Директор "Спасской башни": Россия открыта для всех, кто приходит сюда с добром и музыкой
— Сергей Николаевич, с какими главными вызовами вам приходилось сталкиваться в прошедшие годы?
— Пожалуй, основные проблемы были связаны со всевозможными санкциями и ограничениями против России. Неважно, в связи с чем — со специальной военной операцией, другими международными событиями или внутренними событиями в стране. До 2014 года на фестивале "Спасская башня" всегда присутствовали европейские коллективы. Причем это всегда были коллективы первой линии с гордыми наименованиями — Президентский, Королевский, Гвардейский, Центральный и т.д. После 2014 года эти коллективы практически пропали из наших программ. Но крайне любопытно, что по сию пору у нас сохраняются прекрасные отношения и с французскими участниками фестиваля, и со швейцарскими, и с британскими, которые практически каждый год жалуются, что опять не смогут приехать. Но, конечно, из-за всех ограничений мы вынуждены были в большей степени ориентироваться на наших друзей в арабском мире, странах Латинской Америки, Южной Америки, Африки и т.д.
Тем не менее нам удается сохранять в программах все музыкальное многообразие культур, традиций, которое, пожалуй, присуще всем коллективам. Выручает то, что страны арабского мира — это в основном бывшие британские колонии. Поэтому все, что там связано со строевой подготовкой, — это во многом влияние английской культуры. Ну и новые ноты привносят страны Юго-Восточной Азии и вообще Востока. Поэтому программы удается сохранять многообразными, интересными.
— Как видоизменился фестиваль с начала проекта?
— Пожалуй, "Спасская башня" не изменилась даже со времен далеких годов 14–15-летней давности. Идеология, структура остались теми же. С одной стороны, казалось бы, ничего необычного. Military Tattoo (Королевский Эдинбургский парад военных оркестров — прим. ТАСС) известен во всем мире. Подобных крупных, заметных фестивалей я могу назвать не менее полутора десятков, а уж местечковых — под сотню. Их главная особенность — пропаганда, продвижение военной субкультуры. Наш фестиваль никогда не менялся, и всегда сохранялись три главные идеи. Во-первых, мы не просто демонстрируем военную субкультуру, речь всегда идет о каких-то знаменательных датах и событиях в российской истории, которым и посвящается фестиваль. Это военные победы Российской армии и другие значимые моменты. Темы не сложно придумывать, поскольку история Российской империи и Российской Федерации насыщена такими событиями.
Второе, мы никогда не влезаем в музыкальные программы коллективов и не говорим, что они должны приехать в Россию и исполнить то, другое или третье. Однако с помощью российских коллективов мы всегда продвигали и продвигаем российскую военную музыку и российскую музыку в целом. И, надо сказать, у нас неплохо получается. Если в первые годы в лучшем случае, допустим, в программе коллектива из Чехии могла появиться "Катюша", то сейчас все, кто побывал на "Спасской башне", берут на вооружение именно российскую военную музыку.
К примеру, несколько лет назад здесь выступал оркестр полиции из одной ортодоксальной мусульманской страны. Они успешно выступили на "Спасской башне", а по прошествии полугода меня пригласили в эту страну на выпуск из академии полиции. И что меня крайне удивило — выпуск проходил под "Прощание славянки", причем в отличном исполнении. Ребята гордо маршировали. То есть через "Спасскую башню" и Глинка, и Римский-Корсаков, и Чайковский проникают и пропитывают музыкальную культуру стран-участниц, которые приезжают в Россию на "Спасскую башню". В этом еще одна особенность нашего фестиваля.
Мы не просто занимаемся какой-то пропагандой военной субкультуры. Есть сотни тысяч поклонников стиля милитари. Достаточно выйти на улицу: все с ног до головы в хаки, а то и в камуфляже. Это та самая военная субкультура. Мы же боремся немного за другое: за пропаганду российской музыки, за знакомство российской публики с военными традициями
В фестивале всегда принимают участие коллективы — подразделения почетной охраны. Они представлены и российскими, и иностранными коллективами. Таким образом публика знакомится с церемониалами, в том числе с российскими государственными церемониалами. И главное их звено — роты специального почетного караула.
— Заметили ли вы в нашем обществе рост интереса к военно-патриотической музыке за последние несколько лет?
— Да, и больше всего это заметно по программе "Военные оркестры в парках". Мы занимаемся ею параллельно с фестивалем "Спасская башня" и были ее основоположниками. С весны по осень в парках, на бульварах выступают военные оркестры. Когда-то в России была такая великая традиция, потом она сошла на нет. Мы возрождаем ее, и, с моей точки зрения, очень успешно. Если восемь лет назад эти концерты в парках собирали буквально несколько десятков зрителей довольно преклонного возраста, то сейчас это очень и очень популярное мероприятие, привлекающее сотни людей. Программа проходит практически во всех московских парках, а с этого года, благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и в Санкт-Петербурге. Что отрадно, среди зрителей все больше и больше юных лиц, а также людей среднего возраста. Зрители активно участвуют в концерте: танцуют, поют и искренне поддерживают музыкантов громкими аплодисментами и криками "Браво!". Да, интерес есть, и он растет.
Один из основоположников и основателей фестиваля "Спасская башня" — Валерий Михайлович Халилов, главный военный дирижер Вооруженных сил Российской Федерации, в свое время произнес примечательную фразу: "Посмотри, до чего довели духовую музыку. Если где-то звучит военный оркестр, это или похороны, или парад". Сейчас же российские и зарубежные оркестры на Красной площади, в парках и городах доказывают, что военным музыкантам по силам любые жанры, любые музыкальные стили. И все это естественным образом привлекает людей
Еще одна иллюстрация: мы давно уже занимаемся программой, связанной с детскими духовыми оркестрами. Когда только начинали, с великим трудом собрали на фестиваль детских духовых оркестров "Спасская башня детям" со всей России около шести коллективов. Сейчас же их больше 200! И это только в Центральной России. То есть популярность духовой музыки, вне всяких сомнений, растет.
— Сейчас непростые времена, многие массовые мероприятия отменяют или переносят. О чем, на ваш взгляд, свидетельствует тот факт, что "Спасской башне" в 2024 году — быть? И что это значит для всей страны?
— Прежде всего это гордое утверждение: Россия открыта, Россия ни от кого не отгораживается, не собирается и не собиралась ни с кем рвать отношения. В том числе не только в области культуры, но и в области военного сотрудничества. Россия открыта для всех, кто приходит сюда с добром и с музыкой.
— Смысловой доминантой "Спасской башни" в этом году была избрана тема "Защитникам Отечества посвящается". Как она родилась?
— Это вовсе не загадка. В момент, когда вся страна подавляющим числом граждан сочувствует, сопереживает тем проблемам, которые возникают в рамках специальной военной операции, и очень внимательно следит за малейшими продвижениями Российской армии, радуется ее успехам, каждому выжившему бойцу, особых фантазий на изобретение темы фестиваля не требовалось. Организаторы "Спасской башни" — точно такие же граждане России, и для нас близко все происходящее сегодня на фронтах спецоперации. Это наша боль от потери наших солдат и наша радость за их победы. Мы со всей страной, мы с нашей армией и сердцем, и душой!
— В этом году на брусчатку Красной площади выйдут музыканты — участники фронтовых бригад, поддерживающие боевой дух наших военнослужащих в зоне СВО.
— Если говорить о выступлении подобных коллективов, то кто еще больше имеет право на выступление на главной площади страны? Конечно же, те, кто поддерживает наших военных, наших бойцов в зоне специальной военной операции.
— Известно, что существует традиция преподносить зрителям фестиваля "Спасская башня" различные музыкальные сюрпризы и подарки. Расскажете, чем удивите на этот раз?
— Нет, это большая тайна. Сюрпризов будет очень много. Впервые на фестивале будет выступать Сводный оркестр Министерства внутренних дел России. Это не только музыка, строевая подготовка и дефиле участников коллектива. Их представление будет отражать, пожалуй, все стороны деятельности МВД. В программе принимают участие и кинологи с собаками, и ретроавтомобили. А теперь попытайтесь все это навернуть на один музыкальный стержень и представьте, какие глаза будут у зрителей! Я сам жду с нетерпением, когда они выйдут на брусчатку Красной площади.
Впервые в этом году на Красной площади появится африканский коллектив из Гвинеи. Я видел некоторые видеозаписи их выступлений в интернете. Это очень интересно. С нетерпением жду и выступления суворовцев — абсолютных хедлайнеров фестиваля, а также Центрального военного оркестра, который каждый год преподносит какой-то сюрприз. Так что интересного будет очень много. Неожиданного будет еще больше.
— Если говорить о дружественных зарубежных странах, то насколько охотно они принимают приглашения выступить на фестивале?
— Не скажу, что все просто даже с дружественными странами. Я имею в виду формирование самой программы фестиваля "Спасская башня". В каждой стране есть какие-то проблемы, сложности, которые так или иначе влияют на ход переговоров, но до сих пор проблем с формированием программы фестиваля у нас не было и нет. Всегда есть задел иностранных коллективов, которые мы вынуждены передвигать на последующие годы. Главная для нас проблема с программой состоит в том, что по традиции на выступление каждому коллективу выделяется шесть минут. Если сложить время, отведенное каждому из восьми зарубежных участников, и прибавить к этому порядка 10–15 российских коллективов, то в сумме получится почти три часа. Это предел для представления на открытом воздухе. Мы можем пригласить множество иностранных коллективов, но программа "улетит" за пределы возможного. Поэтому каждый раз мы ограничены главным образом именно временным фактором. Все остальное — решаемо.
— Вы рассказывали в одном из интервью, что зачастую зарубежные коллеги заимствуют удачные идеи у "Спасской башни" и потом применяют у себя. Что придуманное в России прижилось в мире?
— Прежде всего это финалы представлений фестиваля, когда на Красную площадь выходят порядка 1 500 музыкантов из разных стран и совместно исполняют заранее написанные попурри. Главный военный дирижер и музыкальный руководитель фестиваля Тимофей Константинович Маякин со своими коллегами обычно начинают работу над финальным попурри весной. Оно составлено главным образом из произведений российских композиторов. Это музыкальное попурри заранее рассылают всем, кто потенциально должен приехать в Москву. Они его готовят, репетируют и потом с большим удовольствием исполняют на Красной площади.
Финальное попурри — это всегда красивая точка каждого представления фестиваля. Честно признаюсь, с ревнивым чувством я вдруг увидел появление этого финального элемента во многих программах Military Tattoo в европейских, американских, южноазиатских странах
Второе, самое отрадное, что российские военные марши, военная музыка и музыка в принципе проникают практически во все страны. Я уже рассказывал, как это происходит в ортодоксальной мусульманской стране. Мы постоянно видим и слышим эти композиции, включенные в выступления самых разнообразных коллективов практически по всему миру. Наверное, это и есть самое главное: мы живы, и мы по-прежнему лучше всех.
— Можно ли рассказать о направлениях развития фестиваля "Спасская башня"? Как вы видите будущее?
— Я твердо убежден в одном: у военно-музыкальных фестивалей есть будущее, причем успешное будущее! Когда-то на всю Россию существовал один-единственный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня". С легкой руки Военно-оркестровой службы ВС РФ и десятка энтузиастов по всей стране проходит уже порядка 15 очень заметных фестивалей. В Хабаровске, на Сахалине, в Тамбове и других городах и регионах нашей страны. Наверное, самая светлая перспектива — расширение военно-музыкального движения в регионы России.
— Какие мероприятия запланированы в рамках "Спасской башни", кроме вечерних представлений?
— Прежде всего 24 августа в 12:00 состоится большой плац-концерт всех участников фестиваля перед главной аркой ВДНХ. 25 августа пройдут выступления практически всех зарубежных участников в парках Москвы. Концерты будут идти в дневное время, вход бесплатный для всех желающих. 26–28 августа на Красной площади пройдет финал фестиваля детских духовых оркестров "Спасская башня детям", который уже много лет проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. 10 коллективов будут выступать на протяжении трех дней, вход свободный, зрелище — выше всех похвал. 25 августа в дневное время на Красной площади состоится выступление сводного хора программы "Московское долголетие". Порядка 300 поющих участников программы в сопровождении Центрального военного оркестра Минобороны России. Зрелище сверхдостойное, великолепное. Приглашаем всех желающих.
31 августа в парке "Патриот" на площади перед Главным храмом Вооруженных сил РФ пройдет еще один благотворительный концерт участников фестиваля "Спасская башня". Кроме того, еще одно важное для нас мероприятие состоится 1 сентября — день закрытия фестиваля. В этот день пройдет не только вечернее представление, но и дневное. Чтобы все, кто не успел, опоздал купить билет на вечернее представление, смогли попасть на "Спасскую башню". Милости просим, всех ждем.