Ректор СевГУ Нечаев: вуз Севастополя стал форпостом России в мировой науке
Севастопольский государственный университет 8 октября отмечает свое 10-летие. За это время вузу удалось вдвое увеличить число специальностей и в полтора — число студентов, запустить ряд строительных проектов. Теперь университет планирует заняться разработкой морских беспилотников, решением глобальной проблемы по утилизации ядерных реакторов, а также подготовкой кадров для регионов и стран, которые, как и Севастополь, находятся под санкциями.
О том, как осуществить эти цели, в интервью ТАСС рассказал ректор СевГУ Владимир Нечаев.
10 лет в России
— СевГУ отмечает первый юбилей. С одной стороны, была замечательная база для старта: после воссоединения Крымского полуострова с Россией объединились почти все вузы, работавшие в городе. С другой — жизнь для вуза началась как бы с чистого листа. Какими были эти 10 лет для университета?
— Я работаю в качестве ректора с 2017 года. Тогда были поставлены ключевые задачи, многие из которых уже реализованы, над другими продолжаем работу. Было очевидно, что Севастополю нужен сильный многопрофильный университет, достойный статуса вуза третьего города федерального значения. А это означало как развитие университета, расширение спектра специальностей, так и завоевание своего места в системе высшего образования, которая в России на тот момент уже сложилась.
Тогда, в 2017 году, было чуть больше 11 тыс. обучающихся, сейчас — около 15 тыс. В 2017 году было 95 образовательных программ, сейчас — свыше 200. Одно из достижений, определенно, в том, что сегодня порядка 70% молодежи, которые приходят в академические институты всего Крымского полуострова, — выпускники СевГУ. Вероятно, лет через пять мы превысим показатель 20 тыс. студентов. Мы все больше работаем с индустриальными партнерами. К примеру, несколько недель назад продали частному инвестору права на систему "Гамма" для проектирования микроэлектроники, сумма — около 45 млн рублей. Для нашего вуза это абсолютный рекорд, он в десятки раз превосходит общегодовые показатели прошлых лет.
— Как вы пришли к этому программному обеспечению?
— Изначально это была учебная программа. СевГУ, как и весь полуостров, с 2014 года находится под санкциями, использовать иностранный софт мы не могли, и преподаватели разработали свой.
А когда под санкциями оказалась вся страна, выяснилось, что "Гамма" может быть использована на открытом рынке
— Остаются нерешенными при этом, например, строительные вопросы. Еще в 2020 году поднимался вопрос о состоянии исторического корпуса в бухте Голландия (здесь и далее речь идет о северной части Севастополя — прим. ТАСС) — решен ли сейчас вопрос о его реставрации?
— На южной площадке, около главного корпуса СевГУ, строятся общежития, и мы надеемся, что в 2026 году студенты смогут туда заехать. Дальше у нас в планах строительство библиотеки и корпуса для Политехнического института. Надеемся, что работы начнутся не позднее 2026 года.
Что касается корпуса в Голландии, для начала нужно уточнить, что реставрация находится вне нашей зоны ответственности — вопрос решается на федеральном уровне. Определено, что с 2025 года должно начаться проектирование, затем работы по реставрации и реконструкции. Но это будет длительный процесс, уходящий за горизонт 2030 года.
Мы об этом пока не заявляли, но работаем над тем, чтобы Севастополь стал участником проекта "Кампус мирового уровня". Если все удастся, мы создадим в Голландии новый культурный и рекреационный кластер, который станет драйвером развития для всей северной части Севастополя.
Мы предложим программу, условно сейчас назову ее "Страна под ключ". Это актуально в свете того, что Россия развивает отношения с Ближним Востоком, со странами глобального Юга.
— Многие из которых, как и Севастополь, находятся под санкциями Запада…
— Да, и это тоже. В целом же есть план создать среду для обучения специалистов в разных областях, которые помогут в развитии своих стран, но при этом будут знакомы с российскими ценностями, с российскими технологиями.
— Но и без этого проекта вы принимаете иностранных студентов? Например, насколько мы знаем, в этом году поступила большая группа студентов из Туркменистана.
— Увеличение показателей международной деятельности — цель, о которой мы заявляем достаточно давно. Но, к сожалению, довольно долго число иностранных студентов лишь сокращалось: с 4% на момент создания вуза до 1,5%. Объективно, геополитическая ситуация и пандемия тоже не способствовали росту этого показателя — и только в последние два года удалось переломить ситуацию.
В этом году было зачислено порядка 500 абитуриентов из 18 стран. Из них около 400 — граждане Туркменистана. В частности, на первый курс Гуманитарно-педагогического института их зачислено примерно столько же, сколько и россиян.
— А есть ли примеры международного сотрудничества в научной сфере?
— Мы имеем опыт работы с иностранными учеными по отдельным темам в партнерстве с академическими институтами.
Планируем расширять сотрудничество: есть очень интересные варианты грантов, когда Россия и какая-то, например, из стран БРИКС финансируют исследования по общей тематике для смешанных коллективов
Уже со следующего года в структуре университета начнет работать институт, он станет ведущим в стране по истории Византии и Причерноморья. Через него будут выстраиваться связи с учеными России и других стран.
Наука двойного назначения
— СевГУ — один из вузов орбиты Росатома, еще с советских времен в Голландии ведется подготовка ядерщиков. Какое-то развитие для этого направления планируется?
— На ближайшие годы составлена и согласована программа в области чистой энергетики с финансированием порядка 0,5 млрд рублей, которые вложит концерн "Росэнергоатом".
Надо понимать, что вся "зеленая" энергетика — условно чистая. Да, она снижает выбросы углекислого газа, но порождает много других проблем. Что делать с лопастями ветряков, которые пока просто складируют — и получают гигантские "кладбища"? Как безопасно для окружающей среды утилизировать элементы солнечных электростанций? Как перерабатывать ядерные отходы и что делать с энергоблоками, которые отслужили свое? Попробуем ответить на некоторые вопросы.
Вместе с тем пока не решена судьба учебного реактора (одного из трех в РФ — прим. ТАСС).
Ядерный реактор ИР-100 был построен и запущен в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище в 1967 году. С его помощью велось обучение специалистов для атомного подводного флота. В конце марта 2014 года реактор был законсервирован
Сейчас рассматриваем возможность использовать его не только для подготовки энергетиков, но и для исследований и обучения специалистов по ядерной медицине.
— Местные власти заявляли о намерении организовать в Севастополе кластер по разработке морских беспилотных аппаратов. Насколько это направление проработано в вузе? Какие планы по его развитию?
— Мы видим себя, вуз, в качестве интеллектуального ядра при реиндустриализации Севастополя, куда власти сейчас пытаются привлечь высокотехнологичные производства и IT-компании. У нас уже ведется работа с индустриальными партнерами. Например, фонд "Эра" принял решение по созданию производства морских беспилотников нашей разработки в Севастополе.
На следующую пятилетку мы видим для себя одним из приоритетов все, что касается развития интеллектуально-технических систем: беспилотников, безэкипажных судов, телеуправляемых и автономных аппаратов, систем связи и программного обеспечения, которое позволяет этим комплексам взаимодействовать.
— Севастополь — город-форпост, который сейчас оказался в прифронтовой зоне и активно помогает бойцам в зоне специальной военной операции. Оказывает ли какую-то помощь непосредственно фронту вуз?
— Вы правильно сказали — мы живем в прифронтовой зоне… Из того, что могу сказать — очень хочу поблагодарить волонтерский центр университета. Мы регулярно проводим образовательные программы по эксплуатации БПЛА, в разных форматах и для разных категорий. В университете действует магистерская программа по разработке БПЛА.
— Важное событие накануне 10-летия — открытие филиала в Мариуполе. Какое развитие для него планируется? И какие еще проекты реализуете в регионах Новороссии, чем помогаете коллегам?
— Работа с новыми регионами сегодня разнообразна. Это в первую очередь программы повышения квалификации, которые связаны с переходом в российское правовое пространство. Это адаптация к российским реалиям ребят из новых регионов, которые поступают в СевГУ. Это работа с нашими воинами, помощь в реабилитации и возвращении к мирной жизни.
Что касается Азовского морского института в Мариуполе, то думаем о расширении спектра специальностей, возможно, об открытии программ среднего профессионального и дополнительного образования. В филиале обучаются около 300 человек, но мощности рассчитаны на 1,5–2 тыс.
Второй город, с которым мы особо плотно сотрудничаем, — Энергодар, где расположена крупнейшая в Европе АЭС. В СевГУ уже обучаются более 100 человек, которые после выпуска будут работать на Запорожской станции. Но там велика потребность в специалистах среднего звена, и мы планируем в течение года открыть филиал в Энергодаре. Также мы работаем по подготовке учителей для школ города, в том числе скоро приступим к подготовке преподавателей по новому предмету — "Основы российской государственности".
Если Севастополь — это форпост России, то СевГУ сейчас взял на себя роль вуза-форпоста, который выполняет миссию: помогает в развитии Севастополя и помогает обеспечить присутствие России как на новых российских территориях, так и в мире
— Знаю, что под вашим руководством социологи и политологи проводили исследования о том, как движутся процессы реинтеграции и как формируется система ценностей у молодежи Крыма, Севастополя и регионов Новороссии. Какие-то выводы уже возможно сделать?
— Работа еще далека от завершения, но какие-то моменты мы уже видим. Молодежь у нас очень хорошая, но вопрос формирования общероссийской гражданской идентичности не у всех завершен. В самосознании части ребят доминирует ощущение себя в первую очередь как граждан мира или локальной идентичности. И это очень важная задача: формирование самосознания именно как граждан России.
И при этом мы видим, например, зависимость от этнической самоидентификации, от уровня владения русским языком, от того, как долго человек живет в России. Очень интересно понимание того, как идентичность связана с событиями истории: какие кажутся главными для тех или иных людей. Пока прослеживается, что в разных регионах эти ключевые символы разные. В Севастополе — в первую очередь героика, события Первой и Второй оборон. А вот для Крыма это сфера культуры: писатели и поэты, которые позволяют воспринимать Крым как феномен русской культуры, например Пушкин.
Эта тематика очень интересна и требует продолжения исследований, чтобы делать какие-то более конкретные и масштабные выводы. Эти исследования очень важно завершить.