил бы про другое. Так, любое капитальное строительство без компенсирующих мероприятий, гидрозащиты запрещено на затопляемой территории, которая подвергалась и пожарам, и паводкам в течение двух лет подряд. Но есть такой формат, как дачная амнистия, когда гражданин никого не спрашивает и вводит в эксплуатацию объект самостоятельно. Через дачную амнистию на подтапливаемой территории были введены десятки тысяч жилых домов. Советская власть, если территория подтопляемая, отводила ее сугубо для садоводства, огородничества. Необходимо вводить ограничения по действию дачной амнистии на этих территориях, ограничивать придание статуса жилого дома дачному дому на подтопляемой и затопляемой территории. Второе направление — это материнский капитал. Государство позволяет на подтопляемых территориях покупать дома за маткапитал. И, конечно, необходимо упрощать порядок признания участка, который по факту брошен или является бесхозным, чтобы он отходил государству, чтобы можно было просто вычищать эти территории.

 Может быть, Заксобрание выступит с инициативой о пересмотре в Государственной думе?

 Мы обсуждали этот вопрос с комитетом Государственной думы по земле и по имуществу. Коллеги обещали поддержать. Но, к сожалению, эта история длительная.

Кроме того, есть еще одно важное направление. Мы считаем, что необходимо со спутника запускать определенную аппаратуру, которая через 3D-моделирование может рассчитывать водоизместимость паводкоопасных русел рек. Чтобы понимать: если вам водохранилище сбросило столько-то кубов, то столько воды придет к вам. А также необходимо для каждого крупного административного центра сделать карту с поясами затопления: 9 м воды — это столько у вас затопит, 10 м — столько домов уйдет под воду и так далее. Чтобы можно было понимать, какие меры административные принимать, кого эвакуировать в первую очередь.

 Проведена ли оценка имущества, которое пострадало от паводков?

 На сегодня мы оцениваем весь ущерб по региону от 3 до 4 млрд рублей. Это те убытки, которые несет государство, по крайней мере. Это выплаты гражданам, это ремонт инфраструктуры, это иные мероприятия. Касательно граждан: признаны официально пострадавшими 14,5 тыс. человек. Из них уже более 99% получили выплаты по 10 тыс. рублей единовременно, порядка 6 тыс. человек получили выплаты по 50, по 100 тыс. рублей за полностью либо частично утраченное имущество первой необходимости. Порядка 300 домов признаны подлежащими капитальным ремонтам, порядка 20 — признаны негодными, будут сноситься, люди получат сертификат на новое жилье. ПВР уже почти все закрыты — один еще работает, там размещены несколько семей, которым в ближайшее время будет предложено временное жилье.

Кроме того, 52 участка дорог пострадали, 16 мостов. По более чем 40 из них уже заключены контракты для восстановления. Мосты еще не полностью дообследованы, потому что вода еще ушла не везде.

 Несмотря на удары стихии, регион выделяется ростом показателей экономики в последние годы.

 Год назад Курганская область впервые в своей истории стала первой в стране по темпам роста агропроизводства. В этом году мы сейчас вторые в стране по индексу промышленного производства. Совокупный индекс двух секторов — первое место по стране, это реальный сектор экономики. При этом за последние пять лет в реальном секторе экономики создано более 10 тыс. новых рабочих мест. И мы ставим задачу себе еще 10 тыс. рабочих мест до 2030 года в этом секторе. Причем с высокой заработной платой.

Картина меняется кардинально. Построено и запущено уже пять индустриальных парков крупных. Три парка строятся, два из них заработают до конца года, один в начале следующего года. И еще пять парков проектируется. И мы максимально растаскиваем их по территории региона, чтобы распределять в том числе и трудовые ресурсы.

 У области есть планы по усилению сотрудничества с Китаем? В регионе работает Российско-китайский центр. Есть ли уже результаты его работы?

 Уже две компании законтрактовались именно через этот центр, еще 15 компаний направили свои заявки для обеспечения оборудованием. Мы договорились об очень интересном продукте — я не буду рассказывать про его суть, потому что он имеет отношение к безопасности страны, в том числе с привлечением китайской науки. И охватываем также культурную составляющую. В этом году 20 человек приезжают к нам учиться из Китая.

Читать на tass.ru
Теги