Глава Федерации санного спорта Гарт: наш батальон рассчитывает выступать под флагом России
Президент Федерации санного спорта России (ФССР) Наталия Гарт в интервью ТАСС рассказала, почему ей пока никак не удается вернуть своих спортсменов на международные старты, от чего зависит участие россиян в Олимпиаде-2026, а также оценила вероятность объединения ФССР с Федерацией бобслея России.
— В конце ноября в Сочи Кубком России в отечественном санном спорте стартовал предолимпийский сезон. Что скажете про организацию этих соревнований?
— В обязанности Федерации санного спорта России входит проведение всех соревнований, запланированных в нашей стране. Передо мной как руководителем федерации всегда стоит задача провести национальные соревнования на том же уровне, на котором мы проводили этапы Кубка мира в Сочи. Нам нужно сохранять и использовать полученный ранее богатый международный опыт. Мы стремимся привлекать на соревнования как можно больше зрителей, поэтому организовываем для них развлекательную программу, организуем трансляцию, чтобы можно было следить за прохождением спортсменами всех участков трассы.
Федерация санного спорта России имеет большую поддержку со стороны Министерства спорта РФ, мы этой поддержкой дорожим. Мы также очень ценим внимание руководства нашего государства к физической культуре и к спорту высших достижений в частности. Благодаря этому мы имеем возможность не только достойно проводить соревнования, но и качественно готовиться к ним.
— Олимпийской трассе в Сочи уже больше 10 лет. Есть ли какие-то замечания по ее сегодняшнему состоянию?
— С трассой все в порядке, она продолжает оставаться одной из лучших в мире. Я вообще очень требовательный человек, и если вижу какие-то недостатки, то тут же настаиваю на их быстрейшем устранении. К сочинской трассе у меня замечаний нет. Ледовары делают первоклассный лед, все хорошо. Хочу выразить большую благодарность всем работникам этого спортивного сооружения.
— Российские саночники третий сезон лишены возможности выступать на международных стартах. Насколько сложно вам как руководителю федерации держать в боевом тонусе как своих сотрудников, так и спортсменов с тренерами?
— Сейчас все граждане России находятся в не совсем простой ситуации. Российские спортсмены всегда отличались силой духа, и если они сейчас начнут ныть и жаловаться на трудности, то тогда на кого стране рассчитывать? Поэтому мы себе никаких поблажек не даем, со сложностями умеем справляться и преодолевать.
Трудности только закаляют наш дух. Считаю, что если человек не обладает сильным характером, то даже в самой лучшей физической форме он не способен добиться в спорте больших высот.
Уверена, что российский народ сумеет достойно перенести все тяготы и эти испытания сделают его еще сильнее.
— Сборная России по бобслею и скелетону в декабре прошлого года ездила на тренировочный сбор в Китай на олимпийскую трассу, что очень важно для подготовки к будущим международным стартам. Саночники когда последуют их примеру?
— В прошлом сезоне мы также собирались поехать в Китай на тренировочный сбор, но планы поменялись по техническим причинам и возникшим не по нашей вине сложностям в оформлении необходимых для въезда в эту страну документов в частности.
— Трасса в Сочи спустя 10 лет после Олимпиады находится в отличном состоянии. Чего нельзя сказать про трассу в подмосковном Парамонове, которую закрыли за год до сочинских Игр по техническим причинам…
— У меня есть четкое понимание того, что нам помимо сочинской трассы нужны и другие современные спортивные объекты, где наши спортсмены могли бы тренироваться. И работающая трасса в Парамонове была бы очень большим подспорьем как в плане подготовки, так и проведения соревнований любого уровня.
Нам очень нужна вариативность. В то же время я понимаю, что в сегодняшней непростой ситуации возводить современную санно-бобслейную трассу, где будут потом проводиться крупные международные старты, очень дорогое удовольствие. Может быть, имеет смысл сейчас строить укороченные трассы, где тренировались бы молодые спортсмены, да и основная сборная могла бы оттачивать какие-то технические моменты.
— Общероссийские спортивные федерации занимаются не только спортом высших достижений. Одной из важнейших задач является развитие своих видов спорта внутри страны и привлечение к спортивному образу жизни широких масс населения. Как эти задачи решает такой очень сложный в техническом отношении санный спорт?
— Как я уже говорила ранее, руководство нашего государства считает первостепенной задачей привить россиянам здоровый образ жизни. Президент России поставил задачу к 2030 году привлечь к активным занятиям физкультурой и спортом не менее 70% населения страны.
Поэтому мы намерены приступить к осуществлению нового направления деятельности — развития массового катания на санях (public sledding — прим. ТАСС). Public sledding — это была изначально моя идея, которая воплотилась в проекте, над которым я работала со своей командой, когда была членом исполкома Международной федерации санного спорта (FIL) и входила в рабочую группу FIL по развитию. Тогда я возглавила направление по популяризации санного спорта в мире. Передо мной стоял вопрос, как популяризировать такой технически сложный вид спорта, как санный, которым занимаются, по сути, единицы.
И я решила, что нужно максимально упростить то, что когда-то было максимально усложнено. Проект заключается в том, чтобы дети и взрослые, не имеющие специальной подготовки, получили возможность организованно кататься на санях на безопасных снежных склонах. В ряде стран Европы активно развивается катание на санях, но везде это выглядит по-разному. Поэтому я предложила международной федерации определить, что именно относится к public sledding, и сосредоточить внимание на этом направлении в целях увеличения популярности санного спорта в мире.
Все дети любят кататься на санках с горок. Но практически никто из них не знает, что существует такой вид спорта. И если мы выстроим связь между массовым катанием на санках и санным спортом, то сделаем большой шаг в популяризации и привлечении большего количества профессионально занимающихся им. Проводим где-то соревнования по санному спорту и параллельно организовываем там же массовые катания на санях. Это уже большой шаг на пути к популяризации.
Сейчас международная федерация пытается массовое катание развивать, но пока без моего участия. Мы в России, в свою очередь, уже запустили производство небольшой партии саней для массового спорта и хотим уже в этом сезоне провести первые катания. У нас есть еще пара месяцев на реализацию этой идеи.
— Контактирует ли FIL с Федерацией санного спорта России сейчас и с вами в частности?
— Федерация санного спорта России является членом FIL, мы посещаем все официальные мероприятия. Делегация ФССР присутствует на конгрессах, где постоянно ведет информационную работу с коллегами. Мы готовы вернуться хоть сейчас, находимся в курсе изменений в правилах, новшеств, оперативно ввели в своем соревновательном календаре турнир в новой дисциплине "эстафета-микст", включенной международной федерацией в новый календарь, развиваем дисциплину "женские двойки". В общем, держим руку на пульсе.
— Есть мнение, что руководители российских федераций по зимним олимпийским видам спорта недостаточно активно работают со своими коллегами из международных федераций, из-за чего спортсмены из России третий зимний сезон подряд остаются без международных стартов. Почему вы никак не можете наладить нормальный контакт с главой FIL латышом Эйнарсом Фогелисом, с которым вы родились в одной стране под названием Советский Союз?
— Я часто слышу колкие намеки в адрес руководителей общероссийских спортивных федераций, чьи отношения с международными федерациями охладели. Мол, нужно активнее работать с зарубежными коллегами. С таким же успехом я могу сказать, что нам нужно активнее работать с руководством европейских стран, к примеру.
До начала 2022 года у нас были замечательные отношения с Международной федерацией санного спорта, я на протяжении восьми лет входила в исполком FIL. Мы всегда с открытой душой встречали у себя наших иностранных коллег, все международные мероприятия организовывались нами на высоком уровне. Мы были в постоянном официальном контакте с FIL, и более того, у нас были дружеские отношения как с бывшим главой международной федерации немцем Йозефом Фендтом, так и действующим президентом из Латвии Фогелисом.
Но после февраля 2022 года ситуация изменилась. Я очень хочу вести переговоры о возвращении моих спортсменов на международные старты. Но нужна вторая сторона для этого, которая также хочет договариваться. Я вообще считаю, что спортивные чиновники должны не ориентироваться на политические отношения между странами, а следовать основному документу МОК — Олимпийской хартии — и помнить главную идею возрождения Олимпийских игр Пьером де Кубертеном в XIX веке: «Молодежь мира должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв».
Я считаю, что МОК и международные спортивные федерации — это те организации, которые должны выступать послами мира. А спортивные функционеры — это именно те люди, которые должны положить начало к смягчению напряженности в мире. Спорт и олимпийское движение — единственный бесценный инструмент, который можно использовать во благо и для мира во всем мире. Поэтому я очень надеюсь, что контакт с международным спортивным сообществом будет налажен и российские спортсмены вернутся на мировую арену.
— Надеетесь ли вы, что российские саночники примут участие в Олимпийских играх 2026 года в Италии?
— Есть какие-то вещи, которые неподвластны нашему контролю. Наше желание выступить на Олимпиаде-2026 мы не можем воплотить в жизнь в одиночку. Сейчас в мире решаются более глобальные вопросы. Спорт, к моему сожалению, является заложником этого процесса. Думаю, как только наступит потепление в большой мировой политике, начнется и потепление в спортивной сфере. Все взаимосвязано.
Сейчас нам не нужно гадать, поедем мы на ближайшую Олимпиаду или нет. Наша задача — поддерживать на высоком уровне развитие своего вида спорта и быть готовыми в нужный момент вернуться на международную арену. Мы не имеем права подвести свою страну и своего президента, мы его батальон.
— А если этому батальону предложат выступать под нейтральным флагом?
— Я считаю, что наш батальон достоин идти под флагом своей страны. А о возможности выступления в нейтральном статусе можно будет говорить только после того, как поступит такое предложение.
— Федерация бобслея России в настоящее время пытается сделать все от себя зависящее, чтобы в соседней Белоруссии начали развиваться бобслей и скелетон. А вы не хотите посадить белорусов в сани?
— Мы еще год назад начали работу в этом направлении, у наших соседей есть интерес к санному спорту. Я уже обсудила с министром спорта этой страны Сергеем Михайловичем Ковальчуком вопросы развития санного спорта и планирую в скором времени посетить Белоруссию. Конечной целью моего визита будет создание в Белоруссии отделения по санному спорту. Конечно, о строительстве в этой стране искусственной трассы сейчас речи не идет, но можно возвести натуральную трассу, которая не стоит так много денег, либо разгонную эстакаду.
— В условиях экономических санкций испытывают ли российские саночники сложности с закупкой новой экипировки, инвентаря, каких-то запасных частей к саням?
— Какие-то сложности мы, конечно, испытываем. Но они все решаются в рабочем порядке. Я не вижу в этом большой проблемы, просто налицо определенное усложнение решения некоторых задач. Но в целом у нас все хорошо.
— Существуют ли какие-то предпосылки к объединению в России федераций санного спорта и бобслея? Все-таки спортсмены из этих видов спорта делят между собой одни и те же трассы.
— Не думаю, что такое произойдет. Все-таки в мире существуют две обособленные федерации: Международная федерация санного спорта и Международная федерация бобслея и скелетона. Несмотря на то что наши спортсмены катаются на одних и тех же трассах, у нас совершенно разные виды спорта, разная подготовка. В бобслее очень важна взрывная реакция и серьезная легкоатлетическая подготовка, у саночников совсем другая история. Не считаю, что объединение федераций необходимо.
— Будете ли вы следить за стартовавшим в последний день осени Кубком мира, который третий сезон кряду проходит без российских саночников?
— Я, конечно, в курсе того, кто как выступает, но полностью погружаться в это, как было раньше, у меня сейчас нет большого желания. Мне не нравится, как международная федерация повела себя по отношению к российским спортсменам. Не очень интересно смотреть соревнования, где не участвуют представители одной из сильнейших наций в этом виде спорта. Я считаю, что в спорте должно быть все по-честному, в соответствии с Олимпийской хартией. Уверена, однажды так и будет!