Никита Михалков: основная задача Московского кинофестиваля – это качественная программа
В преддверии 38-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) его президент, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков рассказал ТАСС о сложностях с парковками для гостей киносмотра, ситуации с Ялтинской киностудией и своем будущем фильме.
– Не помешает ли благоустройство центральных улиц Москвы проведению ММКФ? Возникал вопрос, где смогут парковаться гости фестиваля? Есть ли какие-то сдвиги в решении этой проблемы?
– Совершенно естественно, что если в связи с проведением благоустройства улиц возникают проблемы у горожан, то для фестиваля проблемы утраиваются. Что касается вопроса "Идет ли нам навстречу Москва?" – да, мы договорились, что на время фестиваля определенные облегчения по передвижению вблизи фестивальных объектов будут осуществлены. Я трудно представляю себе, как можно было бы освободить необходимое количество парковочных мест для гостей фестиваля, но парковочные места – это трудности для всех, и нам нужно будет их как-то преодолевать.
– Кого из ВИП-гостей зрители увидят на фестивале?
– Особо хотел бы отметить приезд испанского режиссера Карлоса Сауры. В этом году в рамках ММКФ запланирована специальная программа "Карлос Саура в музыке". 25 июня состоится встреча кинематографистов с этим классиком испанского кино. Также 25 июня у кинематографистов будет уникальная возможность встретиться со специальным гостем 38-го Московского кинофестиваля, мэтром мирового кинематографа Стивеном Фрирзом. Приедет в Москву и уругвайская певица и актриса Наталья Орейро, которая представит на фестивале фильм "Наша Наташа" в рамках программы "Русский след".
– Не думали, что вам стоит лично приглашать ВИП-гостей на ММКФ? Мне кажется, даже те, кто не слишком стремится в Москву из-за санкций, с радостью бы откликнулись на личное приглашение Никиты Михалкова.
– Я в принципе время от времени пытаюсь это делать, но, с другой стороны, с течением времени начинаешь понимать, что, конечно же, приятно, когда на красной дорожке знаменитые люди и узнаваемые лица, но все же мне кажется, что основная задача фестиваля – это качественная программа. Говорю это не в оправдание или утешение. Просто с определенного момента блеск и гламур фестивальных вечеринок и мероприятий все-таки не перевешивают чашу весов, если на фестивале есть что смотреть и что выбрать зрителям. Тем более что на эти гламурные вечеринки в общем-то попадает подавляющее меньшинство. И хорошо, когда подавляющему большинству есть что смотреть в кинозалах.
– Какие из программ ММКФ вы могли бы выделить?
– Хотел бы отметить внеконкурскую программу фестиваля. В этом году очень сильной получилась традиционная документальная программа "Свободная мысль", которой, кстати, в этом году исполняется 10 лет. Хотел бы также обратить внимание и на программу "Время женщин", в которой представлены работы женщин-режиссеров.
В этом году зрителям также представят очередную программу знаменитого киноведа Андрея Плахова из цикла "Эйфория" – "Европейская эйфория: между раем и адом", в рамках которой состоятся показы фильмов, рассказывающих о трудностях, с которыми столкнулась современная Европа. В программу вошли не только фильмы, раскрывающие социальную и политическую проблематику, но и в первую очередь фильмы, показывающие внутренний диалог современного европейца.
– Не так давно было заявлено о строительстве рекреационно-оздоровительного Культурного центра "Цитадель" в Нижегородской области. Сколько финансовых вложений, на ваш взгляд, потребует этот проект?
– Ко мне часто обращаются не по адресу – с финансовыми вопросами. В мою задачу по кластеру "Цитадель" входит креативная и художественная сторона вопроса. Это моя идея. Мне показалось, что это может быть интересным. Как выяснилось, интересным это показалось не только мне. А экономику должны просчитывать те, кто собирается вкладывать в это деньги и зарабатывать по результату своего труда. Мое материальное участие заключается в том, что эта земля принадлежит мне. И, конечно, с теми, кто это будет строить, нам нужно будет договариваться и приходить к обоюдному согласию.
– Российские власти просили вас помочь в восстановлении Ялтинской киностудии. На каком этапе сейчас находится разработка концепции студии? Есть ли новости из Крыма?
– Проект восстановления Ялтинской киностудии готов, просчитаны все риски, учтены все pro и contra, но для того, чтобы проект обрел реальную возможность осуществляться, мы должны иметь от властей Крыма абсолютные гарантии, что все юридические вопросы очищены до конца.
– Принято ли окончательное решение о том, где будут проходить съемки фильма про Грибоедова?
– К сожалению, нас преследуют обстоятельства, решение которых не в наших руках. Когда мы начинали эту работу много лет назад, случился карабахский конфликт, в Иране тоже невозможно было снимать, и мы нашли всю натуру в Турции. Сегодня к возобновлению напряженности в Карабахе прибавились еще и испортившиеся отношения с Турцией. Нам остается надеяться, что все это скоро утихнет, и мы сможем продолжить работу.
– Пишите ли вторую автобиографическую книгу?
– Книга в работе. Это будут мои дневники.
– Министр культуры РФ Владимир Мединский в интервью ТАСС вспомнил, что лет десять назад дал вам почитать свой сценарий "Стена", который позже переделал в роман. Вам тогда сценарий не слишком понравился. Могли бы вы сами экранизировать что-то из произведений министра или какого-нибудь другого российского чиновника?
– Вообще я стараюсь читать книги, а не произведения чиновников. Но бывают исключения, когда историк и писатель на какое-то время становится чиновником, в русской истории таких примеров много.
Иван Александрович Гончаров вообще был цензором, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин ходил на службу в канцелярию военного министерства, Николай Семенович Лесков также был канцелярским служителем. Что касается самого Мединского, то, если хотя бы поинтересоваться, с какой скоростью распродаются его книги, можно сделать вывод, что его читают. Наверное, для пишущего человека это самое главное. В настоящий момент я погружен в подготовку к первому выпуску нашей академии, в работу над новым сценарием, а также занят окончанием работы над книгой, о которой вы спрашивали.
– Довольны ли вы первым годом работы вашей киноакадемии и есть ли реальные перспективы для ее выпускников?
– Доволен очень! И особенно тем, что не только мы учили наших слушателей, но и мы сами тоже учились.
И все, кто был на открытой репетиции спектакля "Метаморфозы", смогли сами убедиться в том, как серьезно весь год работали слушатели нашей академии и какой большой путь они прошли от момента поступления к выпускному спектаклю. И название спектакля во многом отражает преображение ребят – они из актеров ведомых смогли приблизиться к актерам ведущим и создающим своего героя в спектакле. Ведь наши "Метаморфозы" сложились из тех произведений Бунина и Чехова, которые выбрали сами ребята, формат и форму воплощения также изначально придумывали сами актеры. А мы помогли им их замысел отшлифовать, огранить и обрамить.
Что касается перспектив – не буду гадать, но точно знаю, что, если будет возможность, нескольких из выпускников я с удовольствием снимал бы в своих фильмах и посоветую это моим коллегам.
Беседовала Наталья Баринова.