Дюжев о роли Байдена: мой принцип — всегда брать характер, который я еще не играл
Дмитрий Дюжев — актер яркий и очень востребованный. Он одинаково хорош и на театральной сцене, и в кино, в его исполнении убедительны и бандит Космос в "Бригаде", и монах в "Острове", и Петр I в "Тоболе". А с 28 октября он появится на телеканале ТНТ в комедийном сериале "Гудбай", где Дюжев перевоплотится в Джо Байдена. Согласно сюжету, американский президент приезжает в Россию, чтобы узнать, как работают наложенные на страну санкции. В итоге президент США вынужден остаться в России, поселиться в Лобне, устроиться на работу учителем английского, а заодно попытаться понять загадочную русскую душу.
— Дмитрий, как решились на такую авантюру? Почему согласились на роль Джо Байдена?
— Потому что исполнить такую роль невероятно азартно. Как актер, ты всегда стремишься попробовать что-нибудь новое, сделать то, что от тебя никто не ожидает. Да в первую очередь сам от себя не ожидаешь! Мне интересны новые характеры, формы, органика человека. Ранее я уже делал 50 или больше людей, совершенно не похожих и на меня самого, и друг на друга. Теперь будет 51-й, тоже самостоятельный.
Мой принцип — всегда брать характер, который я еще не играл. Несколько раз повторялась только тема криминального направления, но в каком-то смысле мне ее навязали продюсеры. Даже там я старался делать героев непохожими. Наверное, сходство можно найти только у Саймона (из фильма "Жмурки") и Кувалды (из сериала "Ресторан по понятиям"), но сами истории совершенно разные. В первом случае было произведение Балабанова, а у него свои вдохновение, атмосфера, заложенная мысль. Любой персонаж — это технический образ, созданный вдохновением сценариста и режиссера. Сыграть абсолютно одинаковых персонажей невозможно, потому что они рождаются из идеи и наблюдений. Как только мы заканчиваем работу, герой уходит в память и больше нигде не живет. Он становится вчерашним днем, а сегодня мы занимаемся подготовкой к новому человеку.
— Как готовились к роли Байдена?
— К сожалению, на русском языке не так много документальных фильмов о нем. Можно найти официальные речи и интервью, но там все статично. Есть еще смешные видео, где он падает, их все видели. Мне же хотелось понаблюдать за человеком в быту, но это практически невозможно. Думаю, в один прекрасный момент начало работать подсознание, потому что после всех роликов, информации о Байдене, его семье, каких-то личных историй он начал складываться сам по себе. Для меня стало неожиданностью, что он во мне есть и просится наружу. Будто сказал: "Играй меня!"
— Кажется, внешне вы не слишком похожи. Сколько времени занимал грим перед съемками?
— Полтора часа.
— Не так много, учитывая сложность работы …
— Да, тут заслуга нашего художника по гриму Николь Демидовой. Она работает как настоящий художник, наносит все эти маленькие морщинки, черточки, и получается Байден! Изначально мы думали использовать маску, она была изготовлена. Однако, когда ее попробовали, оказалось, что с маской снимать нельзя. На общих планах получается очень похоже, но вблизи — безжизненное лицо, ненастоящее. К счастью, удалось найти Николь, и она "нарисовала" Байдена. Также я хотел бы отметить мастера по парику Софию. Благодаря Николь и Софии внешний образ сложился. Кстати, вы знаете, что Байден не единственный мой персонаж в этом сериале?
— А кто же еще?
— Иван Иванович, абсолютная копия Джо. Дело в том, что, когда охранники теряют президента, они натыкаются на его русского двойника Ивана Ивановича. В прошлом он был студентом театрального института, но не закончил обучение, хорошо знает английский, потому что окончил спецшколу, ну и очень любит выпить. Ивана Ивановича увозят в Америку, и он оказывается в кресле президента. Перепутали же их потому, что герои выглядят одинаково. Конечно, у гримеров были свои "фишечки", чтобы отличить Ивана Ивановича от Джо, но для остальных это непросто. Мне же было еще интереснее, потому что тут два персонажа с одной внешностью, но абсолютно разными характерами.
— Вы играете Григория Распутина в фильме "Романовы: преданность и предательство". Что думаете про эту личность?
— Распутина интересно играть, это же невероятно яркий характер. Можно сказать, что это персонаж из моего списка. Мне всегда хотелось сыграть Распутина, а также Маяковского, вот Распутина я дождался.
На пробы я пришел со школьным объемом знаний о Григории Ефимовиче. Естественно, еще смотрел когда-то фильм "Агония" Элема Климова, где роль Распутина у Алексея Петренко. Вот эта картина, а также уроки истории и были моим багажом, когда я отправился на пробы. Полагаю, у большинства людей в нашей стране он примерно такой же. "Святой черт", гуляка, пьяница, обманщик царя — вот так про него думают. Однако режиссер Василий Чигинский сказал: нужно пройти определенный путь, чтобы погрузиться в материал и узнать Григория Ефимовича. О том, сколько о нем лгали, как писали небылицы в газетах, как появились его двойники, как английская разведка втерлась в доверие к князю Феликсу Юсупову, убившему с заговорщиками Распутина. А ведь это был сибирский мужик, странник — тысячи километров ходил пешком как паломник, целитель, умел видеть людей как рентген. Все оказалось совсем не так, как я думал вначале.
— Фильм готов?
— Это будут и фильм, и сериал. Съемки еще идут, мы начали работать в апреле 2024 года, а договор у меня до весны 2025-го.
— Слышали, что вы также хотели бы сыграть Владимира Маяковского?
— Да, потому что у него такой большой контрапункт во внешности и характере. Внешность бьющая, ломающая. Мне кажется, что при большом таланте там все же была нехватка образования, и поэтому он в стихах начал выкручиваться чисто технически. Так что, возможно, если бы на "отлично" закончил школу, и не писал бы так, как мы знаем. Сыграть его невероятно интересно. Но ролью мечты я это не называю. И на вопрос о такой роли никогда не отвечаю.
Просто, когда ты студент или молодой актер, у тебя есть мечты, тогда это нормально. Эти мечты складываются из возможности и желания раскрыть свой диапазон, играя разные характеры
Знаете, после сериала "Бригада" старшие коллеги говорили, что мы останемся артистами одной роли на всю жизнь. Для актера это смертельный приговор. Ты становишься нужен только в одном образе, а должен стремиться быть разным.
— Вы сами заговорили про "Бригаду", ваш Космос — персонаж для многих культовый. Так же как и Саймон из "Жмурок". Сегодня фильмы про 1990-е годы снова в тренде — выходят фильмы и сериалы, многие из них — тоже на криминальную тему. Как думаете, почему 90-е вернулись в наше кино?
— Во-первых, это интересно для драматургии. Криминальные истории всегда привлекают внимание, а в 90-е они многообразные. Страна же необъятная, огромная, и то, что тогда происходило на Сахалине, не случалось в Астрахани или Калининграде. Ну, а во-вторых, и сами 90-е были такими разными. Эта тема точно еще не исчерпала себя. Кажется, уже упомянутый нами Маяковский называл кино увеличительным стеклом действительности, то есть гипертрофированным ее отражением. Режиссеры и продюсеры занимаются исследованием этого времени. Вопрос лишь в том, кто, что и как будет писать. Какая мотивация героев? Какой финал ждет персонажей? Потому что не должно быть так, чтобы человек посмотрел кино, где герои творят ужасные вещи, вдохновился и пошел на улицу делать то же самое. Тут уже решает финал. Вы знаете, что, когда Алексей Сидоров снимал "Бригаду", все ему вокруг говорили, что нужен открытый конец?!
— Чтобы был задел на второй сезон?
— Да, дескать, пусть будут второй, третий, четвертый сезоны. Однако Сидоров был принципиален: эти пацаны могут либо погибнуть, либо сесть. Ну, кто-то один останется живым, хотя и несчастным. "Бригада" — законченная история. Какая бы красивая жизнь, достаток и вседозволенность у них не были, остается вина, и обязательный финал, отражающий сущность. Зрителя не обманули, показав красивую жизнь и сказав ему: живи так же.
— Вы дважды снимались у одного из главных режиссеров 1990-х годов Алексея Балабанова. Он умер 10 лет назад, но о нем и его фильмах до сих пор идут споры. Почему это происходит, на ваш взгляд?
— Он был из тех людей, которые любят зрителя, любят Россию… любят все, что их окружает! На самом деле я же сначала отказался от участия в картине "Жмурки", потому что незадолго до этого мы закончили работу над "Бригадой". Там я играл персонажа криминального толка в 15 сериях и не хотел делать это снова. Однако мне позвонил ассистент Алексея Октябриновича и сказал, что тот приглашает меня в Петербург. Я приехал, пришел в гости. Он мне сразу показал шкаф с виниловыми пластинками. У него была идея, что Саймон — меломан, и собственную любовь к винилу Алексей Октябринович передал ему. Там было много совершенно неизвестных названий, а я понимал, чего стоило собрать подобную коллекцию. В советское время пластинки выменивали, брали на них деньги в долг, покупали с рук. А у Балабанова стоял целый шкаф историй добычи пластинок.
— А дальше?
— Он показал мне комиксы и сказал: "Знаешь, а я по ним английский учу. Вот и Саймон будет учить английский по комиксам". Наконец говорит: "Пойдем со мной на работу". Я не понял, что имеется в виду. Мы сели в автобус, а он все время к кому-то прислушивается и говорит: "Слышишь?" Мне было неясно, что нужно услышать, но он обращал внимание на то, как люди разговаривают, делают ли они это каким-то интересным образом. Мы доехали до рынка, там он меня довел до места с хорошим обзором. Оказалось, это его точка наблюдения. Он смотрел за тем, как ведут себя люди. Ну а в конце концов мы пошли в баню, где сидел человек — огромная туча тела, мышцы, физиономия заостренная и вниз расширенная. Балабанов сказал, что вот это и есть Саймон. Тогда я все понял. До этого я говорил ему, что Саймон не мой типаж, но тут я кукловод, предоставляю персонажу свое тело. Я никого не обманываю, потому что сам не был в таких ситуациях, как мои герои. Да и не пытаюсь представить, как бы вел себя на их месте, потому что нужно прожить другую жизнь, чтобы на нем оказаться. Актер работает как губка, я так действую, и все это объяснил Балабанову. Оказалось, именно это ему и нужно! Он хотел, чтобы я понаблюдал, понял, какие от меня потребуются параметры и характеристики, собственно, для этого он и привел меня в баню, где уже сидел прообраз Саймона.
Балабанов учился в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, на режиссера-документалиста, и к художественному кино подходил также. Он делал наблюдения и записывал их в маленькую книжечку. Кстати, еще рассказывал, что ему, как Менделееву, мог присниться целый сюжет с героями, и тут нужно только структуру записать, а потом нанизывать на историю эти мелкие эпизоды из жизни. Поэтому кино Балабанова так актуально. Он был талантливым драматургом, у которого нет ничего надуманного или сочиненного, а все настоящее.
— У вас больше 50 ролей в кино. А какие свои фильмы или сериалы вы покажете или уже показали своим детям?
— Специально я им ничего не показываю, а тем более криминальные роли. У нас дома нельзя смотреть "Бригаду" или "Жмурки". Одному сыну сейчас 9 лет, другому 14, им точно такое рано. Мне кажется, что молодому подрастающему поколению не нужно видеть подобные примеры. У них нет достаточного опыта, еще не сформировалось мировоззрение, они не познали, какими бывают люди, что ими движет и почему. Дома у нас лежат "История государства российского", Библия, собрание пословиц Даля, словарь Ожегова. Вот это то, что нужно сначала освоить, понять эту мудрость, иметь ее как основу. Только потом можно будет смотреть такое кино.
— Сыновья интересуются актерской профессией?
— Старший пока нет. Он очень собранный, внимательный, учится на отлично, пишет олимпиады, в том числе и по точным наукам. А младший проявляет некоторые творческие способности, в нем есть интерес ко всему художественному, но пока ничего не понятно. Время покажет, что будет интересно детям и чем захочется заняться. Но я ничего навязывать не буду.