Глава "Росагролизинга": льготный лизинг остается льготным
О том, в связи с чем поменялись условия льготного лизинга, какими они будут и скажутся ли на спросе на сельскохозяйственную технику со стороны аграриев, рассказал в интервью ТАСС генеральный директор "Росагролизинга" Павел Косов.
— Сколько компания уже поставила сельхозтехники российским аграриям с начала 2024 года?
— На сегодняшний день поставлено уже свыше 16,8 тыс. единиц техники на сумму более 106 млрд рублей. Рост суммарного объема поставленной техники по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составляет 37%. Этот год побьет очередной рекорд по объемам поставок.
На данный момент в топ-5 регионов — лидеров по поставкам входят Республика Татарстан, Ростовская область, Саратовская область, Краснодарский край и Республика Башкортостан.
— С чем связан такой рост поставок в лизинг на фоне общего снижения объемов рынка сельхозтехники?
— Тут нет никакого секрета — рост поставок связан с ростом востребованности лизингового инструмента.
И отмечу, что востребован не только льготный агролизинг. В этом году мы начали активнее выходить за пределы аграрного сегмента. Это лизинг на коммерческих условиях, но он все равно доказывает свою конкурентоспособность на рынке и показывает хорошие показатели роста.
Но, конечно, основной объем — это льготные программы. Очевидно, что в условиях высокой ключевой ставки рыночное заемное финансирование на рынке обходится клиенту дороже этой самой ключевой ставки. Поэтому льготный лизинг по ставке до 6% годовых оставался для агрария чуть ли не единственным вариантом.
Мы очень долгое время — несколько лет — держали условия льготного лизинга неизменными. Даже в этом году, несмотря на изменения ключевой ставки, мы максимально долго сохраняли условия. Имея определенный запас финансовой прочности в силу структуры капитала, в котором заемное финансирование имеет не основную долю, мы старались максимизировать поставки на прежних условиях. Фактически мы намеренно максимизировали наши поставки до принятия решения об изменении условий льготного лизинга.
— С чем связано решение изменить условия льготного лизинга?
— В первую очередь это позиция нашего акционера. Такое решение правительства РФ позволит нам оставаться безубыточной компанией и при этом обеспечивать доступное финансирование наших клиентов.
Несколько лет назад "Росагролизинг" уже работал по модели: поставить максимально возможное количество техники, формируя спираль убытков. Мы не понаслышке знаем, что такая модель приводит к последовательному снижению объемов поставок техники — к 2018 году объем поставок последовательно снизился до 15 млрд рублей.
В нынешней ситуации нам это "не по карману", как с экономической точки зрения, так и с точки зрения влияния на отрасль. Так как мы выступаем в роли инструмента поддержки аграриев, нам крайне важно не уменьшать объем нашего бизнеса, а скорее поддерживать его. Мы должны находить баланс между безубыточностью и объемами поддержки.
— Какими будут новые льготные условия и коснутся ли уже действующих договоров лизинга?
— Внесу ясность — решение об изменении условий финансирования принято только в отношении договоров, которые заключаются после принятия такого решения. Ранее заключенные договоры не подлежат пересмотрам — это всегда было нашей принципиальной позицией, потому что мы настаиваем на том, что в такой высокорисковой отрасли, как сельское хозяйство, должны оставаться столпы прогнозируемости. Поэтому даже тот факт, что верхняя граница диапазона ставок теперь привязана к ключевой ставке Банка России, не отменяет того, что подписанные договоры не будут меняться, даже если ставка продолжит тренд. Клиент, как и ранее, будет видеть свой график платежей и будет уверен, что он может на его основе прогнозировать свою работу.
Хочу отметить, что льготный лизинг все равно остается льготным. Он продолжает субсидироваться государством в неизменном объеме. Поэтому условия для клиентов останутся доступными и будут на уровне существенно ниже ключевой ставки ЦБ РФ — по нашим прогнозам, основной пул договоров будет заключаться со средним удорожанием от 6%. При согласовании заявки все будет зависеть от финансового состояния клиента, от категории техники и от выбранного клиентом аванса.
Даже с изменением условий наш продукт останется самым льготным на рынке.
— Будут ли пересмотрены сроки лизинга в связи с изменением льготных условий?
— Наши сроки договоров лизинга обусловлены не финансовым состоянием клиента, а сроком полезного использования предмета лизинга. Ключевая ставка на срок полезного использования техники не повлияла. Поэтому сроки лизинга мы не пересматриваем. Срок договора лизинга остается таким же: до восьми лет в рамках программы льготного лизинга.
— Ожидаете ли вы в связи с изменением льготных условий снижения спроса на технику и как вы планируете нивелировать риски?
— Естественно, да, мы понимаем, что рынок скорректируется. Не из-за наших продуктов и программ. В принципе, рынок сельхозтехники сегодня демонстрирует признаки снижения темпов роста, что в следующем году может привести к небольшому сокращению.
Важно понимать, что это не снижение потенциального спроса — он в АПК определяется потребностью отрасли, — это скорее формирование отложенного спроса. Мы понимаем это. Именно поэтому, повторюсь, в этом году мы постарались максимизировать поставки — еще в начале года мы не планировали, что сможем поставить больше рекорда 2023 года, просто потому, что техника дорожает, — рост объемов инвестиций в деньгах и единицах непропорциональный. Но на конец сентября мы уже масштабировались до 16,8 тыс. единиц, в условиях неопределенности приняв решение, что необходимо максимально запасти аграриев техникой в этом году.
Конечно, совместно с нашими партнерами — поставщиками сельхозтехники и оборудования мы продолжим реализовывать специальные акции, которые всегда помогали нам повышать спрос на технику и давали возможность аграриям приобрести ее максимально выгодно.
— При каких условиях решение может быть пересмотрено?
— Новый механизм привязан к ключевой ставке и до определенного момента будет таким оставаться. Мы с акционером будем всегда оставаться при неизменной позиции необходимости сохранения деятельности в коридоре между максимизацией поставок и сохранением безубыточности. Как только конъюнктура рынка будет намекать нам, что есть другой механизм, позволяющий реализовывать поддержку аграриев иным, более эффективным способом, мы рассмотрим вопрос изменения. Не думаю, что это произойдет быстро, как минимум сельхозсезон 2024/25 года мы будем придерживаться текущего механизма.
— Если раньше основным преимуществом "Росагролизинга" были условия льготного лизинга, какие теперь преимущества перед другими лизинговыми компаниями вы можете выделить?
— И сейчас это преимущество остается. Условия "Росагролизинга" все равно остаются максимально конкурентными. Кроме того, компетенции, которые мы наработали — способность работать с различными поставщиками, оперативно и гибко адаптировать наши бизнес-процессы, развивать цифровые сервисы, — все это остается нашими преимуществами на рынке.
— Останутся ли льготные условия для аграриев новых территорий?
— Льготный лизинг действует по всей территории России. Для нас равны все клиенты во всех уголках страны. В текущем году сельхозтоваропроизводители новых регионов, сформировавшие финансовую отчетность в соответствии с российским законодательством, приобретают сельхозтехнику на тех же льготных условиях лизинга, что и клиенты из Татарстана, Грозного или Владивостока.
— Связано ли решение изменения льготных условий с развитием коммерческого лизинга?
— Нет, мы развиваем коммерческий лизинг именно для того, чтобы у нас был больший запас прочности по направлению лизинга в сегменте сельхозтехники и оборудования. То есть мы не та компания, которая просто максимизирует "прибыль ради прибыли". Средства, которые зарабатываем на коммерческом лизинге, в том числе реинвестируются в льготный лизинг. И чем лучше мы работаем по коммерческим условиям, тем потенциально выгоднее условия и больше объемы для аграриев по льготному лизингу. Поэтому здесь скорее все наоборот — коммерческий лизинг поддерживает льготный.
Беседовала Екатерина Романюк