Николай Власов: cреди производителей молока есть откровенные жулики
Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов в интервью ТАСС рассказал о ситуации с фальсификатом в молочной отрасли России и том, что недобросовестные производители встречаются даже среди крупных игроков
- Россельхознадзор опубликовал релиз о случаях и способах фальсификации молочной продукции. Помимо растительных жиров, производители используют мел, крахмал, соду… Ведомство не хочет озвучить конкретных производителей, которые "балуются" такими вещами?
- К озвученному списку того, что используют недобросовестные производители, можете добавить еще борную кислоту, ацетилсалициловую кислоту (аспирин) – ее добавляют для обработки кислого молока. Все это имеет место при производстве молочной продукции. Но самое основное – это растительные жиры, конечно.
Называть производителей, фальсифицирующих свою продукцию мы пока не готовы. Не готовы потому, что Россельхознадзор делает эту работу по поручению правительства. Нормальной нормативной базы, чтобы проводить эту работу, у нас пока нет. Например, нет статей в КОАП, по которым наши инспекторы могли бы применять штрафные санкции за обман потребителей. Этим наша ситуация отличается от ситуации Роспотребнадзора, который этим занимается очень долгое время и имеет соответствующую нормативную базу.
В такой ситуации, если мы будем озвучивать списки молокопереработчиков, которые производят фальсификацию своей продукции, а их очень много, мы втянемся в бесконечные количество судебных разбирательств. У нас их поддерживать ресурсов нет.
- Вы сказали, что проверки производителей по выявлению фальсификата проводятся по поручению правительства – как давно оно было озвучено? Какие меры планируется предпринять к нарушителям?
- Да, мы действуем в рамках поручения правительства, конкретно – вице-премьера Аркадия Дворковича. Поручение по этому поводу было дано в сентябре 2015 года. О результатах этой нашей работы мы регулярно докладываем, о выявленных случаях фальсификации сообщаем в Роспотребнадзор для принятия мер.
- Можно ли говорить, что добавлением мела, соды и прочего грешат прежде всего мелкие производители?
- Нет. Нет абсолютно. Есть мелкие производители, которые выпускают очень высокачественную продукцию, и есть откровенные жулики. При этом крупные производители тоже производят фальсификацию. Это происходит и на предприятиях крупных холдингов.
Причем вся фальсификация идет в молокопеработке, особенно при производстве молокопродукции с высоким содержанием жиров. Мы никогда не находили фальсификации сырого молока.
Могу подсказать еще одну интересную тему. В некоторых крупных компаниях мы столкнулись с новым явлением. Полагаем, что там имеет место низовая коррупция, выражающаяся в том, что происходит фальсификация молокопродуктов без ведома высшего руководства этих компаний.
У нас многократно были случаи, когда по распоряжению топ-менеджмента сам холдинг сдает нам продукцию на контроль фальсификации. И мы обнаруживаем в ней фальсификацию. Понимаете, если директор не сумасшедший - он фальсифицированную продукцию в лабораторию к нам никогда не сдаст. А они сдают. Это говорит о том, что они не в курсе происходящего – не в курсе того, что выпускают фальсификат.
Отсюда вывод – либо это коррупция среди "нижних чинов" компании (например, некто утащил сливки – притащил растительного жира), либо это "подарок" партнера по бизнесу - использование в производстве фальсифицированного компонента или полупродукта, изготовленного иной компанией.
- О фальсификациях в молочной отрасли говорят уже давно. Ситуация улучшается или, наоборот, становится более тревожной?
- Ситуация становится более острой.
Причина совершенно очевидная, элементарная, можно сказать. В основе ее экономическая целесообразность. На рынке идет недобросовестная конкуренция. Честный производитель вынужден конкурировать с нечестным. Честный проигрывает, потому что фальсифицированная продукция дешевле. Кто-то и хотел бы производить нефальсифицированную продукцию, но, из за угрозы проиграть в конкурентной борьбе, вынужден делать то, чего делать сам бы не стал.
Вследствие этого доля фальсификата на рынке растет. Пока мы не сделаем систему адекватную, останавливающую, систему контрольных и надзорных мер и не научимся адекватно извещать потребителя о том, кто есть кто, этот процесс будет продолжаться.
- Весной Россельхознадзор сообщал о создании перечня честных производителей молочной продукции. Перечень растет? Есть хотя бы здесь положительные моменты?
- Наш "список честных" - одно из таких мероприятий по адекватному информированию потребителей. Надо сделать так, чтобы производить фальсификат было страшно и экономически не выгодно.
Пока перечень растет. И пока ни одна из компаний, которые ранее были внесены в список, в ходе дальнейших надзорных действий его не покинули - то есть они и после внесения в "Список честных" не расслабились и на фальсификации продукции при повторных проверках не попались.
Список живет в режиме реального времени, туда добавляются производители, по итогам проверок которых Россельхознадзор не выявляет нарушений.
Беседовала Наталья Новопашина