18 ДЕК, 04:00

Демешин: за большими экономическими задачами стоит работа для людей и во имя людей

Дмитрий Демешин возглавляет Хабаровский край больше восьми месяцев после назначения президентом на должность врио губернатора в мае и уверенной победы на выборах в сентябре. В интервью ТАСС он рассказал о работе над ключевыми проектами, включая развитие острова Большой Уссурийский, реализацию мероприятий мастер-планов городов, решение проблемы энергодефицита региона с планами по возможному строительству атомной электростанции, наметил задачи на будущий год.

— Дмитрий Викторович, президент РФ Владимир Путин поручил с 2025 года начать реализацию плана по развитию острова Большой Уссурийский. Соответствующий доклад должен быть представлен до 15 апреля, в дальнейшем — один раз в год. Какая работа была проведена и что планируется сделать в 2025 году? Что уже сделали со стороны Китая?

— Об этом проекте говорили десятилетиями. К счастью, в мае этого года он сдвинулся с мертвой точки. В присутствии лидеров двух держав — России и КНР — была подписана концепция совместного развития острова. Мы наконец переходим от теории к практике.

В октябре китайская сторона начала строительство грузопассажирского пункта пропуска, надо с ними синхронизироваться, чтобы выйти на план до 1,3 млн тонн грузов и 1,5 млн человек в год к 2030 году. Китайский объект должны завершить в 2026 году. С нашей стороны идет работа для старта строительства пункта пропуска и сопутствующей инфраструктуры на острове — подъездной автодороги к мосту через Амурскую протоку и насыпной площадки. Нам выделены деньги, проект рассчитан на два года. В будущем году уже заходим на стройку. Это объездная дорога, которая напрямую пойдет с острова, от точки погранперехода, в Хабаровск. Также с софинансированием из федерального и регионального бюджетов будем делать насыпь на острове, поскольку часть местности там болотистая и подвержена затоплению. Эти задачи решены.

— А что с материковой частью рядом с островом?

— Ее тоже будем развивать. Важно, чтобы наши китайские друзья имели возможность, к примеру, заехать на горнолыжный курорт "Хехцир", который находится рядом, и получить весь комплекс туристических услуг. Для этого нужно продолжать работать над наполнением объекта.

— С речным вокзалом в Хабаровске, рядом с которым есть пункт пропуска, планируется что-то делать?

— Хочу его менять, но не за государственные деньги. Нужно отдать объект энтузиасту, который сможет сделать хорошо, красиво и качественно. Правительству края предлагался вариант концессии, но он требует переплаты в пять раз от стоимости речного вокзала. Названная сумма была сопоставима со строительством всей набережной Амура, а это многомиллиардный проект. Мы решили, что в этот период времени надо быть рачительными к средствам бюджета, поэтому пытаемся найти людей, которые заберут на себя и площади, и всю коммерцию речного вокзала, и модернизируют его.

— Развитие острова будет идти согласно мастер-плану. Когда он будет готов и чем будет наполнен?

— Заказан мастер-план острова. Уже в феврале-марте рассчитываем представить его на рассмотрение заместителю председателя правительства РФ — полномочному представителю президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу. В план вшиваем проекты коммерческие — это и Wildberries, и "Пятерочка", и "Фининвест", и группа "Аврора". В нем в привязке к острову будут обозначены все туристические магниты Хабаровска, включая недавно открывшийся замечательный комплекс с водным центром "Броско Волна", горнолыжный курорт, набережная Амура, запланированное к строительству здание Дальневосточного художественного музея и другие объекты.

Индустриальная часть мастер-плана предусматривает работу по созданию условий для производства продукции под потребности поставляемого из Китая оборудования, а также для последующей локализации сборки на территории региона.

Мы заинтересованы в том, чтобы заявлялись новые проекты, для чего в том числе запланирован российско-китайский форум, он пройдет в мае 2025 года. Рассчитываем, что привлечем инвесторов. На острове должны быть не только склады временного хранения и индустриальные парки, но и парк Дружбы Народов. Жду, что сможем наполнить его и за счет частных денег. Это гостиницы, рестораны, зона рекреации, которую хотим сделать очень красивой и именно в традиции культур стран АТР. Оставим там и нашу аутентику.

Также остров должен стать пилотом для режима международной территории опережающего развития (МТОР). Сейчас идет согласование поправок в законодательство. МТОР поможет привлечь инвесторов и создать условия для реализации проектов.

— Есть ли еще планы по модернизации объектов пограничной инфраструктуры в регионе?

— Сейчас все-таки ключевой вопрос — это строительство пункта пропуска на Большом Уссурийском. Всего три года отведено на его проектирование и создание. Наша задача — сделать пункт технологическим и удобным для всех участников. Работаем над этим 24/7 со всеми соответствующими службами.

Есть в Бикинском районе пункт пропуска, где можно развивать прилегающую инфраструктуру. Есть туристический комплекс "Заимка" у Хабаровска, где несколько лет назад был построен речной вокзал с причальным комплексом и с функцией пункта пропуска через российско-китайскую границу. Он так и не был запущен. Все это находится в частных руках, и вся инфраструктура, честно сказать, пришла в непотребное состояние. Там прекрасная территория, одно из лучших видовых мест рядом с городом, но нужны красивые кафе, нужно все облагородить, объектом важно заниматься системно.

Модернизация приграничной инфраструктуры необходима через призму возможностей для жителей Хабаровского края для заработка. Качественные заведения общепита, магазины, склады хранения. Моя задача — чтобы бизнес вокруг погранпереходов был легальным, приносил налоги в бюджет и доходы нашим гражданам.

Больше перелетов

— Планируется открытие терминала международных авиалиний хабаровского аэропорта, все ли идет по плану?

— Есть проблема с запуском международного терминала аэропорта, где будет функционировать пункт пропуска. Сложности со сроком ввода в первом квартале 2025 года, который мы обещали премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. Это предмет моего детального разбирательства с Росгранстроем, с таможней. У ведомств большое количество такого рода пунктов пропуска, и они не считают хабаровский в числе приоритетов. Срок стоит на четвертый квартал 2025 года. Заставим поменять эту точку зрения.

— А как с развитием внутреннего авиасообщения?

— Наш девиз, который одобрил президент Владимир Путин, — "У Хабаровского края — нет окраин". В том числе это касается и транспортной доступности. Мы стараемся идти от удаленных территорий к центру. В ноябре завершили первый этап реконструкции взлетно-посадочной полосы в рабочем поселке Чегдомыне. Работа шла вместе с компанией СУЭК. Там заменили покрытие полосы, удлинили ее до 1 300 метров. Это позволяет принимать самолет L-410 круглогодично. А в следующем году планируется обустройство бетонного покрытия полосы и увеличение ее еще на 300 метров. Это даст возможность принимать уже даже среднемагистральные самолеты большей вместимости.

Помимо этого, сейчас утверждается новый федеральный проект по развитию аэродромной инфраструктуры в России на 2025–2030 годы. В него включена реконструкция аэродромов поселений Аян и Херпучи, а также модернизация второй очереди аэропортового комплекса Хабаровск. Также в 2025 году возобновим работы в Охотске, позанимаемся усилением инфраструктуры аэропорта в городе Советская Гавань, чтобы и там могли принимать больше категорий судов.

Плюс мы покупаем самолеты, обновляем парк региональной авиакомпании "Хабаровские авиалинии". Сейчас флот насчитывает 11 воздушных судов, 8 из которых — в состоянии летной годности. Некоторые запчасти затруднительно достать ввиду санкций, но в этом году закупили два двигателя на Л-410, еще два планируем приобрести в следующем году. В 2025 году пополним парк двумя самолетами Ан-24. Хотим более детально сшить дальние районы.

В планах и легкий многоцелевой самолет (ЛМС) "Байкал", производство которого будет вестись в Комсомольске-на-Амуре. Этих судов пока нет, но ждем их. Мы в первых контрактах, заключенных на поставку. В будущем перейдем также на ЛМС-192 "Освей" и турбовинтовой региональный самолет "Ладога" по мере их поступления в продажу. Ждем их в 2027–2028 годах.

— Сохранятся ли льготы для жителей северных районов?

— Безусловно. У нас действуют две льготные программы по пассажирским авиаперевозкам. Первая — для жителей шести северных муниципальных образований: Аяно-Майского, Ульчского, Николаевского, Тугуро-Чумиканского, района имени Полины Осипенко и Охотского округа. Для них фиксированная стоимость на четыре перелета в год составляет 4,5 тыс. рублей на взрослого и 3 тыс. на ребенка до 12 лет. А вторая программа ориентирована на молодежь от 12 до 23 лет и пенсионеров. Для этих категорий билеты доступны по половине стоимости вне зависимости от количества перелетов. То же касается инвалидов и сопровождающих лиц.

Льготы сохраняем, полетную программу на 2025 год увеличили на 255 рейсов. Авиакомпании уже начали продажи льготных билетов.

— Будет ли расширяться география полетов на межрегиональных и зарубежных направлениях?

— Активно ведутся переговоры с "Аэрофлотом" о том, чтобы было больше перелетов, в том числе с учетом планируемого открытия международного терминала хабаровского аэропорта. Это и Вьетнам, и Китай, больше городов Китая.

— Из Хабаровска можно улететь в Пекин, Харбин и Цзямусы, на китайский остров Хайнань, в Таиланд, по другим маршрутам. На направлении в КНР летают только "Аэрофлот" и China Express Airlines, тогда как в соседнем Приморье много рейсов выполняются именно китайскими авиакомпаниями. Ведется ли какая-то работа в этой части?

— Это посыл для нас, чтобы мы поработали активнее. Что касается межрегиональных перелетов, то тоже нужно подумать над увеличением количества маршрутов. У нас нет прямых перелетов на постоянной основе на Кавказ и в Санкт-Петербург. Программа, конечно, должна быть гибкой, пустые самолеты не нужно гонять, но, к примеру, направление на Минеральные Воды, на города-курорты Кавказа востребованы уже с ранней весны. У нас еще лежат снега, у них уже распускаются розы. Санкт-Петербург нужен, там много наших студентов учится.

Более 410 млрд на мероприятия мастер-планов

— Президент поручил дополнительно выделить не менее 100 млрд рублей на мастер-планы городов Дальневосточного федерального округа. На что пойдут средства в Хабаровском крае? Какие в целом мероприятия мастер-планов будут выполнены в 2025 году в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре?

— Мастер-планы должны не просто внешне преобразить наши города — они должны вывести качество жизни людей на новый уровень.

Масштаб задач огромный: от решения проблем транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры до освоения острова Большой Уссурийский.

Всего по Хабаровску и Комсомольску-на-Амуре в планы включено более 100 мероприятий на сумму более 410 млрд рублей. На сегодня выделено порядка 65 млрд рублей на реализацию 28 объектов.

Мне пытались предложить мероприятия, такие как ремонт ливневок. Дорогостоящий проект, результат которого не слишком будет заметен. Лучше направить усилия на объединение центральной набережной с дамбой для создания самой длинной набережной на Дальнем Востоке, в ремонт бульваров в центре Хабаровска. Касательно набережной, закончено проектирование пятого этапа возле речного вокзала. Я рассчитываю, что к работам в районе речного вокзала мы приступим в начале 2025 года с наступлением тепла. Строительство планируется в период с 2025 по 2026 год. Начато проектирование шестого и седьмого этапов, что завершится в 2025 году.

С весны в рамках мастер-плана начнем строить новое здание Дальневосточного художественного музея. В плане также дальневосточный центр отдыха и оздоровления детей — под проект нашли конкретные деньги, весной, надеюсь, начнем работу и по нему. Запущена первая очередь горнолыжного комплекса "Хехцир", до конца года будет разработан бизнес-план второй очереди. Я хочу, чтобы это были гостиницы, спа-отели.

Уже идет догазификация домовладений и ремонт улично-дорожной сети. Состоялась закупка 16 троллейбусов и 10 трамваев. Трамваи и девять троллейбусов поступили, остальные поступят до конца года.

— В каком объеме будут поставки транспорта на будущий год?

— Меньше, чем в этом году. Поступят еще два трамвая, новых абсолютно. И есть договоренность с мэрией Москвы. Они купят современные трамваи для себя, а нам передадут транспорт после восьми лет использования. Это точно не наши вагоны шестидесятых годов.

— А как с мастер-планами других городов?

— Мы уже разработали мастер-план Советской Гавани. Дополнительно по моему решению сделаны проекты еще двух таких документов — для Ванино и Чегдомына. Работы по проектам по весне планируем завершить и постараемся интегрировать их в соответствующие программы. Если не попадем в федеральные программы, будем проводить мероприятия меньшим краевым бюджетом.

Энергетика и строительный комплекс

— К энергетике. Было также поручение главы государства о проработке запуска к 2032 году блоков Хабаровской и Приморской АЭС. Какая работа ведется по этому направлению, когда может быть готов проект в регионе, какие площадки рассматриваются?

— Я активно поднимаю этот вопрос. В целом это сложная история. Мы взаимодействуем с госкорпорацией "Росатом". Безопасность здесь на первом месте, а Росатом зарекомендовал себя как надежный партнер не только у нас в стране, но и за рубежом.

Рассматриваются две площадки под АЭС. Одна из них в Солнечном районе рядом с озером Эворон, другая — на побережье Тихого океана, Охотского моря. Если такой объект появится в Солнечном районе, то это даст возможности для развития всей зоны в непосредственной близости к Комсомольску-на-Амуре. Предложение Росатома — два блока по 600 МВт со сроками ввода в 2041–2042 годах. Это не покроет энергодефицит в среднесрочной перспективе. Решаем вопрос о строительстве Хабаровской АЭС на два блока по 1 000 МВт с вводом в эксплуатацию поблочно с 2032 года. Проект планируется типовой, он есть у Росатома.

Энергодефицит — обратная сторона развития. Ежегодно потребление энергии у нас растет на 7–9%. Предприятия не могут развиваться без энергии, новые проекты требуют соответствующих мощностей. Закрывать потребности будем в том числе за счет новых подстанций и реконструкции действующих. С 2027 года ожидается снижение установленной мощности ТЭС до уровня 2 ГВт и рост максимума энергопотребления до 2,3 ГВт. Работаем над тем, чтобы запустить следующие проекты: расширение Хабаровской ТЭЦ-3, Комсомольской ТЭЦ-3, строительство Ургальской ТЭЦ.

— Значимое для региона направление — это строительство жилья, решение вопросов с расселением аварийных домов, с обманутыми дольщиками. Когда, как вы считаете, удастся ликвидировать проблему с долевыми стройками?

— Сложное наследство. Там, где возможно, дома будут достраиваться, несмотря на то, что это дороже, чем выплата компенсаций. Выплата из-за индексации меньше, и гражданин не сможет купить то, что планировал. Он может просто уехать. А в случае с получением квартиры после достройки дома восстанавливается нарушенное право. Я рассчитываю, что к 2026 году мы этот вопрос разрешим, в 2025 году — нет.

Касаемо аварийного жилья, позиция понятна: люди не должны жить в опасных, разваливающихся на глазах домах. 6 тыс. человек, чуть больше 100 тыс. аварийных "квадратов" за пять лет расселено. Это не мало, но замахиваемся на гораздо большее. Это тысяча домов, более 280 тыс. квадратных метров, свыше 16 тыс. человек. Большое количество аварийного жилья, слишком большое. Краевая программа практически готова, зимой ее утвердим. Ждем федеральный проект "Жилье" национального проекта "Инфраструктура для жизни".

— Сколько это все стоит?

— Стоит это очень много, требуется 41 млрд рублей. И таких денег нет у нас, и, честно говоря, сильно сомневаюсь, что есть в федеральном бюджете. Поэтому будем решать поэтапно, в том числе с использованием комплексного развития территории. Я надеюсь, что мы привлечем инвесторов, которые часть домов будут расселять в обмен на земельные участки.

— В крае сдаются рекордные объемы жилья, нет ли опасности, что перенасытится рынок?

— Я мечтаю, чтобы рынок перенасытился и начала падать стоимость. Пока предпосылок к этому нет. С учетом ключевой ставки, удорожания кредитных продуктов, роста стоимости стройматериалов цена на квартиры будет только расти. При этом потребность в регионе очень большая и во многом нереализованная. Пустыми квартиры стоять не будут. Доля проданного первичного жилья повысилась за год с 33 до 36%. А что касается "дорогих квадратов", то есть объективная статистика: край на девятом месте среди всех субъектов Дальнего Востока.

Кстати, уже можно сказать, что мы опережаем прошлый — рекордный — год. Темп будем держать, но, естественно, возможны корректировки: влияют и внешние факторы, и внутренние, но поручение президента по жилищному строительству мы обязаны исполнять. В 2025 году ожидается ввод 424 тыс. квадратных метров, в 2026 году — 523 тыс., в 2027-м — 229 тыс.

— Про проблемную стройку хотелось бы узнать. Что с проектом межвузовского кампуса в Хабаровске? Весной руководителя Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации (ВАНК) арестовали по подозрению в мошенничестве. В числе объектов ВАНК был кампус, проект хотели реализовать на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

— Иск прокуратуры, уголовные дела следственных органов. Сейчас идет судебное разбирательство. Работа приостановлена, чтобы не тратить дополнительные бюджетные деньги, хотя первый этап проектирования — это паркинг, общежития, прохождение Главгосэкспертизы — все было сделано. Ожидаем окончания судебных процессов. Прокуратура края оспаривает правомочность ранее заключенного концессионного соглашения.

— Некоторые регионы страны стали отказываться от применения механизма ГЧП из-за возникновения разного рода проблем. Возможно ли принятие такого решения в Хабаровском крае?

— Не будем отказываться от проектов ГЧП, пролонгированы проекты, в которые уже зашли. Это, например, проект нового здания Дальневосточного художественного музея, строительство которого рассчитано на 2025–2027 годы, а ввод в эксплуатацию — на 2028 год.  Его стоимость оценивается в 9,8 млрд рублей. Это все дорогие деньги, по сути это отложенный кредит. Поэтому там, где можно найти прямые средства или другие источники финансирования, этот инструмент рассматривать не будем. Но категорически отказаться сложно. Остановится развитие, проекты амбициозные, и я считаю, что нужно зарабатывать больше и строить даже в кредит. Но делать это осторожно и под жестким контролем.

— Есть ли понимание, что делать с сильно пострадавшим после масштабного пожара зданием Музкомедии? Будут ли его полностью сносить? Строить заново? Когда?

— Это катастрофа не просто регионального, а всероссийского масштаба. В 2026-м Музтеатр готовился отмечать столетний юбилей. На его сцене выступали великие артисты, а наша труппа привозила престижнейшие награды, среди которых — четыре "Золотые маски".

Поэтому вопрос о том, восстанавливать или нет, не стоит. До конца года специалисты проведут обследование — по его результатам будем принимать решение: строить новое здание или делать реконструкцию. Но с высокой вероятностью здание полностью пойдет под снос.

Удалось спасти часть имущества. Артисты продолжают работать, ездят на гастроли. Сейчас выступления проходят на сцене Окружного дома офицеров Восточного военного округа и на других городских площадках.

Подключились к нашей беде звезды российского театра и кино, Владимир Машков, Валерий Гергиев, наш давний партнер Юрий Башмет. Мы искренне благодарны за все, что делается. Уже направлено обращение на имя президента РФ с просьбой помочь, но есть нюанс. В бюджете РФ по линии Минкультуры и в краевом бюджете такой суммы нет. Была проанализирована стоимость строительства театров в стране — средняя цена за 1 квадратный метр составляет 0,56 млн рублей. Рассматриваются варианты от 14 тыс. до 25 тыс. квадратных метров, стоимость строительства соответственно составит 7,8–14 млрд рублей. Думаем, как сэкономить. Например, ищем проект вторичного использования, то есть уже построенный театр в Красноярске или в Москве, в Уфе или в Санкт-Петербурге. Думаем, как интегрировать наши решения в уже существующие проекты для удешевления подготовки к стройке. Несколько проектов уже готовы, отданы на рассмотрение населению, но оно их активно критикует.

— Будет ли сохранен внешний облик?

 — Этот вопрос мы отдали на откуп населению. И очень интересно наблюдать, что нет консенсуса ни в обществе, ни даже среди артистов.

— Место не может поменяться? Не получится ли, что земля в центре города уйдет под многоэтажки?

— Да нет, как можно? Плюс, там участок целевого назначения.

— Какие проекты благоустройства планируются в Хабаровском крае? Вы упоминали ремонт Амурского и Уссурийского бульваров в центре Хабаровска. Что будет сделано и когда?

— Проект включаем в мастер-план, это будет предметом моего обсуждения с Юрием Трутневым. Финансирования пока нет. Это огромный проект по моей инициативе с учетом заявок людей. С рабочей прогулки по бульварам, как вы помните, я начал свою работу на посту главы региона. И моя позиция с тех пор не изменилась: по ним должно быть удобно гулять или совершать пробежки, они должны радовать горожан, а не расстраивать своим состоянием.

Дорожные карты на реконструкцию Амурского и Уссурийского бульваров утверждены краевым правительством, сделано техническое задание, идет подготовка к заключению муниципального контракта на выполнение проектных работ на 2025 год. Планируем 900 и 800 млн на каждый бульвар направить. Это будет работа над эстетикой без углубления в землю. Но облик изменится глобально.

Изменения коснутся в будущем всех наших зеленых уголков: Дендрария, парка Динамо. Их тоже необходимо приводить в порядок. Эти вопросы будем решать с привлечением инвесторов.

Планируются и новые парки в городе. В частности, в Краснофлотском и Железнодорожном районах, в местах комплексной жилой застройки, больше 100 гектаров уже определили под парки, для этого созданы три особо охраняемые территории.

— Для вас этот год, предположу, был полон неожиданных поворотов. Как можете оценить свою работу на посту главы региона? Что оказалось самым сложным?

— Проект "Демешин" был сложным. Я привык работать, на самом деле, в замкнутом контуре власти, я не привык к публичности, действительно не привык. А привык к тому, что мои указания, поручения выполняются. У чиновников, кстати, уровень исполнительской дисциплины хуже, чем у правоохранителей или военных. Офицер встал и пошел делать, может, не гениально, но пошел. У чиновников во многом по-другому.

Нужно было перестроиться, научиться улыбаться, не критически, а эмпатически воспринимать потребности людей. Сейчас работа, она светлее. Раньше я работал с нарушителями закона, с операми, следователями, прокурорами. Это я делать умею, а тут я взаимодействую с людьми. Совсем недавно был случай на одном из мероприятий с детьми с ограничениями по здоровью. Подходит девчонка лет 14, такая маленькая, щупленькая, смотрит на меня и говорит: "Можно вас обнять?" Такие моменты переворачивают душу. И этого много. И спасибо президенту, что он позволил мне погрузиться в эту сферу.

— Какие направления работы выделите как самые важные для себя на будущий год?

— Прежде всего это, конечно, развитие экономики. Наш край добывающий, надо, чтобы он стал обрабатывающим. Нужно попытаться запустить реку Амур. К сожалению, очень мало судоходства, причем любого — грузового, круизного, пассажирского. Я мечтаю о том, чтобы ходили суда на подводных крыльях. Принимаем меры к тому, чтобы реанимировать работу Хабаровского судостроительного завода. В целом много планов, чтобы поставить экономику на другие рельсы. Стараемся увеличить валовый внутренний продукт — если будем больше зарабатывать, будет больше возможностей тратить на социальные проекты.

Не скажу ничего нового: нужно исполнять поручения президента, трудиться на благо края, не забывать, что за решением больших экономических задач стоит работа для людей и во имя людей. Нужно делать то, что требуют от нас граждане — суровые, во многом очень критически настроенные, но наши родные и самые справедливые проверяющие. Конечно, люди должны быть довольны.

Читать на tass.ru
Теги