Глава депстроительства Москвы: при возведении дорог и мостов обновляем инженерные сети
Летние месяцы называют "жарким сезоном" у строителей не только из-за погоды — именно сейчас работы достигают пиковых темпов. Столичная стройка охватывает дороги, мосты, метро, ж/д пути и различную недвижимость. О главных объектах, которые готовят к вводу в эксплуатацию до конца 2024 года, в интервью ТАСС рассказал руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Дороги и мосты
— Рафик Равилович, какой дорожный объект из готовящихся к вводу в этом году, на ваш взгляд, наиболее значимый?
— Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил нам задачу продлить Московский скоростной диаметр (МСД) за пределами МКАД. Сейчас идет активная работа по строительству магистрали за МКАД. Этот участок впоследствии соединится с трассой Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. При этом в данный 10-й участок МСД входят два тоннеля — под МКАД и под федеральной трассой М-2 "Крым".
Когда мы проходили под МКАД и Симферопольским шоссе, то делали это без остановки движения. Также там предусмотрена эстакада через железнодорожные пути, в том числе Московского центрального диаметра (МЦД), где работы идут без остановки плотного движения поездов. Кроме того, будет ответственная работа над эстакадой со съездом на Варшавское шоссе, где также строим подземный пешеходный переход, так как на южном направлении особенно интенсивное движение поездов. Эта работа была связана с освобождением большого объема территории, изъятием земельных участков. Таким образом, на 10-м участке МСД мы пересекаем МКАД, М-2 "Крым", Варшавское шоссе, МЦД и пути Московской железной дороги (МЖД) в южном направлении.
— Какова готовность этого участка?
— Превышает 60%. Участок очень сложный, потому что за пределами МКАД нам пришлось переложить газопровод высокого давления и выполнить переустройство линий электропередачи.
— Вы упоминаете перекладку инженерных коммуникаций, — помимо дислокации подразумевается еще и обновление?
— Конечно. В большинстве случаев мы меняем их трассировку, они выносятся за пределы дорог. Особенно около МКАД у нас всегда огромное количество инженерных сетей, причем магистральных — больших диаметров, и при строительстве дорог мы должны их перекладывать, обновлять.
— Когда планируете ввести участок в эксплуатацию?
— Основные инженерные сооружения уже завершили, сейчас идет работа именно с верхними слоями асфальта, освещением и переподключением инженерных сетей. Введем 10-й участок МСД до конца этого года.
— В продолжение темы о дорожно-мостовом строительстве расскажите, пожалуйста, о ходе строительстве моста в центре Москвы, около памятника Петру.
— Пролетное строение моста собрали и доставили на Водоотводный канал на барже, с помощью поворотного механизма его развернули на 90 градусов, вывесили на гидравлических домкратах и поставили на проектную отметку. Работы производились в воде, в акватории канала. Такой метод был выбран ввиду плотной застройки данной территории. Этот мост станет продлением пешеходного маршрута от Парка Горького до стрелки Золотого острова. Мэр поставил задачу ввести его в эксплуатацию летом.
— Достаточно ли рабочих на объектах дорожно-мостового строительства?
— Всего на наших стройплощадках в столице работают около 60 тыс. человек, четверть из них возводят объекты дорожной инфраструктуры — дороги, мосты, путепроводы, эстакады, развязки. Нехватка в рабочих возникает в пиковые сезоны строительства, но в целом на площадках достаточное количество квалифицированных специалистов, которыми нас обеспечивают подрядные компании, — мы не испытываем кадрового голода.
МЦД и метро
— Какие работы департамент в части железнодорожного строительства для МЦД завершит в этом году?
— Непосредственным заказчиком проекта МЦД в Московском транспортном узле является ОАО "РЖД", и работы ведутся по принципу софинансирования. Еженедельно мы с коллегами проводим штабы для координации работ. По сути, благодаря проекту в городе строятся городские вокзалы, крупные транспортные узлы. В большинстве случаев новые платформы интегрируют с действующими линиями метро и наземным транспортом.
Идея заключается в том, чтобы пассажир не ощущал разницу в качестве транспортных услуг при выходе из комфортного метро: по переходу "сухие ноги" он подходит к привычным современным турникетам и эскалаторам, выходит на широкие платформы с навесами.
Недавно была открыта станция МЦД-4 "Кутузовская", которая интегрирована с одноименной станцией метро Филевской линии. Также мы планируем завершить работы на платформе МЦД-4 "Тестовская" (Москва-Сити), которую в дальнейшем свяжем с одноименной станцией МЦК.
— Другой крупный транспортный узел и станция МЦД — "Петровско-Разумовская". Какова готовность этого объекта, когда планируете ввести в эксплуатацию?
— Станция находится в активной фазе реализации. Это большой городской вокзал, где пересекаются МЦД-1 и МЦД-3, в дальнейшем здесь будет проходить первый маршрут Высокоскоростной магистрали (ВСМ-1). Там же расположены две одноименных станции Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий метро. Мы ведем строительство и реконструкцию дорожных объектов около транспортного узла, перекладываем огромное количество инженерных сетей, создаем инфраструктуру для общественного транспорта.
Общая концепция транспортного хаба разработана московскими специалистами совместно с японскими коллегами. Станции МЦД и метро будут соединены единой надземной пешеходной галереей.
— Какие работы ведутся для новой станции Кольцевой линии метрополитена — "Достоевской"? Когда планируется ввести объект в эксплуатацию?
— Это будет востребованная пересадка с Люблинско-Дмитровской на Кольцевую линию. Сейчас занимаемся подходными тоннелями глубокого заложения. Это сложный проект, который подразумевает действительно большой объем работы. Станцию надо будет построить горным методом — нужно будет спуститься более чем на 60 м вниз, построить обходные тоннели. На выходе из метро установим траволаторы, она будет интегрирована с благоустроенной территорией спорткомплекса "Олимпийский".
Объекты спорта
— Ввод какого значимого спортивного объекта ожидается в этом году?
— До конца года введем большой ледовый дворец в Мневниковской пойме, он будет по своим масштабам сопоставим с ледовым дворцом в районе Ясенево, который мы ввели в эксплуатацию в 2023 году. В нем будут две ледовых арены, зрительские места, красивая архитектура. В настоящий момент мы вышли на финальную стадию работ.
— При росте популярности спорта у москвичей как восполняете потребности в спортивных объектах?
— Например, в рамках застройки кварталов программы реновации и проектов комплексного развития территорий (КРТ). Помимо строительства нового жилья важным направлением является формирование современной качественной городской среды, где будет создано пространство для комфортного проживания, отдыха и работы. В шаговой доступности от жилых домов появляются физкультурно-оздоровительные комплексы, универсальные залы, ледовые арены, бассейны, стадионы, спортплощадки и велодорожки в рамках благоустройства.
Кстати, если говорить о велодорожках, которые используются и другими пользователями средств индивидуальной мобильности, в том числе самокатов, — данные о них аккумулируются, чтобы пользователи уже на стадии построения маршрутов знали, где они смогут комфортно и безопасно проехать. И эти маршруты являются частью большой велодорожной сети, которая объединяет набережные, парки и т.д.
— В рамках программы реновации департамент строительства ведет снос ветхого жилья по стандарту. Перед тем как демонтировать здания, проверяются ли подвалы на предмет наличия в них бездомных животных?
— Обязательно. Технология "умного сноса" предполагает поэлементный разбор. На старте программы реновации были достигнуты договоренности с городскими зоозащитными организациями о том, что в концепцию "умного сноса" будет включено и обследование зданий на предмет беспризорных животных. Зоозащитники, используя специализированное оборудование, проводят обследование и поимку таких животных. На следующем этапе волонтеры обследуют уличных городских животных, проводят вакцинацию и при необходимости лечат. Далее предпринимаются шаги по пристройству кошек в семьи москвичей.
Реновация ипподрома
— Другой "реновационный" проект — Центральный московский ипподром. Какие работы сейчас ведутся на Беговой улице?
— Территорию ипподрома уже освободили от объектов в предаварийном состоянии и самовольных построек. Кроме того, перед реставрацией исторического главного здания проводятся мероприятия, которые позволяют максимально бережно и безопасно ее провести. Идет строительство зданий конного двора — конюшен. Аналогичные работы начались и на территории будущего ветеринарного блока. Следом будут развернуты работы по прокладке десятков километров инженерных сетей, которые "с нуля" обеспечат всем необходимым этот большой объект.
Необходимо предусмотреть, что Московский ипподром объединяет и скачки, и бега, здесь же будет конноспортивный комплекс, где занимаются дети. На ипподроме будут находиться более тысячи голов лошадей. Необходимо создать условия для них, чтобы было безопасно и удобно содержать животных, кормить, поить, оказывать ветеринарную помощь, а также тренировать. Приходится продумать много нюансов: как привозят лошадей, как увозят, где они стоят, где проходят карантин. Прежде чем приступить к проекту, мы посмотрели ипподромы в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах мира. Столичный проект составит им достойную конкуренцию. Учитываем и зрелищную составляющую — здесь будут применены новые технологии видеотрансляции, что также будет учтено при установке звуковых систем и освещения.
Наши проектировщики и технологи ездят по миру и другим регионам России. Например, в Казани, Чечне и Башкирии был получен хороший опыт в организации ипподромов. И направлений у нас много — сообщества беговых и скаковых лошадей, терренкур. Работаем под пристальным вниманием профессионального сообщества, с которым мы советуемся в своих решениях.