Министр Республики Конго: для российского бизнеса в нашей стране не будет проблем
Министр по международному сотрудничеству и развитию государственно-частного партнерства Республики Конго Дени-Кристель Сассу-Нгессо в интервью ТАСС рассказал о готовности его страны организовать добычу редких металлов вместе с РФ, обозначил новые направления для работы российского бизнеса и разъяснил "экспериментальный" подход Конго к работе с БРИКС.
— Во время вашего визита в Москву был сделан важный шаг в реализации долгожданного проекта нефтепровода "Пуэнт-Нуар — Лутете — Малуко-Трешо". Не могли бы вы подробнее рассказать о предстоящем процессе строительства объекта и о том, как эта инициатива повлияет на экономическое развитие Конго?
— Спасибо за предоставленную мне возможность рассказать об этом проекте. Прежде всего я хотел бы отметить, что этот проект был создан по инициативе глав наших государств, их превосходительств Владимира Путина и Дени Сассу-Нгессо. Работа над ним велась в ходе ряда визитов, которые президент Республики Конго совершал в Российскую Федерацию почти с 2012 года. Так что мы давно работаем над этим проектом, и наконец в кулуарах 7-го заседания Межправительственной российско-конголезской смешанной комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству на полях Российской энергетической недели мы подписали это межправительственное соглашение.
Прежде всего это большой дипломатический успех и большой шаг для нашего экономического сотрудничества. Как вы знаете, Конго испытывает логистические трудности, которые создают для нас много проблем, когда речь идет о поставках и транспортировке готовой продукции из нефти, и цель этого проекта — улучшить и модернизировать логистические процессы. Видите ли, если случаются трудности с доставкой нефтепродуктов, от этого в первую очередь страдают наши автомобилисты. Но также есть самые разные сферы, которые зависят от поставок топлива. Этот проект им очень поможет. И конечно, он позволит создать новые рабочие места в Конго — прямым или косвенным образом, потому что в реализации этого проекта участвует огромное количество конголезских компаний-субподрядчиков. Таким образом, этот нефтепровод способствует экономическому росту нашей страны.
Что касается процесса реализации проекта, то, подписав это межправительственное соглашение, мы сделаем только первый шаг. Но затем, как предусмотрено его четвертой статьей, будет создано совместное предприятие, где уполномоченными компаниями выступят структуры, уже определенные главами наших государств. Уполномоченными компаниями, отвечающими за реализацию проекта, от России станут ООО "Закнефтегазстрой-Прометей", от Конго — Национальная нефтяная компания, выступающая заказчиком по проекту. Мы условились завершить создание этого предприятия максимум за месяц. И главы уполномоченных компаний уже подписали соответствующее соглашение, что позволит им достаточно быстро приступить к работе. Еще в течение трех месяцев мы подготовим и подпишем концессионное соглашение. Как только это будет сделано, совместное предприятие предоставит график строительства и реализации проекта. Тогда можно будет непосредственно приступить к работе. И мы полны оптимизма.
— Какие вы видите перспективы развития сотрудничества Конго с "Лукойлом"? В каких сферах могут появиться новые проекты?
— "Лукойл" уже работает в нашей стране, и я думаю, что компании открыто много возможностей в области как разведки нефтяных месторождений, так и добычи, переработки нефти. Особенно хочется отметить перспективы "Лукойла" в сфере нефтепереработки в нашей стране. Республика Конго открыта к сотрудничеству с компанией по новым проектам на этом направлении, и руководство нашей Национальной нефтяной компании, также приехавшее со мной в Москву, готово начать переговоры с "Лукойлом".
— Ранее президент Конго выражал интерес к сотрудничеству с российскими компаниями в области атомной энергетики. Над какими проектами республика сейчас работает, в частности, с Росатомом?
— Ранее мы подписали меморандум о сотрудничестве с Росатомом и уже начали совместную работу в сфере возобновляемых источников энергии. Речь идет в первую очередь о солнечной и гидроэнергетике, поскольку наша страна обладает значительными природными ресурсами. И перспективным направлением было бы развитие мини-гидроэлектростанций. Мы готовы продолжать работать над этим. Однако в Конго на данный момент не ведется работа над проектами в области ядерной энергетики, в частности с Росатомом.
— Конго также известна своими богатыми запасами редкоземельных металлов. Ожидаете ли вы, что российские компании смогут получить доступ к этим ресурсам? Не составят ли им конкуренцию французские и китайские предприятия?
— Как вы знаете, у нас с Россией очень давнее сотрудничество, ведь в 2024 году мы отмечаем 60 лет со дня установления наших дипломатических отношений. Это сотрудничество всегда было плодотворным и гармоничным, и сегодня мы хотим сделать его более разнообразным за счет расширения сотрудничества в энергетическом секторе, горнодобывающей промышленности и сельском хозяйстве. Если российские компании захотят исследовать эти возможности в нашей стране, мы будем полностью открыты для этого. И что касается вашего вопроса, мы не видим никаких трудностей. Мы остаемся страной, очень открытой для российского бизнеса, и российские компании здесь будут абсолютно уместны.
— Конго также располагает богатой ресурсной базой для минеральных удобрений. Ведутся ли в настоящее время переговоры о строительстве завода по производству удобрений в сотрудничестве с российскими партнерами?
— Это действительно очень важный вопрос, потому что в Конго существует национальный план развития, рассчитанный на пять лет — с 2022 по 2026 год. И в рамках этого плана мы стремимся диверсифицировать свою экономику. Среди шести основных направлений, предусмотренных в нем, сельское хозяйство занимает самое важное, я бы даже сказал, самое стратегическое место. И конечно же, правительство Республики Конго рассматривает возможность реализации проекта, который вы сейчас упомянули. Президент и правительство республики работают над этим.
На сегодняшний день у нас нет конкретного проекта с российскими компаниями. Но, конечно же, мы полностью открыты к переговорам с российскими партнерами, которые могли бы быть заинтересованы в подобном проекте, особенно в создании инфраструктуры для производства удобрений. Конго полностью готова к этому. Наша страна — одна из немногих в мире, где в радиусе примерно 150 км [есть] все необходимое для производства удобрений. У нас есть газ, есть калийные соли, фосфаты, и у нас поблизости находится глубоководный порт. Логично, что все эти компоненты должны привлечь партнеров для реализации такого рода проектов. Поэтому подчеркну еще раз: мы очень открыты к сотрудничеству с российскими компаниями, которые заинтересованы в таких проектах, и готовы работать с ними для их реализации.
— Российские ученые разработали вакцину от оспы обезьян. Видите ли вы возможность ее применения в Республике Конго?
— Во время пандемии COVID-19 мы закупили вакцины в России, это был "Спутник". Пока кризис с оспой обезьян не кажется настолько масштабной проблемой, как коронавирус, но нам необходимо оставаться настороже, поскольку случаи заражения регистрируют не только в Африке, но и в Европе. Если вдруг кризис продолжит ухудшаться, то Конго сможет при необходимости обратиться к России за вакцинами, как мы это уже делали в прошлом в случае с коронавирусом. И если у России есть вакцина против оспы обезьян, нет никаких причин не обратиться к вам, учитывая наши тесные отношения.
— Конго ранее выражала заинтересованность в сотрудничестве с БРИКС. В каком статусе ваша страна хотела бы сотрудничать с объединением и были ли представители Конго приглашены на предстоящий саммит в Казани?
— Действительно, это так. РФ организует саммит БРИКС в Казани, и Республика Конго будет представлена на этом мероприятии на самом высоком уровне. Сегодня мы рассматриваем БРИКС как новый формат, который предлагает варианты для более диверсифицированного сотрудничества и партнерства.
Объединение сейчас работает над новыми механизмами развития, которые выходят за рамки традиционных подходов. Но мы на сегодняшний день еще находимся в экспериментальной фазе взаимодействия с БРИКС и изучаем возможности.
— Конго является одним из участников африканской мирной инициативы по урегулированию на Украине. Запланированы ли новые контакты в этом формате с Москвой или с Киевом?
— Позиция Конго, как и всех африканских стран, была представлена главами государств в июне 2023 года. Наш настрой остается решительным, и наш президент Дени Сассу-Нгессо подчеркивает, что мы не можем игнорировать необходимость мирных решений, когда возникают конфликты. Конго продолжит оставаться на передовой поиска дипломатических вариантов мирного разрешения любого конфликта.