Данил Ибраев: эффект от создания рынка нефти ЕАЭС - $5-8 млрд в течение пяти лет
31 мая 2016 года Высший Евразийский экономический совет глав государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утвердил концепцию формирования в ЕАЭС общих рынков нефти и нефтепродуктов.
Документ позволяет начать разработку программы, которая в итоге даст возможность энергетическим компаниям стран союза получить недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, закупать нефть и нефтепродукты беспошлинно и по рыночной цене. Высший совет также утвердил концепцию формирования общего рынка газа.
Когда заработают общие рынки энергоресурсов, как будут формироваться цены, кто получит доступ к "трубе" – об этом в интервью ТАСС рассказал член коллегии ЕЭК (министр) ЕЭК по энергетике и инфраструктуре Данил Ибраев. Эта беседа состоялась в преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016), который посвятит значительную часть обсуждения созданию общего экономического пространства ЕАЭС.
- Что получат члены союза от формирования общих рынков нефти?
- Самый главный эффект – это создание условий для либерализации регулирования рынка. Смысл в том, чтобы сделать его доступным для любого участника на территории ЕАЭС. То есть рынок должен будет регулировать отношения как производителей (продавцов), так и покупателей, переработчиков.
По оценкам научных экспертов, общий эффект от создания рынка нефти, нефтепродуктов может составить от $5 до 8 млрд в течение пяти лет.
То есть любая компания-резидент, скажем, из Казахстана, сможет приобрести какое-то количество нефти или нефтепродуктов в другой стране, в России например, через биржу либо совершить внебиржевую сделку с ориентиром на биржевые индикаторы. Но это только первая составляющая свободного рынка.
Следующий шаг – продукт нужно переместить. Соответственно, у любого резидента – российского, казахского, киргизского – должен быть такой же беспрепятственный доступ к "трубе" или другому альтернативному транспорту. Тогда эта казахская компания, которая купила нефть на российском рынке, может в такой же степени, как если бы она была российской, переместить свою нефть или нефтепродукты через эту "трубу". Даже если ее владелец – монополист.
Наконец, третья составляющая – справедливая цена. Она формируется в ходе торгов. Это честный и прозрачный индикатор, который виден всем участникам, как цена нефти Brent на Лондонской бирже. Но в нашем случае биржа будет регистрировать не фьючерсные сделки, хотя в будущем и к этому можно прийти, а реальные объемы продажи и объемы покупок.
- Биржа будет создана на базе какой-то уже существующей системы или это будет отдельная площадка?
- Мы рассматриваем два варианта. Это будут либо общие биржи, когда в каждой стране союза есть своя площадка и они зеркально отражают друг друга, либо единая сырьевая биржа по аналогии с уже существующими в России. Вопрос начнем прорабатывать уже на этапе реализации программы по рынку нефти и нефтепродуктов.
Но уже четко определено, что система должна быть общедоступной, и любой резидент союза будет иметь возможность выйти на биржу любой из стран ЕАЭС.
- Когда начнут функционировать общие рынки?
- С утверждением концепций должна начаться разработка программ формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов союза. До 2023 года, а возможно и раньше, мы закончим реализацию программы формирования рынков. На этом этапе в рамках формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов союза необходимо принять свыше 50 решений, в том числе по таким направлениям, как формирование биржевых товарных рынков государств-членов и единого биржевого пространства, разработка соответствующей правовой основы функционирования рынков, гармонизация национальных норм и т. д.
Также мы должны провести ряд мероприятий, в частности, по разработке правил доступа к нефтегазовой инфраструктуре, прозрачных механизмов определения технических и свободных мощностей систем транспортировки, а также по установлению правил взаимной торговли.
К 2025 году планируем заключить договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов, уже с едиными правилами доступа к "трубе".
На сегодняшний день уже сформирован пул пилотных проектов, на которые в тестовом режиме хотим посмотреть, как пройдет первый баррель и так далее.
10 июня в рамках заседания Электроэнергетического совета СНГ пройдет совет министров по энергетике стран ЕАЭС. Вот на этой встрече мы бы хотели уже выбрать какую-то модель, какой-то базовый механизм создания биржи и начать его реализовывать. Вместе с тем, на Совете будет рассматриваться проект программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Уже есть договоренность финансировать эту программу через общий бюджет.
- Каков его размер?
- Он пока не определен, но эксперты оценили примерные затраты в 1-2 млрд рублей. Все будет зависеть от того, какую систему мы выберем. Может быть, она будет упрощенной. Но я сторонник того, чтобы создать систему, которая будет работать как минимум лет 10-20, и чтобы через 20 лет она была не сильно отсталой, а оставалась в тренде.
- Можно ли сегодня оценить, насколько вырастут объемы торгов нефтью и нефтепродуктами на начальном этапе?
- Пока можно сказать только то, что объем реализации ресурсов через биржу однозначно вырастет.
Но для того, чтобы система могла сформировать справедливую цену, доля сделок, регистрируемых в ней, должна вырасти по нефти хотя бы до 5 процентов. А сегодня в России, если я не ошибаюсь, только 0,12 процента от добываемого сырья проходит регистрацию через биржевую систему. Объем продаж нефтепродуктов на бирже составляет 5,5 процента от первичной переработки нефтяного сырья.
Но эта практика расширяется. И мы надеемся, что, когда заработают общие рынки нефти и нефтепродуктов, этот рынок будет еще шире.
Причем сделки необязательно должны проходить непосредственно на бирже. Главное, чтобы цены этих контрактов учитывались в системе.
- Какие еще шаги до 2025 года предстоит сделать, чтобы рынки заработали?
- До 2018 года мы должны разработать и утвердить программу по нефти и нефтепродуктам. С 2018-го по 2023-й у нас идет реализация этой программы и, соответственно, подготовка международного договора. До 2024 года он должен пройти ратификацию на уровне стран и вступить в силу. С этого момента начнет действовать общий рынок нефти и нефтепродуктов.
Предстоит сделать еще немало шагов, связанных с доступностью, индикативными балансами, четко определиться, каким образом страны-партнеры будут поставлять друг другу нефтепродукты. Уже не через государственные двусторонние соглашения, а через беспошлинные контракты между хозяйствующими субъектами внутри союза.
- Ценообразование на газ будет происходить так же, через биржу?
- Газ еще более специфичный товар, чем нефть. Биржевой рынок здесь слабо развит даже в России. Только небольшое количество сделок сегодня может совершаться независимыми газодобывающими компаниями. Но и этот рынок идет к либерализации: в России сегодня во многих регионах поставки газа осуществляются частными компаниями. Мы рассчитываем создать все тот же механизм, при котором объемы газа будут выставляться и продаваться через биржу.
Беседовала Юлия Хазагаева