15 ДЕК, 13:30

Леонид Шалимов: причина неудач в космосе - в дураках

В 2016 году государство планирует потратить на национальную оборону более 3 трлн рублей. В частности, повысят расходы на научные исследования. Готовы ли предприятия оборонно-промышленного комплекса России к новым технологическим решениям, к конкуренции на мировом рынке вооружений и гражданской продукции? В чем причина неудач в космической отрасли и какими успехами можно гордиться в уходящем году, в интервью ТАСС рассказал Леонид Шалимов, генеральный директор екатеринбургского НПО автоматики - одного из крупнейших предприятий России по разработке и изготовлению систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической отрасли.

- Леонид Николаевич, успехи инженеров российской "оборонки" сегодня у всех на виду. Весь мир наблюдает за пусками "Булавы" и "Калибра" и рассуждает об их достоинствах. Но мы не видим, что за рубежом. Как выглядят российские ракетные технологии в сравнении с конкурентами? Каково реальное соотношение сил в борьбе технологий?

- Еще недавно любили повторять, что Россия технологически отстала от ведущих мировых держав. Тем не менее, что касается конкретно нашего предприятия, я могу с уверенностью заявить, что себе мы конкурентов в мире не видим. С иностранными производителями мы идем параллельными дорогами – они сами по себе, мы сами по себе. С кем нам соревноваться? Только с собой.

Подробностей рассказать не могу. Конкретные цифры, информация по понятным причинам не разглашаются. Скажу одно: мы не только выполнили госзаказ 2015 года, но и подготовились к будущему году. Госзаказ - это не только СУ для межконтинентальных баллистических ракет третьего поколения "Синева" и "Булава" (12 декабря атомная подлодка "Верхотурье" выполнила успешный пуск баллистической ракеты "Синева" из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке – прим. ТАСС), но и СУ для ракет-носителей "Союз-2" - это космическая отрасль.

Что касается космической отрасли, то здесь работа идет по плану. До конца года нам предстоит выполнить еще три пуска "Союза-2" с Плесецка, Байконура и космодрома Куру во Французской Гвиане. Ведь на "Союзе-2.1а" из нового - только система управления, созданная НПО автоматики, на "2.1б" стоит новый двигатель третьей ступени, а на легкой ракете "2.1в" убраны боковые блоки. Кроме того, продолжается работа по космодрому "Восточный". Мы изготовили и поставили туда уже всю аппаратуру – и для стартовой позиции, и для ракеты.

- Сейчас много говорят об импортозамещении. Поясните ситуацию с иностранными, в частности украинскими, комплектующими для предприятий ОПК.

- Что касается конкретно нашей продукции - была всего пара украинских разъемов, производство которых оперативно освоили в России. Мы же не "вышли из леса", чтобы самостоятельно не сделать элементарные вещи. Россия может все, просто этим раньше не занимались.

- Не секрет, что все, что сейчас летает как в мирных, так и в военных целях было создано 20-30 лет назад. Какие у вас перспективные идеи? Есть ли понимание, что будет подниматься в небо через 10-20 лет?

- Согласен, что "Союз", "Протон", "Зенит" - это ракеты, сделанные в советское время. "Ангара" создана также на основе работ 90-х. Сейчас появилась возможность использовать совершенно новые технологии. К примеру, если раньше цифровая машина весила 20 кг, сегодня она весит 5 кг, завтра – 400 граммов, а послезавтра – 10. Разработчики ориентируются на новую элементную базу, подталкивают науку.

У нас есть идеи, как сделать ракету более совершенной: уменьшить боевой расчет по сравнению с "Союзом-2" (по открытым данным, сегодня запуск "Союза-2" обеспечивают порядка 700 человек – прим. ТАСС), увеличить грузоподъемность ракеты-носителя для запуска в космос сверхтяжелых спутников.

- То есть вы работаете над "Союзом-3"?

- Пока названия у разработки нет. Условно, чтобы не путаться, мы называем ракету "Союз-5". Если Роскосмос посчитает необходимым, чтобы отечественная ракета среднего класса была конкурентоспособной на мировом рынке, то, я думаю, эта разработка станет реальностью. Кроме того, мы планируем усовершенствовать обеспечение старта. Приведу пример. Сейчас если, допустим, не отошла колонна, то старт отменяется. Мы планируем вообще исключить этот элемент. Словом, есть много перспективных технических решений.

- Успехи и перспективы понятны. Но в этом году все шло далеко не так гладко: крушение ракеты-носителя "Протон-М" с мексиканским спутником  MexSat-1, потеря военного спутника "Канопус"...

- Огорчает, что 5 декабря миссия по выводу спутника "Канопус-СТ" на орбиту не была выполнена. Это был лишь второй в истории пуск "Союза-2.1в". Ракета выполнила формирование траектории пролета практически с нулевым отклонением. Но "нежданчик" испортил нам праздник. Опять же претензий к "Союзу-2.1в" нет, ракета сработала отлично.

- Все-таки, на ваш взгляд, есть ли общее объяснение неудачам в космосе?

- Проблема системная – в дураках. Иначе говоря, в воспитании инженеров, которыми в 90-е никто не занимался. Тогда работа в ларьке за одну ночь приносила больше денег, чем месячная зарплата инженера. Поэтому в науку никто не рвался. Сегодня зарплаты выросли, рынок стал цивилизованным, инженерная профессия стала востребованной.

Но быстро исправить провал не получится. Космос ошибок не прощает. Несмотря на большой процент автоматизации производства и многочисленные проверки на космических предприятиях, есть операции, которые надо выполнять скрупулезно, вручную. Старые рабочие ушли, а молодые этого еще не умеют. Они пока не имеют необходимого опыта. Конечно, ученый обязан думать о том, чтобы обеспечить разработку "защитой от дурака", чтобы никто не смог ничего сломать. В советское время никто о таких горе-специалистах не думал, а сейчас это стало важно. К сожалению, зачастую деятельность "дурака" проявляется только во время полета в космос. Отсюда и те самые "нежданчики".

- В том, что строительство космодрома "Восточный" идет так долго, тоже виноваты "дураки"? Или это системные ошибки?

 - "Восточный" – это первый российский многофункциональный космодром. Спешка в этом деле противопоказана. Тем более запуск к какой-то значимой дате. Сейчас слышны разговоры о том, чтобы первый пуск произвести в апреле ко Дню космонавтики. Я не думаю, что это надо ставить во главу угла. Все мы помним примеры из прошлого, когда объекты сдавались к каким-то праздникам, а потом закрывались и несколько лет дорабатывались. Надо сделать все качественно, чтобы старт прошел "без сучка и задоринки". Космодром должен быть готов к жесткой эксплуатации, чтобы после первого пуска не пришлось полгода или год втихушку доделывать недочеты. От НПО автоматики, повторюсь, все готово - это пульт управления ракетным стартом, аппаратура для подготовки ракеты на техническом комплексе и сама ракета "Союз-2.1а". Электропитание на строительной площадке появилось, наши сотрудники говорят, что работать можно. Но могут быть и другие причины, тормозящие процесс. Надо не гнать лошадей, а комплексно подготовиться к старту.

- Оборонная и космическая тематика активно развивается благодаря серьезным инвестициям, обеспеченным государственным интересом и политической волей. В этой ситуации гражданская продукция снова оказалась на скамейке запасных?

- Сложилась парадоксальная ситуация, можно сказать, нонсенс. Российские танки и ракеты лучше зарубежных, а вот "гражданка" в упадке. Если мы не можем конкурировать в промышленности, интересно, как мы конкурируем в военной тематике? Ответ прост - Минобороны дает техзадание, на основе которого идут разработки. Если бы такие задания существовали для "гражданки", мы были бы лучшими и в электронике, и в элементной базе, и в промышленности. 

Когда за рубежом появляется оборонная разработка, то всегда в документации существует графа "гражданское применение". К примеру, солнечные батареи, которые дают электроэнергию, могут применяться в часах, микрокалькуляторах и для нужд армии. Но разница в стоимости. Один и тот же резистор для массового рынка стоит 1 цент, а для оборонки – 100 долларов. Потому что у военных нет дешевой комплектации. Необходимо проводить многоуровневые проверки качества и исправности. А в "гражданке" ничего страшного, если не включится телевизор.

- То есть гражданская промышленность на предприятиях ОПК находится в застое?

- Несмотря на то, что в РФ большой рынок, для отечественных предприятий он закрыт. Импортозамещение пока лишь на бумаге. Пробиваться приходится с трудом. Яркий пример - отечественный компьютер, который создали на Ижевском радиозаводе. Хороший аппарат, но слишком дорогой. Причина одна - цена завышена из-за отсутствия рынка. Все затраты Ижевский радиозавод включил в первые продажные образцы. Если бы был заказ хотя бы на 100 тысяч компьютеров, то стоимость была гораздо меньше – около 30 тысяч. Я считаю, что заказы надо обеспечивать административным или законодательным путем. Тогда конкурентов для России не будет во всех направлениях промышленности.

Беседовала Алина Имамова

Читать на tass.ru