Губернатор: 50 дорожных объектов строит Кубань для повышения транспортной доступности
Имея одну из самых протяженных в России дорожных сетей, Краснодарский край испытывает высокую логистическую нагрузку на фоне растущего до рекордных показателей в постпандемийный период турпотока — по итогам 2024 года Кубань планирует принять уже 19 млн отдыхающих. Приоритетными маршрутами ее дальнейшего расширения являются Сочи и транзитная дорога в Крым. Для повышения транспортной доступности курортов регион намерен реализовать проекты, масштаб которых сравним разве что с периодом олимпийской стройки: это трасса Джубга — Сочи, которая сократит время в пути до главного курорта страны до 1,5 ч, и новое направление трассы к Крымскому мосту, которое сократит время в пути до 2 ч. О том, как в целом регион модернизирует ускоренными темпами инфраструктуру всего коммунального хозяйства, строившуюся еще в советские времена, под резко возросшие на нее нагрузки, к какому году в крае полностью решится вопрос бесперебойного водоснабжения и каким путем пойдет Кубань в решении вопроса энергодефицитности, рассказал в интервью ТАСС губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
— Вениамин Иванович, Краснодарский край, будучи одним из основных курортных регионов РФ, с каждым годом принимает все больше отдыхающих, по итогам 2024 году ожидается рекордный турпоток. Как с растущим турпотоком справляется коммунальная инфраструктура курортных городов? Каковы перспективы ее развития на ближайшие годы?
— Для нашего курортного региона развитие коммунальной инфраструктуры городов азово-черноморского побережья один из приоритетов. В прошлом году мы побили рекорд — в регион приехали 18,6 млн туристов. По итогам этого года ожидаем уже 19 млн человек. Такой турпоток, безусловно, колоссальная нагрузка на инженерную и коммунальную инфраструктуру. Многие объекты водоснабжения и водоотведения, инженерные сети были построены еще в советские времена, необходима их комплексная модернизация или строительство новых. Это серьезные средства, поэтому для решения задачи используем все возможности: средства краевого и федерального бюджетов, работаем в рамках концессионных соглашений.
Выделяем средства по краевым программам, приняли стратегию социально-экономического развития "Кубанское Приазовье", в которой особое внимание уделили привлечению бюджетного финансирования на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Масштабные проекты в сфере ЖКХ реализуем благодаря инфраструктурным кредитам.
— Одной из сложностей региона являются вопросы водоснабжения и водоотведения. В части водоснабжения край реализует масштабные проекты по развитию групповых водоводов. К какому периоду проблема утратит актуальность?
— Это самые технически сложные и масштабные работы, которые мы ведем в Краснодарском крае уже несколько лет. Параллельно в разных районах края строим новую магистраль Троицкого, Таманского и Ейского водоводов, а также участка сети от Кабардинки до Геленджика. Уже проложили в общей сложности более 106 км. Сейчас ведем работы еще на 139 км — их поэтапно сдадим в 2025 и 2026 годах.
— Возросшая нагрузка на энергосистему из-за аномальной жары в 2024 году привела к необходимости введения графиков веерных отключений. Насколько инвестиционно привлекательной является в регионе отрасль энергетики, каков ее общий инвестиционный портфель? В этом году был запущен третий энергоблок ТЭС "Ударная", поможет ли это уже в 2025 году избежать повторения истории с отключениями? Какова позиция в крае относительно развития альтернативных видов энергетики?
— Действительно, в июле этого года мы зафиксировали исторический максимум потребления в энергосистеме региона и соседней Республике Адыгея — он составил 6 108 МВт. В прошлые годы даже в летние пиковые нагрузки показатели были в разы ниже.
Что касается развития отрасли, объем инвестиций в электроэнергетику региона в этом году превысил 28,5 млрд рублей, в планах на 2025-й — еще 31 млрд рублей. Это средства, которые вкладывают в строительство новых и модернизацию существующих питающих центров, трансформаторных подстанций, линий электропередачи все электросетевые компании региона.
Все это напрямую влияет на экономику региона, возможности для реализации новых инвестиционных проектов, помогает обеспечивать бесперебойную подачу электричества в дома жителей, работу социальных объектов.
Безусловно, запуск на полную мощность ТЭС "Ударная" в Крымском районе стал важным событием для энергетики региона. Станцию построили по поручению президента России Владимира Владимировича Путина. К слову, в реализацию этого проекта было вложено 64,9 млрд рублей.
Работа "Ударной" увеличит годовую выработку электроэнергии в крае на 40%. Но это не снимет все вопросы, связанные с нехваткой мощностей. Необходимо строительство еще нескольких мощных питающих центров, и вместе с энергетиками мы работаем над решением этой задачи. Совместно с ведущими электросетевыми компаниями региона разработали сбалансированную программу развития электроэнергетики Кубани, рассчитанную до 2029 года.
Что касается развития альтернативных видов энергетики, мы активно работаем в этом направлении. В частности, реализуем восемь проектов по строительству солнечных электростанций в семи муниципалитетах. Три из них — в Лабинском и Крыловском районах, а также Краснодарской ТЭЦ — уже работают. Еще один — в Северском районе — сейчас подключают к электрическим сетям, планируем ввести в эксплуатацию в феврале 2025 года. Следующим этапом станет строительство четырех солнечных электростанций в Армавире, Мостовском и Тихорецком районах.
— Регион является одним из лидеров в стране по уровню газификации. Однако в крае есть территории со сложным рельефом местности, что вызывает трудности при оборудовании подобных коммуникаций. Какие районы края остаются в числе отстающих, какие крупные проекты по газификации запущены в этом году?
— В этом году по краевой программе "Развитие топливно-энергетического комплекса" в 11 муниципалитетах мы построили более 161 км газопроводов из 180 км запланированных. Все работы завершим к концу года.
Среди самых крупных — 21,5 км распределительных газопроводов к поселку Молодежному Белореченского района, еще 26 км построили к поселку Маяк Отрадненского района.
Сложными в техническом плане являются Туапсинский, Апшеронский и Отрадненский районы, а также Горячий Ключ — из-за горной и лесной местности. Но мы активно ведем работу по газификации и на этих территориях.
Именно у Кубани самый высокий потенциал догазификации среди регионов страны. К газу предстоит подключить свыше 121 тыс. домовладений. По показателям исполнения программы мы занимаем третье место — после Башкортостана и Московской области. В крае уже заключили более 91 тыс. договоров по программе догазификации, газ довели до границ 71,2 тыс. домовладений, подключено более 40,1 тыс. домовладений.
Более того, с 2023 года по программе догазификации мы подключали к газу девять социальных объектов — пять медицинских и четыре образовательных. Это участковая больница в селе Черниговском Апшеронского района, офис врача общей практики в хуторе Песчаном Тбилисского района, ФАПы в армавирском хуторе Красная Поляна, хуторе Ударном Каневского района, офис врача общей практики в Крымске. Также газифицировали четыре детсада — в анапской станице Гостагаевской, анапском хуторе Иваново, селе Красное Кущевского района и поселке Кочетинском Динского района.
— О дорогах. Какие крупные дорожные проекты в ближайшие годы реализуют в регионе?
— Дорожная сеть Краснодарского края — одна из самых протяженных в России и насчитывает более 42,5 тыс. км. И мы продолжаем ее расширять. Сейчас в стройке полсотни объектов.
В первую очередь это федеральная трасса Джубга — Сочи. Она сократит время в пути до 1,5 ч. По информации госкомпании "Автодор", сейчас проект по обходу Адлера, который станет частью перспективной трассы, на финальном этапе госэкспертизы.
Второй, но один из самых долгожданных дорожный проект федерального значения — новое направление трассы А-289 Краснодар — Керчь. Работы ведут в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Дорога будет проходить в стороне от близлежащих населенных пунктов, что позволит вывести оттуда весь транзитный транспорт. Она сократит время в пути от Краснодара к Крымскому мосту до 2 ч. В реализации масштабного проекта задействовали 3,9 тыс. человек и свыше 1,2 тыс. единиц техники. Протяженность трассы составит почти 120 км. По дороге смогут проезжать до 40 тыс. автомобилей в сутки. Также возведут 10 разноуровневых транспортных развязок и пешеходный переход, 15 путепроводов, а также 33 моста. На всем протяжении предусмотрят наружное освещение.
Стоит отметить и важные проекты регионального значения. Это обход города Тимашевска и станицы Ленинградской. Первый проект шагнул в пятый этап. Начали строить больше 8 км четырехполосной дороги. По контракту завершение работ предусмотрели в 2027 году. Общая протяженность трассы составит 14 км. Это дорога с развязками и путепроводами.
Обход станицы Ленинградской построят в пять этапов. Из 15 км трассы уже реализовали около половины. Проекты на оставшиеся работы получили положительное заключение экспертизы. Завершить обход планируют до конца 2026 года.
Сегодня также идет реконструкция участков автомобильных дорог Краснодар — Кропоткин — граница Ставропольского края в районе хутора Ленина и Краснодар — Ейск в Динском районе.
В 2024 году планируют осуществить ввод в эксплуатацию после реконструкции и строительства семь дорог протяженностью 9,4 км, в том числе пять искусственных сооружений. Кроме того, отремонтируют 253 км дорожного полотна. В этом году объем дорожного фонда региона превышает 50 млрд рублей.