Андрей Шаров: Сбербанк стимулирует малый бизнес к работе "в белую"
Российское правительство считает развитие малого и среднего бизнеса одним из драйверов роста экономики в условиях низких цен на нефть. Как развивать этот стратегический сектор экономики, будут обсуждать участники российского форума малого и среднего предпринимательства «Большой спрос на малый бизнес», который пройдет 15 июня в преддверии ПМЭФ-2016. Созданная в 2015 году Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства должна создать условия для роста доли этого типа бизнеса до 40% ВВП к 2020 году. Сбербанк является одним из крупнейших в стране кредиторов малых и средних предпринимателей. Вице-президент банка, начальник управления развития малого и среднего бизнеса Андрей Шаров в интервью ТАСС рассказал о непрозрачности малого бизнеса, о планах Сбербанка по росту кредитования этого сегмента и новых технологических решениях для удобства ведения бизнеса.
— Как Вы оцениваете динамику портфеля кредитов для малого и среднего бизнеса в целом по рынку и у Сбербанка? Ваш прогноз по объему кредитования МСБ на 2016 год?
— В 2015 году ситуация на рынке была непростая. По статистике, портфель малого и среднего бизнеса (ЦБ дает именно такую статистику — малый и средний бизнес) сократился на 6%.
Среди основных причин сокращения можно выделить: макроэкономическую ситуацию, отрицательные темпы роста экономики, сокращение спроса на инвестиционные кредиты, ухудшение положения заемщиков. Кроме того, если мы посмотрим на МСБ (малый и средний бизнес- ред.), то более 70% это торговля и услуги, где было значительно падение в 2015 году. Доходы населения также сократились, соответственно, платежеспособный спрос сжался, и малые компании перестали демонстрировать те темпы роста, которые были последние 15 лет. Но ситуация меняется в лучшую сторону.
Если говорить о консенсус-прогнозе ведущих банков, последний опрос делал «Эксперт РА», то все сошлись в оценках, что в 2016 году рост будет в районе 3%. И мы, Сбербанк, также, ожидаем восстановления спроса на кредитование МСБ. Поэтому, когда я слышу о том, что МСБ невыгодно кредитовать банки, что там нет доходности, это неправда.
Мы выдали в 2015 году 1 триллион 23 млрд руб., из них малому бизнесу почти 300 млрд руб. С начала года выдали 327 млрд руб., из них малому — 63 млрд руб.
— Какова доля Сбербанка на рынке кредитования МСБ?
— Сложно говорить о нашей доле, так как у нас своя методика расчета. ЦБ (Центробанк РФ- ред.) считает малый и средний бизнес, мы же считаем малый и микробизнес.
Могу сказать только одно, мы находимся в конкурентной позиции, наши основные конкуренты — региональные банки. Они занимают существенную долю на рынке кредитования малого бизнеса. По сравнению с ближайшим конкурентом — наш портфель (по малому и микробизнесу) в несколько раз больше, но достаточно большая доля все же у региональных банков. Такая ситуация сложилась, потому что многие региональные банки изначально создавались для кредитования МСБ, который работает на локальных рынках.
Естественно, такие банки выстроили свои модели кредитования на знании клиента. Если посмотреть статистику, региональные банки агрессивно наращивали портфель в 2015 году, правда, у них существенно ухудшилось качество портфеля, и это тревожный показатель. Федеральные банки были более сдержаны, аккуратны, переключились на работу с заемщиками с хорошей кредитной историей, хорошими финансовыми показателями, твердыми залогами.
— Стремится ли Сбербанк к увеличению доли на рынке?
— Мы стремимся предоставлять клиенту финансовые ресурсы в тех отраслях, где наблюдается рост. Например, сельское хозяйство выросло на 3%, и мы очень активно кредитуем сельское хозяйство, а также, ряд отраслей, которые связаны с импортозамещением, с технологическим перевооружением производства. Главная задача — предоставить финансовые ресурсы для развития.
— Что такое хороший заемщик?
— При кредитовании МСБ все банки закладывают в свою технологию способы работы с управленческой отчетностью. Что это такое? Официальную отчетность клиент сдает в налоговую, а управленческую он, условно говоря, ведет в тетрадке.
Та выручка, которая в тетрадке, и та, которая предоставляется в налоговую, может отличаться в десятки раз. Но бизнес, который не ведет дела «в белую», также может быть хорошим заемщиком, поэтому банки, подстраиваясь под бизнес, выстраивают такую сложную технологию кредитования.
Банки, вынужденно создают технологии кредитования, опираясь на такой способ ведения бизнеса, это в свою очередь означает, что они должны качественно перепроверять информацию управленческой отчетности. То есть, выезжать к заемщику, чтобы изучить его бизнес, в результате стоимость выдачи кредита МСБ для банка сушественно возрастает.
Часто банки упрекают в том, что для малого бизнеса ресурс более дорогой, чем для среднего и крупного. Эта ситуация существует во всем мире. Не в последнюю очередь это связано с финансовой непрозрачностью заемщика.
Более того, все банки помогают заемщику составить грамотно заявку для получения кредита в банке. Но все же доля заемщиков, с которыми мы работаем по официальной отчетности, растет
— Как ставки для МСБ соотносятся со ставками для крупного бизнеса. Что можно сделать для их снижения?
— Если говорить о ставках, то по большинству продуктов мы находимся либо в середине, либо в нижних границах рынка. Ставка для малого бизнеса у Сбербанка составляет примерно 15−16%. Снизить ставки возможно двумя путями.
Первый — снизить нашу маржинальность, доходность. На мой взгляд, доходность невелика так, что возможность ее снижения минимальна. А вот сделать более дешевым процесс кредитования возможно. Основной путь, как я уже сказал, кредит за один день и за один клик по официальной отчетности. И мы также запустили такие продукты, как электронная банковская гарантия, электронный овердрафт без запроса документов. Наши клиенты могут получать банковскую гарантию через АСТ, нашу электронную площадку, где консолидируется 40−50% рынка госзаказов. Рынок гарантий — несколько триллионов рублей, потребность огромная. В год мы выдаем 20 тыс. гарантий для малого бизнеса. Средний контракт — 1 млн. рублей. Таким образом, мы даем доступ компаниям к 20 млрд руб. гарантий для работы в рамках госзаказа. Одна из наших задач вместе с ЦБ — изменение технологии кредитования, стимулирование клиентов к прозрачному ведению бизнеса. Тогда он будет видеть, что у работы в «белую» есть реальные преимущества.
— С чем связана непрозрачность малого бизнеса?
Первая причина непрозрачности бизнеса — привычка. Люди с 90-х годов ведут, таким образом, бизнес и не хотят меняться. Второе — предприниматели не готовы платить высокие социальные налоги. Малый бизнес не готов их платить, они считают их высокими. Третье — предприниматели не хотят или боятся раскрываться для контрольных, надзорных органов. Банки, ЦБ, правительство, предприниматели должны вместе прийти к определенному консенсусу том, как добиваться большей прозрачности. Банки со своей стороны должны обеспечить более низкую ставку, выдавать кредит не за пять дней, а за один. Правительство — обеспечить разумный социальный налог, предоставить гарантии того, что налоговая не придет к предпринимателям без повода. А бизнес в ответ должен становиться более прозрачным.
— Какова доля «чистого» бизнеса"
В лучшем приближении доля прозрачного малого бизнеса 20%, около 80% работает по управленческой отчетности. Именно поэтому банку проще выдать 1 млрд кредит крупному бизнесу при сопоставимых затратах, чем выдать 1 млн малому. Хорошо справляются с таким непрозрачным способом ведения бизнеса микрофинансовые организации. Они закладывают и затраты на проверку отчетности, и риски в ставку. Ставка в микрофинансовых организациях — 40−50%. Они могут себе позволить такой дорогой процесс, большое количество дефолтов. Если бизнес прозрачный — он получает ставку 15%, если предприниматель не хочет меняться — 40−50%.
— Планирует ли Сбербанк заниматься микрофинансированием?
Мы уже занимаемся беззалоговым кредитованием на небольшие суммы до 3 млн руб., на короткие сроки, но даже и в этом случае компаний устойчивых, с хорошими финансовыми показателями. Рыночные ставки по без залоговым кредитам — от 18,5 — 20% годовых. Но развитие на этом рынке — не главная повестка дня. Большой вызов для нас и правительства сейчас — снижение инвестиционного кредитования, доли инвесткредитов в общем портфеле. Работа с такими институтами развития как Корпорация МСП, региональные гарантийные фонды, программа МЭР по субсидированию процентных ставок для инвесткредитов может исправить ситуацию. Если мы сейчас не будем стимулировать инвестиционный спрос, можем получить инвестиционный гэп в несколько лет, который будет очень сложно закрыть. Инвесткредиты — это как минимум 5 лет, при такой экономической неопределенности предприниматели снижают свои инвестиционные аппетиты, аппетиты к развитию. Хотя мы видим, что инвестиционный спрос все равно существует, важно его сейчас поддержать
— Что Сбербанк может предложить малому предпринимателю, каким образом можете интегрировать свое предложение в другие услуги Сбербанка?
Есть распространённый стереотип восприятия банков, в том числе со стороны малого бизнеса, что банк — это кредит. На самом деле это не так. Только 17−18% от всех клиентов МСБ — те клиенты, кто берет только кредит, подобная ситуация и во многих других странах. Большинство предприятий малого бизнеса развивается на свои деньги. В тех случаях, когда возникает какой-то гэп, обращаются к знакомым. Поэтому для нас очень важны сервисы, которые напрямую с выдачей кредитов не связаны. Мы пытаемся создать удобные сервисы для всех стадий развития компании.
Если говорить об этапе создания компании и наших сервисах для этого этапа развития бизнеса, Сбербанк вместе с налоговой службой делает сервис, который позволит удаленно регистрировать компании и открывать счет в банке. Законопроект находится в Госдуме, правительство его поддерживает. Как это будет работать: Банк идентифицирует Клиента через Банк-клиент, выдает ЭЦП и отправляет электронные документы в ФНС. Через 3 дня на электронную почту клиента приходят данные о регистрации компании и одновременном открытии счета в банке Данный проект планируем запустить с 1 июля. Сейчас мы тестируем, обкатываем платформу.
Мы развиваем наши сервисы, отталкиваясь от реальных потребностей малого бизнеса, понимая, чем он живёт. Например, малый бизнес, в отличие от крупного и среднего, работает круглые сутки. У него есть потребность совершать платежи 24/7. Мы запустили сервис 17/7 (17 часов работы, за исключением ночных часов), и 1 миллион 200 клиентов уже подключено, услуга оказалась очень востребована. В месяц у нас проходит миллион платежей во внеурочное время.
Еще одно интересное решение мы предложим, как только будет принят законопроект о контрольно-кассовой технике. Речь идет об онлайн передаче в облако налоговой службы кассовых чеков. Как только ты пробил чек, информация об этом уходит в налоговую службу. Мы сейчас готовим такое решение, называется смарт-касса. Она представляет собой планшет, карт-ридер, который читает карточки, плюс информационная система, сканер складского учета (касса, мобильное приложение, складской учет). Запуск данного сервиса планируется на июль.
Очень важное инфраструктурное решение — это электронный документооборот E-invoicing (онлайн открытие счета, регистрация компании, кредитование). 135 тысяч клиентов подключено к услуге электронного документооборота с госорганами, поставщиками, можете передать счет-фактуру, товарные накладные, сдать отчетность в налоговую службу, пенсионный фонд и т. д.
— Каков потенциал роста в работе с госзаказом для малого бизнеса?
— На мой взгляд, потенциал роста в работе с госзаказом для малого бизнеса — минимум в 10 раз. Многие компании используют не банковские гарантии, а собственные средства, т. е. они отвлекают свой ресурс, депонируя его под исполнение контракта, но значительно дешевле и проще взять банковскую электронную гарантию. У знакомых деньги тоже всегда дороже, чем в банке — постепенно это понимание приходить все к большему числу бизнесменов всегда есть возможность взять деньги в банке на госзаказ по другой ставке. Я назвал цифру 10 легко, на мой взгляд, существует очень большой потенциал роста.
Если говорить об отраслях, то кредитование малого бизнеса можно в первую очередь ожидать в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, всём, что связано с переработкой, внутреннем туризме. Внутренний туризм показывает очень хороший рост, но способ ведения бизнеса во внутреннем туризме такой, что кредитовать эти компании очень сложно.
Мы видим огромный потенциал работы с клиентами в этих отраслях. И конечно, если клиенты работают прозрачно, то потенциал кредитования особенно большой. Кроме того, необходимо отметить как отдельный перспективный сегмент субподрядчиков крупных компаний. У нас есть привлекательный продукт, который позволяет кредитовать компании в том случае, если они выиграли тендер на поставку услуги или продукции одной из 77 000 компаний, которые имеют кредитный рейтинг у нас в банке. Это триллионы рублей, хорошие устойчивые компании, которые прошли сито отбора, и мы понимаем, что у их подрядчиков проблем тоже быть не должно.
— Как Вы оцениваете портфель по его длительности?
Увеличение среднего срока кредитования напрямую будет связано с развитием инвесткредитования. Инвесткредитование — это всегда как минимум 3 года. Если мы говорим о госзаказе, подрядах для крупных компаний, там длительность составляет 1−1,5 года. Мало кто сейчас формирует бюджеты на три года, все живут в годичном цикле, даже федеральный бюджет имеет годичный цикл.- - Развитию инвестиционного кредитования помогает субсидирование процентной ставки, на которое МЭР направляет ежегодно несколько млрд. рублей ежегодно Считайте сами: если 5−6 млрд. направляется на субсидирование, то умножьте их на 10, вот вам 50−60 млрд. кредитов.
Я вижу огромный потенциал в работе Корпорации МСП. Вместе с региональными гарантийными фондами она может давать гарантию по кредиту до 70%. Это увеличивает наш аппетит к риску, и мы более охотно даем кредиты. Более того, ставка выдачи кредита с гарантией Корпорации уменьшает процентную ставку на 0,5% до 5% годовых (если 5% это небольшой беззалоговый кредит), т. е. это очень положительно влияет на ставку для конечного заемщика.
По инвесткредитованию, на наш взгляд, хорошую помощь окажет программа ЦБ, который предоставляет под 6,5% предприятиям малого и среднего бизнеса кредиты от 50 млн. рублей до 1 млрд. сроком на три года, но это программа исключает торговлю, на которую приходится 70% малого и среднего бизнеса. Эта программа также предъявляет строгие требования к качеству заемщика. Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время мы удовлетворим спрос малых и средних компаний на программу стимулирования кредитов
- Каким образом Сбербанк интегрирован с программой ЦБ
- Есть требования ЦБ по программе, мы в соответствии с ними отбираем заемщиков, причем либо заемщики обращаются к нам, либо мы сами находим тех, кто соответствует требованиям. Принимаем кредитное решение, Корпорация МСП дает гарантию, получаем эти деньги. Для конечного заемщика по среднему бизнесу ставка — 10% годовых, для малого — 11% годовых, причем в рамках программы может быть выдана либо вся сумма кредита, либо его часть. Допустим кредит 2 млрд, 1 млрд. покрывается программой со ставкой 10% годовых, а е- - ще 1 млрд — по той ставке, которая рассчитывается в банке в соответствии с рейтингом заемщика — примерно 13%-15%. Это существенно удешевляет ставку по инвесткредитованию.
Мы получаем данный ресурс под 6,5%, обязаны разместить под 10%, соответственно, 0,5% идет Корпорации, а в оставшиеся 3% мы должны уместить стоимость своего кредитного процесса и минимальную маржу. На сегодня по программе ЦБ выделено 25 млрд. рублей, при этом только у нас 30 млрд. сейчас находится в работе. Поэтому, скорее всего, мы вместе с другими банками будем просить у ЦБ выделить дополнительные средства на данную программу.
— Как Вы оцениваете ваше взаимодействие с Корпорацией МСП в целом?
— Мы выдали 3000 кредитов на сумму более 23 млрд. рублей под гарантии корпорации. В портфеле Корпорации мы занимаем 40%, мы являемся ее ключевыми -- партнерами. Очень важно, что гарантии для малого бизнеса мы выдаем за три дня. Ставка снижается от 0,5 до 5% годовых при наличии арантии МСП. Мы считаем, это очень хорошим ликвидным залогом.
Что касается будущего, как только мы запустим онлайн кредитование, мы начнем работать с Корпорацией над созданием онлайн гарантии. Естественно, будет очень странно, если мы выдаем кредит онлайн, в один день, а гарантия будет даваться 3 дня.
Еще одной очень важной темой по работе с Корпорацией является, как мы ее называем, программа по выращиванию поставщиков. Сейчас крупные корпорации обязали размещать определенный процент заказа у малых компаний, то есть спрос вскрыт на сотни миллиардов рублей, а с другой стороны мы видим, что крупные компании не могут найти такие малые компании, которые бы удовлетворяли их требованиям.
Мы с Корпорацией работаем над программой по выращиванию поставщиков для крупных корпораций, потому что для нас это очень хорошие высокотехнологичные клиенты, с гарантированным спросом. Аналоги такой программы существовали ранее. У компаний, размещавших автомобильное производство в России, была обязанность по локализации, определенный процент комплектующих необходимо было производить в России. Такое требование вызвало сложный процесс поиска и выращивания компаний, которые были бы способны производить продукцию для Форда, Фольксвагена, Тойоты. В связи с этим существовали специальные кредитные программы. Похожим образом мы хотим сделать что-то подобное с Корпорацией, такая программа выращивания поставщиков очень важна для нас.
Еще одно направление взаимодействия с Корпорацией — это бизнес-навигатор. Это платформа, которая позволяет сориентировать предпринимателя в спросе, предложении на конкретной территории, выбрать помещение, выбрать вид бизнеса, которым ему нужно заняться. Со своей стороны мы будем создавать банковские модули, чтобы предприниматель, например, при открытии кафе был осведомлен о существовании лизинговой программы Сбербанка, которая позволяет это кафе оборудовать, программы обучения персонала Сбербанка, страховки от Сбербанка, которая покрывает риски работы кафе и так далее. То есть Корпорация делает маркетинговую составляющую, мы делаем банковскую составляющую. Кроме того, бизнес-навигатор предоставляет информацию о возможностях государственной поддержки, к примеру, информация о том, что если ты по четвергам будешь кормить малоимущих, то Правительство Москвы может предоставить тебе субсидию на такую деятельность. С помощью навигатора конечно, бизнес будет значительно легче и дешевле вести.
— Предыдущее руководство АвтоВАЗа пострадало от того, что отказалось от услуг отечественных поставщиков, потому что они не могли обеспечить их необходимым качеством. Будете ли вы работать, например, с поставщиками АвтоВАЗа?
Для нас это вызов. Когда мы видим вскрытый спрос на сотни миллиардов рублей при отсутствии авансирования, у наших клиентов, соответственно, возникает возможность претендовать на десятки млрд рублей заказов у хорошей компании. Мы начинаем быть заинтересованы в том, чтобы не только таких поставщиков найти или вырастить, но и создать определенный уровень прозрачности таких поставщиков и уровень качества их работы.
Сегодня это может быть маленький бизнес, поставляющий болты, гайки и прочую фурнитуру для условного Газпрома, а завтра — это уже крупная или средняя компания. Когда я работал в Правительстве, мы совместно с Татарстаном делали парк «КИП — мастер», это технопарк поставщиков КамАЗа на площади 100 тысяч квадратных метров, там размещались только малые и средние компании и производили продукцию для КамАЗа. Сейчас оборот этого парка миллиард долларов в год. Маленькие компании закрывают потребности КамАЗа по очень многим комплектующим. Такой процесс значительно дешевле для крупной корпорации, чем все делать собственными силами, конкуренция очень большая, поэтому, на мой взгляд, это такой успешный опыт. Он вполне тиражируем для тех 35 крупнейших компаний, которые обязаны по закону размещать часть заказов у малых и средних компаний. А вообще это общемировая тенденци
-Из опыта взаимодействия с этими крупными компаниями, которые должны размещать часть заказа, с кем это взаимодействие вы назвали бы наиболее успешным сейчас?
Мы в начале пути. Мы сделали совместную рабочую группу Корпорации МСП и РЖД. Мы хотим на примере РЖД отработать схему. Номенклатура в структуре заказов РЖД для малых компаний огромная.
— Не могли бы Вы назвать несколько примеров, что малый бизнес делает для РЖД?
Все, что угодно. В номенклатуре РЖД тысячи позиций, которые с удовольствием сделают малые компании — оказание медицинских услуг, поставка продуктов питания, оборудования и форменной одежды, капитальный ремонт детского оздоровительного лагеря, организация спортивных мероприятий для сотрудников и многое, многое другое…—
—отовы предложить сервис онлайн регистрации самозанятых с прицелом, в том числе на возможность создания ими малых компаний.
Один из главных стимулов — возможность заработать больше денег, когда ты один работаешь это одни деньги, когда вас работает трое — четверо, в будущем 10 — это другие. Мы можем помочь не просто заработать больше денег, но и реализовать их мечту о собственном успешном бизнесе.