Вице-премьер Трутнев: Дальний Восток уже на пути в будущее
Значимость регионов Дальнего Востока в условиях западных санкций и разворота российской экономики на Восток растет с каждым днем. Интерес к этой территории проявляет все больше иностранных партнеров. Потенциальные инвесторы и представители органов власти разных уровней из более чем 40 стран мира принимают в этом году участие в Восточном экономическом форуме, где смогут обсудить возникающие при развитии сотрудничества проблемы, наметить перспективные направления для совместной работы и лучше познакомиться с удивительной природой и возможностями ДФО. О том, что необходимо для расширения сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, значимых экономических проектах, преференциальных режимах и качественных изменениях городов, которые проводятся при участии жителей субъектов, в преддверии ВЭФ рассказал ТАСС вице-премьер — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
— Восточный экономический форум ежегодно задает направление развития всему Дальнему Востоку. Каким станет вектор развития ДФО на ближайший год?
— Каждый год, начиная подготовку к Восточному экономическому форуму, мы задаем себе вопрос — что сейчас является самым важным для развития Дальнего Востока, какие меры мы должны принять, какие решения должно принять правительство РФ для того, чтобы Дальний Восток продолжал динамично развиваться, чтобы строились новые предприятия, больницы, школы, детские сады. Каждый вопрос, вносимый на форум, проходит проверку одним единственным словом — польза. Какой она будет для округа и всей страны от его обсуждения на форуме.
Тема ВЭФ в этом году — "Дальний Восток 2030". Мы уже прошли какую-то часть пути, и с 2013 года на Дальнем Востоке многое изменилось. Считаю, что сегодня мы имеем право попробовать вместе заглянуть в будущее, понять, какие цели мы ставим, чего сможем добиться. Залогом успешности форума, да и всего процесса развития макрорегиона, является участие в нем президента Российской Федерации Владимира Путина. Именно благодаря его решениям на Дальнем Востоке появились новые механизмы: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, преференциальный режим на Курилах, "Дальневосточная ипотека" и "Гектар".
Интересно, что многие механизмы, разработанные у нас, начали работать и на других территориях России. Среди них электронная виза, территория опережающего развития, которая была распространена на моногорода по всей стране. "Дальневосточная ипотека" и "Дальневосточный гектар" распространены на Арктику. По поручению президента мы начали масштабный проект по реновации 25 дальневосточных городов. Сейчас такая же работа идет по населенным пунктам в Арктической зоне. А в феврале этого года поручено определить перечень еще более 200 крупных и малых городов, для каждого из которых должен быть разработан и реализован свой план развития.
Такое состязание — кто сделает лучше — идет и внутри наших регионов. Опыт Сахалинской области с поддержкой многодетных семей был вынесен на обсуждение на Восточном экономическом форуме и стал пилотным уже для Приморья, а теперь действует в восьми дальневосточных регионах. Такое постановление недавно подписал председатель правительства России Михаил Мишустин.
— Вы упомянули проект по реновации 25 городов Дальнего Востока, в который входят долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития территорий до 2030 года. Как вы оцениваете реализацию этих мастер-планов? С какими сложностями сталкиваются регионы при их реализации? Применяется ли опыт Дальнего Востока при подготовке мастер-планов для опорных пунктов АЗРФ? Когда они будут представлены?
— Мастер-планы — это, наверное, самая большая задача из тех, за которые нам приходилось браться. Нам потребуется изменить облик и улучшить жизнь 25 городов Дальнего Востока, в которых проживает более половины населения округа, а это больше 4 млн человек. Все мастер-планы формировались при участии жителей Дальнего Востока, они помогали вырабатывать самые важные и необходимые для улучшения жизни решения. Работы предстоит очень много. Почти тысячу дел придется сделать в процессе реализации мастер-планов.
Также развернут масштабный проект обновления 16 опорных арктических городов. Разработали мастер-планы, ведем разработку долгосрочных комплексных планов развития. Во всех опорных населенных пунктах АЗРФ проведены стратегические сессии, встречи с гражданами и бизнес-сообществом. Для каждого города проанализирована структура экономики и занятости, определены приоритетные направления развития. Речь идет не только о градостроительных или архитектурных планах, а о планах комплексного преобразования городов и агломераций с применением инновационных решений, направленных на то, чтобы жизнь в Арктике была достойной и счастливой.
— Масштабные планы реновации дальневосточных городов сегодня преодолевают ряд препятствий, одно из которых — дефицит хороших застройщиков. Удается ли сегодня на Дальнем Востоке решать эту проблему? За счет чего?
— Для того чтобы привлечь строительные компании на Дальний Восток, необходимо сделать так, чтобы работать здесь им было выгодно. В том числе и для этого созданы программы, которые позволили увеличить объемы жилищного строительства на Дальнем Востоке, — "Дальневосточная и арктическая ипотека", "Дальневосточный квартал" и "Доступное арендное жилье". По данным Росстата, за первое полугодие 2024-го на Дальнем Востоке ввели 2 тыс. 349 "квадратов" жилья. Как и несколько последних лет, лидер по вводу жилья в ДФО — Приморский край, 709 тыс. кв. м. На втором месте — Бурятия, на третьем — Якутия.
Набирает обороты в регионах ДФО программа "Дальневосточный квартал" по строительству современного жилья со всей инфраструктурой и благоустройством. Общий объем инвестиций по данной программе в субъекты ДФО превысит 202 млрд рублей. Строители уже приступили к возведению первых домов по программе в Благовещенске, Чите, Петропавловске-Камчатском и городе Корсакове Сахалинской области, их общая площадь до конца 2026 года составит не менее 120 тыс. кв. м. Долгосрочный спрос на рынке жилья на Дальнем Востоке позволил крупным федеральным застройщикам зайти в макрорегион. Такие компании, как ПИК, "Самолет", ФСК, начали реализацию своих проектов в Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях. Крупные застройщики приносят с собой новые технологии, новое качество стройки, новые стандарты как самого жилья, так и благоустройства, что, безусловно, позитивно сказывается на качестве жилья и доступности для жителей Дальнего Востока.
— Одним из сдерживающих факторов развития Дальнего Востока является загруженность Восточного полигона. Какая работа ведется для расширения провозных мощностей Восточного полигона? Что планируется сделать?
— Та нагрузка, которая сегодня легла на Восточный полигон, потребует построить дублеры всех основных тоннелей и проложить несколько тысяч километров железнодорожного полотна. Это огромная работа, но именно таковы потребности нашей страны в развитии сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сотрудничество с Китаем
— Китай выражает готовность углублять торговое и инвестиционное взаимодействие с Россией и повышать уровень взаимосвязанности двух стран. Какой товарооборот между регионами Дальнего Востока и Китаем ожидаете по итогам этого года? В реализации каких проектов на территории ДФО заинтересованы китайские инвесторы?
— На дальневосточных территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток с участием китайского капитала реализуется 51 инвестиционный проект с общим объемом инвестиций 817 млрд рублей. В том числе строительство Амурского газохимического комплекса с объемом инвестиций более 700 млрд рублей.
Сейчас мы дорабатываем новую "оболочку" — международную территорию опережающего развития. Обсуждаем с нашими китайскими партнерами то, как сделать условия максимально комфортными для инвесторов из этой страны.
КНР является основным экономическим партнером России на Дальнем Востоке, и наше сотрудничество не ограничивается инвестициями. За 10 лет товарооборот регионов округа с Китайской Народной Республикой удвоился и в 2023 году достиг 2 трлн рублей. Существенно вырос объем грузовых перевозок. Нашу страну и Китай соединяют два моста: Благовещенск — Хэйхэ и Нижнеленинское — Тунцзян. За 2023 год по ним перевезено 3,8 млн т грузов. При этом возможности значительно выше. С российской стороны ведется развитие примостовых территорий. Мы видим перспективы в развитии туризма, расширении культурных контактов. Обсуждаем возможности совместной работы по развитию и устройству Северного морского пути, строительству торгового флота ледового класса, страхованию судов и грузов, перемещающихся по СМП.
— В этом году китайские компании планируют совершить 18 рейсов по СМП. Ведутся ли переговоры об увеличении рейсов китайских грузоотправителей по Севморпути в 2025 году?
— В прошлом году компании из КНР совершили первые восемь рейсов по СМП. Безусловно, мы рассчитываем на дальнейшее развитие этого сотрудничества. Верим, что с учетом всех прилагаемых усилий через несколько лет Северный морской путь станет востребованным и надежным транспортным коридором из Европы в Азию.
— Россия планировала в начале июля отправить готовые инвестиционные предложения для потенциальных партнеров из Китая, их реализация запланирована в Приморском, Камчатском краях и в Сахалинской области. Ведется ли какая-то работа в этом направлении? Есть ли уже понимание, о каких проектах будет вестись речь при совместной работе?
— Китайская Народная Республика — основной внешнеторговый партнер Дальнего Востока. В Харбине на VIII Российско-Китайском ЭКСПО состоялось второе заседание Делового cовета Дальнего Востока РФ и северо-востока КНР. В заседании приняли участие более 90 компаний из двух стран, представляющие практически все ключевые отрасли экономики.
По итогам заседания направлены следующие предложения российских компаний: создание совместных предприятий, научных центров в области селекции, генетики гибридов сои и кукурузы, производство и обслуживание сельскохозяйственной и горнодобывающей техники, разработка месторождения торфа и угля на Сахалине, создание сети заводов СПГ и логистического центра в Хабаровском крае.
Развитие Арктики и дальневосточная ипотека
— Какие существуют перспективы по развитию Арктической зоны? Как считаете, насколько будут востребованы там программы арктического гектара, преференциальных режимов и так далее, насколько их будут развивать, есть ли какие-то первые итоги работы в этих сферах?
— Вся Арктическая зона России стала крупнейшей в мире специальной экономической зоной. Система преференций в Арктике превосходит иные преференциальные режимы в России. Резидентами АЗРФ стали 778 компаний. Объем инвестиций по соглашениям составляет 753,4 млрд рублей. Уже осуществлено 121,4 млрд рублей инвестиций. Здесь мы не считаем Якутию и Чукотку, которые относятся еще и к Дальнему Востоку. Дополнительно к этому действует и режим ТОР. Сейчас таких территорий две. Это "Столица Арктики" в Мурманской области и "Столица Севера" в Архангельской. Причем последняя появилась буквально недавно. Если будет потребность создать еще — мы создадим. ТОР появляются там, где это нужно инвестору. Мы исходим из потребностей бизнеса. Если говорить об инструментах социальной сферы, это не только "Гектар", а еще и "Арктическая ипотека" и "Арктический квартал". Эти инструменты вначале применялись на Дальнем Востоке и успешно себя показали. Все меры поддержки появляются от конкретной потребности людей и регионов. Нужно стимулировать строительство — внедряем "Арктический квартал" и предоставляем компаниям, реализующим проекты комплексной застройки, специальные льготы, чтобы жилье строилось в более короткие сроки.
— Все чаще мы слышим о сокращении льготных ипотечных программ, не менее часто сообщается о том, что дальневосточная ипотека продолжит действовать до конца 2030 года. Планируется ли изменение условий по дальневосточной ипотеке — расширение или сокращение перечня категорий возможных получателей? На Дальнем Востоке не так давно начался период активного строительства жилья — где-то он длится всего два-три года. Планируется ли теперь, когда в РФ завершилась программа льготной ипотеки на жилье в новостройках по ставке 8%, проработать программу для дальневосточников, не попадающих под критерии дальневосточной ипотеки, которая позволила бы им взять в ипотеку жилье в новостройке?
— Благодаря программе льготного ипотечного кредитования, реализуемой на Дальнем Востоке и в Артике, более 117 тыс. семей уже построили или купили новое жилье. За четыре года реализации программы на Дальнем Востоке ввод жилья вырос почти в два раза. В настоящее время в ДФО ведется строительство домов общей площадью 6,4 млн кв. м — это рекордный показатель. Повышение ставки по ипотеке приведет к снижению спроса на жилье, замедлению инвестиционной активности в строительном секторе, в среднесрочной перспективе — к снижению объемов жилищного строительства и замедлению скорости обновления жилого фонда и социальной инфраструктуры.
По поручению президента России, данному в рамках ВЭФ-2022, срок действия программы "Дальневосточная и арктическая ипотека" продлен до 2030 года. За неполные пять лет программа обеспечила утроение объемов — до 6,6 млн кв. м — строящегося жилья в округе. С учетом критичности программы, как для жителей, так и строительной отрасли, важно сохранить перечень категорий, имеющих право получить льготный кредит. В ходе недавней рабочей поездки в Якутск президент отметил, что программа льготной ипотеки будет сохраняться и расширится в том числе и на участников СВО.
— В 2023 году вы высказывали недовольство отсутствием конкретных решений по развитию геотермальной энергетики на Камчатке и давали поручение конкретные предложения проработать. Есть ли видимые итоги этой работы?
— Русгидро совместно с "Зарубежнефть" подготовлены предложения по развитию геотермальной энергетики в Камчатском крае. Первоочередное мероприятие — это создание Мутновской геотермальной станции мощностью 65 МВт. Планируется создание проекта с привлечением механизмов поддержки инвесторов по возобновляемой энергетике. Сейчас проходит стадия формирования финансовых показателей эффективности проекта.
Помощь Донбассу и Новороссии
— Все регионы России и, конечно, субъекты ДФО оказывают поддержку новым регионам России. За каждым закреплена подшефная территория. Как идут восстановительные работы? Как производственные компании Дальнего Востока помогают новым регионам?
— Вы знаете, к сожалению, когда мы что-то строим или реконструируем, то нередко сталкиваемся с задержками сроков, увеличением стоимости мероприятий. Так вот хочу вам доложить, что по восстановительным работам на подшефных территориях ни по одному населенному пункту нет ни одного дня сдвижки сроков. Это говорит о понимании ответственности главами дальневосточных регионов, об их искреннем желании прийти на помощь. Все работы проводятся по заявкам руководителей городов и населенных пунктов под личным контролем губернаторов. Я тоже стараюсь там периодически бывать, чтобы быть уверенным в том, что все осуществляется в необходимые сроки и с высоким качеством. И честно скажу, здорово увидеть в местах недавних обстрелов детские площадки и возрожденные парки.
Но только строителями, конечно, помощь не ограничивается. Из дальневосточных регионов в подшефные территории едут учителя, ряд регионов сформировал постоянные бригады учителей и врачей. Очень активно в этом направлении работает Якутия. С начала спецоперации якутские врачи регулярно выезжают в ДНР, где они успели на сегодня провести сотни операций.
— Планируется ли увеличивать выпуск оборудования для нужд специальной военной операции (СВО) на предприятиях ТОР "Патриотическая"?
— Благодаря разработанной нами преференциальной оболочке на Дальнем Востоке уже реализуется 20 проектов. Мы постоянно поддерживаем контакт с частями, в которых служат наши дальневосточники. Разбираемся, что надо отправлять и изготавливать в первую очередь, какими характеристиками и качествами должны обладать отправляемые в зону СВО изделия.
На фронт поставляются собранные на Дальнем Востоке беспилотники, багги, антидроновые ружья, тепловизионные прицелы, бронежилеты и многое другое, спасающее жизни нашим бойцам и приближающее нашу победу. На прошедшем заседании президиума правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока мы обсуждали этот вопрос. Главы регионов докладывали о том, как работают производства с помощью ТОР "Патриотическая". Командующие подразделениями, участвующими в специальной военной операции, определили целевые тактико-технические характеристики по нескольким группам изделий. Образцы были отправлены военным, и они уже определили, что нужно доработать. Мы и дальше будем поддерживать те предприятия, которые помогают нашим бойцам.
— В июле вы сказали, что хотите предложить Путину поддержать проект создания музея под открытым небом на Шумшу. В чем важность этого проекта?
— Вы знаете, то, что происходит сегодня, настойчиво говорит о том, что мы не должны забывать страницы истории нашей страны. Сражение на острове Шумшу было первым и решающим событием в ходе всей Курильской операции и одним из последних и определяющих в Великой Отечественной войне. Несмотря на то что остров Шумшу представлял собой неприступную крепость, наши бойцы вступили в сражение с кратно превосходящей по численности группировкой японской армии и одержали победу. Это одна из героических страниц нашей истории, и восстановить ее, помочь сохранить в памяти дальневосточников очень важно.