11 ДЕК, 14:15

Игорь Моргулов: Россия видит Иран в качестве основного кандидата на вступление в ШОС

За период российского председательства Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) укрепила свое влияние на международной арене, расширяется и сотрудничество между странами - членами Организации, наблюдателями и партнерами по диалогу. О том, какие задачи стоят сейчас перед Организацией, будет ли продолжен процесс ее расширения и какие темы обсудят на предстоящем заседании главы правительств стран ШОС, в интервью ТАСС рассказал заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов.

- Игорь Владимирович, борьба с терроризмом является одним из основных направлений работы ШОС. Какие совместные усилия предпринимают или планируют предпринять страны объединения для противодействия террористическим группировкам в Сирии, в частности запрещенной в России террористической группировке "Исламское государство"?

- Прежде всего, напомню, что Шанхайская организация сотрудничества, 15-летие которой  будет отмечаться в наступающем 2016 году, создавалась Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном для продвижения многопланового сотрудничества и добрососедства в регионе. Решение этой и других задач устойчивого развития, разумеется, неразрывно связано с обеспечением безопасности и стабильности, особенно в современных условиях, когда традиционные и новые вызовы и угрозы приобретают комплексный характер.

Особое беспокойство в данном контексте вызывает ситуация в Афганистане, который, как известно, имеет статус государства-наблюдателя в Организации. К сожалению, положение дел в этой стране, несмотря на все усилия афганского правительства, продолжает ухудшаться. Кроме того, все более опасный характер приобретает активность террористической группировки ИГИЛ, которая создает свои ячейки на севере ИРА, в непосредственной близости от границ ОДКБ. Эта угроза имеет тенденцию к усилению на фоне сохраняющейся нестабильности в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Естественно, что ШОС не может безучастно относиться к обострению многомерных угроз безопасности на пространстве Организации. Главы государств-членов на саммите в Уфе 10 июля с. г. солидарно выступили за наращивание совместной борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. В целях налаживания согласованных усилий на данном направлении утверждена соответствующая Программа сотрудничества на период 2016-2018 гг. В этом документе определены как основные направления взаимодействия, так и первоочередные меры противодействия вышеупомянутым вызовам. В их числе - предупреждение и пресечение противоправной деятельности, выявление источников ее финансирования, обмен оперативной информацией, а также проведение совместных контртеррористических учений. При этом особое внимание уделено наращиванию профильного сотрудничества с государствами - наблюдателями и партнерами по диалогу.

Отмечу, что координация работы в этой области возложена на РАТС – Региональную антитеррористическую структуру. Дальнейшее продвижение и повышение эффективности ее деятельности  является одной из приоритетных задач, поставленных в Стратегии развития ШОС до 2025 года, которая также была утверждена в Уфе.

- Каковы на данный момент основные направления работы РАТС?

- Важный вектор работы РАТС - обеспечение участия ШОС в международном антитеррористическом взаимодействии по линии ООН. Здесь акцент делается на пресечение попыток вовлечения граждан государств - членов Организации в террористические, сепаратистские и экстремистские группировки. Шаги на этом направлении подкрепляются согласованными действиями по обеспечению безопасности информационного пространства, в том числе по недопущению использования сети Интернет в интересах терроризма. Не приходится сомневаться, что  актуальность данной работы будет только возрастать, особенно с учетом экспертных оценок, согласно которым уже несколько тысяч граждан из стран шосовской семьи влились в ряды разномастных террористических структур, в том числе ИГИЛ.

Одним словом, ШОС не только демонстрирует политическую волю к бескомпромиссной борьбе с угрозами безопасности, но и делает все необходимое, чтобы последовательно реализовывать такой настрой на практике.

- Скажите, можно ли на данный момент считать процедуру вступления Индии и Пакистана в ШОС завершенной? По каким направлениям планируется осуществлять сотрудничество с этими странами?

- Не будет преувеличением сказать, что принятое в Уфе решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в полноправные члены ШОС стало по-настоящему прорывным. Этот шаг наглядно подтверждает востребованность Организации, ее стратегическую перспективу, открытость для всех государств региона, разделяющих ее цели и задачи.

За полтора десятилетия Организация прошла этап становления, возмужала и окрепла, во многом благодаря утвердившемуся в ней "шанхайскому духу" - он, как известно, подразумевает стремление участников выстраивать отношения на основе взаимного доверия, уважения, равенства, конструктивного взаимодействия и взаимопонимания во всех без исключения сферах.

Накопленный опыт взаимодействия с Индией и Пакистаном в качестве наблюдателей также убедительно продемонстрировал, что их полноформатная вовлеченность в деятельность ШОС еще более укрепит потенциал Организации и будет способствовать повышению ее роли в региональных и международных делах.

При этом хотел бы отметить, что, хотя процесс расширения ШОС уже начат, это отнюдь не одномоментная акция. Государствам-кандидатам предстоит подтвердить свою готовность неукоснительно соблюдать все международно-правовые обязательства в рамках Организации. Это, в свою очередь, предполагает присоединение кандидатов к заключенным между странами - участницами ШОС многосторонним договорам и соглашениям, которых насчитывается более тридцати.

В настоящее время согласовываются проекты меморандумов об обязательствах Республики Индии и Исламской Республики Пакистан в целях получения статуса государства - члена ШОС, после подписания которых должны стартовать переговоры с заявителями по их присоединению к Организации.

- Планирует ли ШОС расширяться и дальше? Какие еще государства, по Вашему мнению, в будущем могут войти в состав Организации?

- Что касается дальнейших перспектив расширения членского состава Организации, то здесь в числе первоочередных кандидатов видим Иран, который подал соответствующую заявку еще в 2008 году. Но надо понимать, что расширение ШОС –  не самоцель, тем более что уже сегодня Организация объединяет 18 государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу, расположенных на обширном пространстве – от Юго-Восточной и Южной Азии до Ближнего Востока. Главное – обеспечение максимальной эффективности ее деятельности.

- В декабре в Китае пройдет заседание глав правительств государств - членов ШОС. Какие темы будут обсуждаться в ходе этого заседания?

- Действительно, заседание Совета глав правительств государств - членов ШОС пройдет в Китае, в городе Чжэнчжоу в ближайшие дни, 14-15 декабря. Предусмотрена насыщенная повестка дня мероприятия, в центре которого будут вопросы реализации итогов встречи глав государств в Уфе.

Речь, прежде всего, будет идти о разработке "дорожной карты" в целях реализации Стратегии развития Организации до 2025 года по конкретным направлениям сотрудничества с упором на его экономическую и гуманитарную составляющие.

Среди наиболее перспективных областей взаимодействия выделю транспортную сферу. Здесь стоит задача обеспечить скорейшее вступление в силу Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, которое было подписано в сентябре 2014 года на саммите ШОС в Душанбе. Наша страна ратифицировала данное соглашение в конце ноября текущего года. Следующим шагом должно стать принятие Программы скоординированного развития автомобильных дорог государств - членов ШОС, инициатором подготовки которой выступила российская сторона.

Не менее важным считаем расширение культурно-гуманитарных связей, создание благоприятных условий для наращивания сотрудничества в области образования, науки и техники, здравоохранения, охраны окружающей среды, туризма, а также всего спектра контактов между людьми. Большое внимание уделяем продвижению успешной деятельности Университета ШОС, который объединяет более 70 вузов Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Белоруссии. Этому призвано способствовать и подписание соответствующего межправительственного соглашения. Российский проект документа находится на изучении сторон.

Первоочередной задачей, на наш взгляд, является углубление разнопланового взаимодействия в энергетической сфере, в том числе в области возобновляемых и альтернативных источников энергии. Дополнительные возможности для совместной работы по этой тематике предоставляет Энергетический клуб, созданный в 2013 году как неформальная площадка для многостороннего диалога с участием правительственных, деловых и академических кругов. 

Весьма актуальна и тема обеспечения продовольственной безопасности на пространстве ШОС, в том числе путем реализации высокотехнологичных проектов по производству и переработке агропродукции, внедрения инновационных технологий в сельское хозяйство. Со своей стороны поддерживаем идею казахстанских партнеров разработать соответствующую программу сотрудничества ШОС.

- Ожидаете ли вы, что на нем будут приняты решения по созданию банка ШОС или специального счета организации, речь о которых ведется уже достаточно давно?

- Очевидно, что для осуществления масштабных проектов взаимодействия требуется достаточное финансирование. Не секрет, что дискуссия об оптимальном финансовом механизме ШОС все еще продолжается. И это вполне объяснимо: пути решения этого вопроса необходимо тщательно проработать с учетом как экономических возможностей государств-членов, так и уже действующих или формирующихся на пространстве ШОС финансовых структур, включая Евразийский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития БРИКС, Фонд Шелкового пути и Межбанковское объединение ШОС. Думается, что эта тема также будет в фокусе предстоящих в Чжэнчжоу дискуссий. 

Беседовала Мария Глушкова

Читать на tass.ru
Теги