6 МАЯ, 10:06

Дмитрий Мосяков: Россия может выйти на новый уровень отношений с АСЕАН

Россия может выйти на новый, более высокий уровень отношений с АСЕАН, если элиты стран Ассоциации будут видеть в нас доброжелательных партнеров. Об этом в интервью ТАСС в преддверии юбилейного саммита Россия-АСЕАН, который пройдет в Сочи 19-20 мая, рассказал директор Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, заведующий кафедрой регионоведения МосГУ Дмитрий Мосяков.

- В середине мая в Сочи состоится третий саммит Россия-АСЕАН. Каково будет, с вашей точки зрения, значение этого события?

- Изначально предполагалось, что саммит будет носить традиционный и в целом вполне официальный характер, тем более, что посвящен он определенной дате - двадцатилетию с момента установления диалогового партнерства России и АСЕАН. Однако в связи с обострением ситуации в Южно-Китайском море, сочинский саммит может превратиться в актуальный диалог, в ходе которого могут быть поставлены и обсуждены реальные вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня практически всех стран региона. События, происходящие в Южно-Китайском море, придают этому саммиту совершенно новый смысл и новое звучание. Насколько этот новый смысл и новое звучание будут услышаны и реализованы в процессе подготовки и работы саммита – вот в чем заключается вопрос.

 - Какие события особенно негативно повлияли на стабильность в Южно-Китайском море?

- Насыпные острова, построенные Китаем, расположение там средств ПВО, военных аэродромов и пунктов базирования флота привело к усилению давно существовавших противоречий. 

Сегодня в любой день можно ждать опасного инцидента, особенно когда американский корабль демонстративно пересекает акватории, которые Китай объявил своими.

Пока все заканчивается лишь  грозными заявлениями и взаимными обвинениями с китайской и американской стороны, но никто не знает, когда там могут заговорить пушки.

Последствия этого были бы крайне опасны для сохранения мира и стабильности  и в Юго-Восточной Азии и в АТР в целом. 

 - Что можно сказать о позиции России по конфликту в Южно-Китайском море?

- Нет сомнений, что вопрос по урегулированию ситуации в Южно-Китайском море, который сегодня так волнует страны АСЕАН, окажется на саммите одним из основных. Позиция России по этому вопросу известна и неизменна – сами участники конфликта должны урегулировать возникшие противоречия. Вопрос заключается в том, как и на основе чего будет развиваться процесс урегулирования. Если нами будет вновь задекларировано, что урегулирование должно проходить на основе норм международного права и, в частности, на основе Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, то мы будем иметь одну ситуацию. Такая позиция получит очень серьезную поддержку, понимание и одобрение в странах Юго-Восточной Азии. Если нет, то возникнет другая ситуация, связанная с наличием юридической неясности в отношении путей решения конфликта: следует ли его решать на основании исторического права, на которые указывает Китай? На основании силы и сложившегося статус-кво? Насколько историческое право, основанное по большей части на мифологии, может служить основанием для реальной современной политики – данный вопрос остается открытым и не может являться удовлетворительным решением для сторон конфликта.

- Как развиваются наши экономические отношения со странами АСЕАН?

- Успех саммита в Сочи будет очень важен для поддержки наметившийся тенденции быстрого расширения взаимного товарооборота. В сравнении с 2005 годом, он вырос примерно в пять раз до $20 млрд. Следует, впрочем, учитывать, что 76% этого оборота составляет сырая нефть и нефтепродукты, но в любом случае рост товарооборота есть и вырисовываются  перспективы дальнейшего развития экономического сотрудничества. Важным шагом станет,  в частности, подготовки соглашения о зоне свободной торговли с Сингапуром. Это будет уже вторая – после Вьетнама - зона свободной торговли между Россией и страной-участницей АСЕАН.

Я полагаю, что расширение политического диалога России и АСЕАН, обсуждение вопросов безопасности в регионе положительно скажется  на положении российского бизнеса в странах ЮВА. В одном только Сингапуре, например, зарегистрировано около 400 российских компаний, в которых работают почти 5 тысяч наших соотечественников.  Часто наш бизнес сталкивается с трудностями при проведении тендеров, и не выигрывает их в первую очередь потому, что преференции стран-участниц Ассоциации направлены на других игроков. В том случае, если члены АСЕАН будут воспринимать Россию в качестве близкого партнера, который в определенном смысле разделяет их позицию, то это может открыть новые возможности и более благоприятные для нашего бизнеса условия получения контрактов. Отмечу важность того, что в странах АСЕАН речь идет в первую очередь о получении высокотехнологичных контрактов. Это вооружение и военная техника, авиатехника, атомные проекты, сотрудничество в сфере IT-технологий.

- Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления сотрудничества со странами-участницами АСЕАН, в том числе на двусторонней основе?

- Самые перспективные направления – это, разумеется, энергетика, сжиженный газ, и сырая нефть, поступающая на Дальний Восток по трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Затем следуют IT-технологии.

Самые перспективные направления – энергетика, сжиженный газ и сырая нефть

Еще одно направление – это нетрадиционный экспорт. Например, у нас есть хорошие технологии производства детского питания для школьников, которое очень востребовано в Юго-Восточной Азии. Есть масса других перспективных тем, связанных с продвижением России в АСЕАН: зерновой коридор, банковские услуги, инвестиции, транспорт, меры по реагированию при возникновении чрезвычайных ситуаций. К этому следует добавить и перспективы военно-технического сотрудничества, которые могут быть очень значительными в свете наращивания военных бюджетов стран АСЕАН.

- Что  в перспективе может осложнить взаимодействие нашей страны с АСЕАН? Как этого избежать?

- Если интерес и позиции, которые высказывают члены АСЕАН, не найдут понимания и поддержки с нашей стороны, то это может, безусловно, осложнить отношения с Ассоциацией. Разумеется, это не будет проявляться явно, просто прорыва в отношениях со странами АСЕАН так и не произойдет.

Если элиты стран АСЕАН будут видеть в нас доброжелательных партнеров, это позволит решать многие вопросы

Если Россия покажет, что она понимает существующие озабоченности стран Юго-Восточной Азии и готова оказывать некое содействие этим странам в уменьшении этих озабоченностей, то это позволит добиться ускорения и расширения  наших связей с государствами АСЕАН. Их правящие элиты станут рассматривать нас  как реальную и вполне независимую  силу, способную повлиять  на процесс урегулирования конфликта в Южно-Китайском море. Дело еще и в том, что страны ЮВА не хотят попадать в тотальную зависимость от США, особенно в сфере безопасности. Они ищут других союзников, способных позитивно влиять на процесс разрешения ситуации в Южно-Китайском море.

- Какие выгоды в будущем может получить Россия от развития сотрудничества с АСЕАН?

- Можно рассчитывать как на рост общего товарооборота, так и на рост инвестиций в российскую экономику. Опыт экономического хозяйствования, современные технологии - все это есть в странах региона, и все это может пригодиться России. Уже сегодня компании из Вьетнама и Таиланда вкладывают миллионы долларов в российский агробизнес и текстильное производство. Это свидетельствует о  том, что они верят  в Россию и в потенциал российского рыка и экономики. Повторюсь: если элиты стран АСЕАН будут видеть в нас если не союзников, то доброжелательных партнеров, то это позволит решать многие финансовые, и экономические вопросы, выйти на новый, более высокий уровень отношений и сотрудничества. 

Беседовал Евгений Коломеец

Читать на tass.ru
Теги