6 СЕН, 10:00

Глава "Россетей" Рюмин: в Дальний Восток мы вложим 40% всей инвестиционной программы

Глава группы "Россети" Андрей Рюмин в интервью ТАСС на Восточном экономическом форуме рассказал о развитии магистральных сетей на Дальнем Востоке, электроснабжении крупных потребителей, инвестициях в регион, а также о планах по дивидендам и покупке новых активов.

Глава группы "Россети" Андрей Рюмин в интервью ТАСС на Восточном экономическом форуме рассказал о развитии магистральных сетей на Дальнем Востоке, электроснабжении крупных потребителей, инвестициях в регион, а также о планах по дивидендам и покупке новых активов.

— Мы находимся на ВЭФ, поэтому начнем с Восточного полигона: как продвигается крупнейший проект "Россетей" — строительство сетевой инфраструктуры для развития БАМа и Транссиба?

— Этот проект делится на две части. Первый этап мы завершили в конце прошлого года. Я докладывал об этом президенту. Второй этап сейчас активно реализуем, идем в соответствии с утвержденным графиком и распоряжением правительства №2101 (Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — прим. ТАСС). В этом году мы завершаем все проекты второго этапа, кроме одного — транзита "Комсомольск — Ванино". Мы тоже его строим, идем по графику и ориентируемся на 2026 год. Это синхронизировано с планами РЖД и сроками, которые поставило правительство РФ.

— В этом году исполняется 10 лет закону о территориях опережающего развития, который разрабатывали специально под Дальний Восток. Сейчас их границы даже расширяются под новые проекты. Стало ли у вас больше работы в связи с этим?

— ТОР для нас — крупные заявители, мы подключили их уже достаточно много. Это и судостроительный комплекс "Звезда", и Инаглинский ГОК, и Амурский газохимический комплекс. Сейчас в работе заявки по объектам в восьми территориях опережающего развития, которые мы в ближайшее время подключим к сетям и обеспечим необходимой мощностью.

То есть ресурсов хватает?

— Да, абсолютно. Мы работаем с Минвостокразвития, с Корпорацией развития Дальнего Востока по технологическому присоединению этих ТОР. Все в порядке.

Сейчас на форуме много говорилось про рост экономики Дальнего Востока. Очевидно, это влияет на электропотребление. Вы к этому готовы или придется что-то дополнительно делать?

— Мы к этому на текущий момент готовы. Рост действительно есть: как сказал министр энергетики, если в среднем по России электропотребление увеличивается на полтора процента в год, то на Дальнем Востоке — на 3,9%.

Чем отличается наша работа на Дальнем Востоке? В большей части регионов — а мы работаем в 82 субъектах РФ — у группы "Россети" есть и магистральные, и распределительные сети. На Дальнем Востоке распредсети у нас есть только в Забайкалье и Бурятии, а в остальных регионах управление такими сетями осуществляет "Русгидро".

Понимая, какой бурный рост идет на Дальнем Востоке, мы строим много объектов в магистральном комплексе. Нельзя говорить, что рост потребления — это только сетевой вопрос. Его нужно рассматривать вместе с генерацией

У нас сильно возрастает объем инвестиций на Дальнем Востоке. На пять лет — 2024–2029 годы — планируется более 600 млрд рублей. Это 40% всей инвестиционной программы магистрального комплекса. То есть в этот макрорегион мы намерены вложить чуть меньше половины всех инвестиций.

В целом это укладывается в размер региона.

— Да, но ведь и население Дальнего Востока, по данным Росстата, составляет лишь 7,87 млн человек. То есть территория огромная, нужны протяженные энерготранзиты. Это капиталоемкие задачи.

Это окупаемо?

— Какие-то проекты точно экономически окупаемы. Если, к примеру, потребитель строит горно-обогатительный комбинат, мы его подключаем, проводим реконструкцию сетей, а потом он потребляет электроэнергию, то это совершенно точно окупаемый проект. А есть другие проекты, скорее социально значимые и нужные государству, в первую очередь с точки зрения надежности. Надежность сложно переводить в деньги, но это не менее важный вопрос.

Раз уж мы заговорили о деньгах, какие у вас инвестиции планируются на этот год в целом по России?

— Точно цифры будут больше, чем в прошлом году, а в 2025-м — еще больше. Можно сказать, что каждый год мы идем с ростом. В прошлом году было более 530 млрд рублей инвестиций, в этом году планируем на 20% превысить показатель прошлого года. Это текущая корректировка инвестпрограммы, которую мы представили в Минэнерго России.

В продолжение темы инвестиций — планируете ли приобретать какие-то новые активы, возможно на Дальнем Востоке?

— На Дальнем Востоке скорее не планируем. А вообще — да, у нас есть проекты консолидации сетевого хозяйства. Мы приобретаем в основном распределительные сети.

А в каких регионах?

— Речь идет не об одном-двух крупных проектах, а о большом количестве маленьких. Там нет сделок, к примеру, за 50 млрд рублей. Приобрели в прошлом году активы в Московском регионе, на Урале, в центральной части России. Покупаем точечно.

Консолидируем сети там, где видим целесообразность и возможность экономии. Это, конечно, должны быть эффективные проекты, присоединение должно быть выгодно

Смотрим, где есть эффект синергии. Например, если в регионе мы управляем 70% сетевого хозяйства и можем приобрести небольшой актив на 5%, то у нас там есть необходимые ресурсы для обеспечения его надежной работы. Но на Дальнем Востоке такого эффекта для нас нет.

 Одна из самых популярных тем форума — Восточный полигон. Какие источники финансирования будут задействованы в рамках второго этапа строительства энергетической инфраструктуры для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба? Есть ли у вас решения?

— Мы обращались с просьбой о финансировании из федерального бюджета и ФНБ первого и второго этапов. Финансирование не получили, поэтому строим сами. Пока только из тарифных источников и привлеченных кредитов.

Еще немного про деньги. Возможен ли пересмотр решения отказаться от выплаты дивидендов до 2026 года?

— Решение принимает правительство РФ. У нас нет дополнительных источников средств для инвестиций, а капиталоемкие проекты очень сложно финансировать. Отчасти поэтому два года назад было принято решение, позволяющее нам не выплачивать дивиденды.

Мне сложно сказать, какое решение примет правительство по итогам 2024 или 2025 года. Каждый год этот вопрос рассматривается, идет дискуссия. Пока живем исходя из того, что есть поручение не выплачивать дивиденды.

 

Читать на tass.ru