Владимир Илюхин: развивать туризм на Камчатке надо осторожно, чтобы не навредить природе
МОСКВА, 12 августа. /ТАСС/. Необычная по своей красоте Камчатка одновременно с развитием туризма опасается, что может потерять природную уникальность, как это произошло с экосистемой Долины гейзеров в советские времена. Массовый туризм, развитие которого в том числе предполагает созданная территория опережающего развития (ТОР) "Камчатка", не только дает региону плюсы в виде инвестиций, но и вызывает некоторые опасения за сохранность красивейших мест.
Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин рассказал в интервью ТАСС о том, как региону удалось привлечь 7 млрд руб. частных инвестиций, чем выгоден региону режим свободного порта и что нужно сделать, чтобы, несмотря на рост турпотока, на Камчатке сохранились места, где можно было бы увидеть, как медведь ловит идущего на нерест лосося.
— Привлечение инвестиций сейчас одна из ключевых задач глав регионов. Что делается на Камчатке для привлечения инвесторов?
— Инвестиционная политика на региональном уровне — один из ключевых вопросов сегодняшней повестки дня, а улучшение инвестиционного климата — приоритетная задача и для меня как губернатора и для региональных институтов развития. В прошлом году была создана ТОР "Камчатка", что усилило работу в сфере привлечения инвестиций и взаимодействия с бизнесом. В результате было решено выделить из министерства экономического развития региона агентство предпринимательства и инвестиций. Теперь этот новый орган власти курирует всю работу в сфере инвестиций на Камчатке.
Агентство инвестиций создано прежде всего для того, чтобы координировать работу тех, кто будет "заходить" в ТОР. Оно должно вырабатывать региональную государственную политику в сфере предпринимательства и инвестиций. Именно этот орган будет заниматься формированием различных государственных программ. Также он имеет право выходить с инициативой принятия законодательных актов, регулирующих деятельность в сфере бизнеса.
На плечах сотрудников агентства — и устранение административных барьеров. Кроме того, для реализации проектов ТОР на Камчатке создан в этом году филиал Корпорации развития Дальнего Востока.
Агентство и корпорация — это два основных института регионального развития, от эффективности действий которых зависит улучшение делового климата в регионе, количество привлеченных в экономику финансовых и имущественных активов, создание новых рабочих мест и в итоге — экономический рост. Хотя уже сейчас можно говорить, что Камчатка, несмотря на определенные трудности в экономике, показывает неплохие результаты развития. Край занял третье место в рейтинге социально-экономического развития регионов Дальнего Востока за январь—июнь 2016 года. Основными показателями, которые легли в основу рейтинга, стали как раз экономический рост, индекс привлечения инвестиций, а также уровень миграции.
Наша основная задача — реализовать все инвестиционные возможности региона, определить основные направления и отрасли, которые будут наиболее интересны российским и зарубежным инвесторам. Достаточно эффективными, на наш взгляд, могут быть вложения в портово-промышленную сферу, туристско-рекреационный потенциал полуострова, развитие которого предполагается в рамках территории опережающего социально-экономического развития.
Есть такие проекты, как Международный яхтенный порт "Камчатка", многофункциональный круглогодичный туристический комплекс "Сопка Петровская", каскад ГЭС на реке Жупанова.
— Не приведет ли создание Агентства инвестиций к росту численности чиновников в крае и, соответственно, росту бюджетных трат на содержание госаппарата?
— Если говорить об агентстве, то фактически такой отдел работал все это время в составе министерства и его выделение не повлекло повышения общей численности государственных служащих и увеличения фонда оплаты труда.
— Постановление о создании ТОР "Камчатка" было подписано председателем правительства Дмитрием Медведевым в августе 2015 года. Что было сделано по итогам первого года работы?
— За год достаточно много удалось сделать. Камчатка в отличие от большинства других регионов представила одну ТОР, но большую. В ТОР "Камчатка" вошло сразу несколько направлений: транспортно-логистическое, туристско-рекреационное, агропромышленное. Поэтому на момент создания ТОР у нас уже было много заявок от бизнеса, в том числе и камчатского, который хотел реализовывать там свои проекты.
Безусловно, кризисные явления и турбулентность в экономике вмешались в планы некоторых потенциальных инвесторов, части из них уже после создания ТОР пришлось отказаться от реализации своих проектов. Вместе с тем в кратчайшие сроки им на смену пришли другие.
На сегодня в рамках ТОР у нас есть 25 заявок с общим объемом инвестиций 22 млрд руб. Корпорация развития Дальнего Востока уже присвоила статус резидента ТОР 13 инвесторам, которые вкладывают в проекты порядка 7 млрд. Сейчас мы работаем над созданием инфраструктуры на площадках ТОР. Из федерального и регионального бюджетов на эти цели будет направлено около 8 млрд руб.
В числе резидентов, которые уже вошли в ТОР, — компании, работающие в агропромышленном комплексе (такие как "Зеленая ферма" — инициаторы проекта собираются выращивать в регионе тепличные огурцы и томаты; "Русская вода", планирующая начать добычу насыщенной серебром воды в бухте Русская), а также высокотехнологичные компании. Например, компания "Телеком 41" создаст в регионе интернет-хаб, предоставляя телекоммуникационным компаниям широкополосные спутниковые каналы связи. Согласно проекту это позволит обеспечить качественный доступ в интернет для жителей 34 населенных пунктов.
В этом году начато возведение инженерной инфраструктуры сразу на двух площадках ТОР: "Паратунка" и "Зеленовские озерки". Объекты, которые включают в себя электросетевое хозяйство, водопроводы, дороги должны быть сданы к концу 2017 года. На данных площадках начнется строительство сразу нескольких гостиничных комплексов, агропромышленного предприятия по выращиванию овощей закрытого грунта, бальнеологического курорта.
— Нет ли опасений, что в связи с экономией бюджетных средств объем госфинансирования на создание инфраструктуры снизится?
— Что касается вложений государства в инфраструктуру ТОР до 2017 года, то деньги есть. Средства заложены в государственных программах и уже сейчас понятно, куда и на что мы потратим каждую копейку. На финансирование мероприятий по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры ТОР "Камчатка" в бюджете субъекта и муниципальных образований до 2017 года включительно заложено почти 3 млрд руб.
Краевые деньги направлены на обеспечение инфраструктурой инвестиционных площадок "Зеленовские озерки" и "Паратунка". Проблем с нашей стороны по строительству дорожной, энергетической сети к площадкам нет, до конца 2017 года мы планируем ввести там все объекты.
Федеральным бюджетом на реализацию мероприятий по строительству объектов инфраструктуры в 2015-2017 годах предусмотрено 5,7 млрд руб. Они в большинстве своем предназначены для реконструкции причалов в порту Петропавловска-Камчатского. Эти работы необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить развитие круизного туризма и нормальную швартовку лайнеров.
В этом году в рамках федеральных программ начнется капитальный ремонт нескольких причалов и, главное, проектные работы на реконструкцию и строительство новых причальных сооружений. Кроме того, до конца года будет сдан морской вокзал. Все это вкупе позволит существенно повысить качество услуг как для жителей, так и для круизного судоходства.
Добавлю, что в создание инфраструктуры мы планируем привлекать не только бюджетные средства, но и внебюджетные источники.
— Кто в основном является резидентами ТОР "Камчатка" — российские или иностранные предприятия?
— Меня порадовало, что в прошлом году основными резидентами были камчатские предприятия. Наш бизнес проявил очень большой интерес к ТОР и сегодня эта тенденция сохраняется. Как бы трудно и тяжело не было, но основная масса заявившихся и тех, кто собирается заявиться в качестве резидентов, — это наш камчатский бизнес.
Хотя есть интерес сегодня и со стороны иностранных инвесторов, в том числе и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и компаний из регионов России. Я не буду сегодня называть их, потому что многие проекты находятся на стадии согласования и подписания соглашений. Когда все параметры будут согласованы, они сами объявят о заинтересованности вхождения в нашу ТОР. Но могу сказать, что в зоне их интересов лежат горнорудная промышленность, туристический бизнес и транспортно-логистический сектор.
— С какими проектами регион едет на Восточный экономический форум (ВЭФ) в этом году?
— Всего на участие в ВЭФ в этом году мы заявляли девять инвестиционных проектов из абсолютно разных сфер экономической деятельности. Все они очень важны для социально-экономического развития региона в целом. Там и рыбная отрасль была представлена, и судостроение, и минерально-сырьевой комплекс. Минвостокразвития РФ для участия в ВЭФ утвердило четыре проекта. Если учесть, что от всех девяти субъектов ДФО было отобрано порядка 30, это не так уж и мало.
На форум мы везем проекты по строительству нового аэровокзального комплекса в главном аэропорту Камчатки, по созданию горно-металлургического комбината по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения, а также два проекта в области сельского хозяйства: возведение круглогодичного тепличного комплекса "Зеленая ферма" и создание птицефабрики "Камчатский бройлер".
Общая стоимость утвержденных проектов составляет почти 19 млрд руб. По мнению отборочной комиссии, именно эти проекты сегодня являются наиболее перспективными для Камчатки и находятся в высокой степени готовности, некоторые из них уже реализуются.
Вместе с тем мы возьмем с собой на ВЭФ паспорта всех проектов, которые заявляли изначально, и любой заинтересованный участник форума сможет подробнее их изучить. Кроме того, перспективные проекты в области туризма и транспорта будут представлены в рамках нашего комплексного интерактивного макета территории опережающего развития "Камчатка".
— Какие надежды возлагаете на ВЭФ-2016? Можете ли оценить значимость этого форума для развития дальневосточных регионов?
— Восточный экономический форум — это, безусловно, уникальная возможность для регионов Дальнего Востока, и для Камчатки в частности, представить свой экономический потенциал и повысить инвестиционную привлекательность как на российском, так и на международном уровне. Он является той рабочей площадкой, где представители бизнес-сообщества, региональных властей и инвесторы могут обменяться мнениями, предложениями и замечаниями, детально обсудить вопросы, решение которых позволит перейти к реализации конкретных мероприятий.
Конечно, для нас главный результат форума — это привлечение инвесторов в регион. Мы должны так представить наши проекты, чтобы бизнес захотел в них участвовать. Рассказать о том, какие условия ведения предпринимательской деятельности созданы в крае, на какие меры поддержки могут рассчитывать инициаторы инвестиционных проектов, в том числе в рамках территории опережающего развития и свободного порта.
Еще, что немаловажно, Восточный экономический форум является международным. Это открывает перед регионами Дальнего Востока новые перспективы по привлечению иностранных частных инвестиций. Форум вызывает большой интерес у представителей Азиатско-Тихоокеанского региона. Думаю, что такой открытый и конструктивный диалог позволит вывести сотрудничество между странами АТР и дальневосточными субъектами России на кардинально новый уровень.
— На федеральном уровне обсуждается внесение поправок в Налоговый кодекс, которые возместят часть затрат туристам, решившим отдохнуть на Камчатке. Как, по вашему мнению, это отразится на турпотоке в регион? Достаточно ли только этих мер для того, чтобы привлечь туриста на Камчатку?
— Скажу честно, на Камчатке никогда не было недостатка в туристах. Особенно после того, как она стала открытым регионом, куда может прилететь любой желающий. Наши туристические и экскурсионные компании предлагают сейчас широчайший спектр услуг для любого отдыхающего. Найти занятие по душе на Камчатке можно в любое время года, но чаще к нам едут летом.
Сейчас главная проблема Камчатки, с которой сталкиваются не только туристы, но и местные жители, — это транспортная доступность. Приехать на полуостров сложно не только из-за рубежа или центральной полосы нашей страны, но и из соседних регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) из-за высокой стоимости билетов, неудобного расписания или полного отсутствия рейсов между рядом городов. Поэтому, если говорить о развитии массового туризма, согласитесь, далеко не каждый сможет позволить себе купить билет на Камчатку в высокий летний сезон, когда стоимость билета в оба конца на одного человека достигает 70 тыс. руб., а дешевые билеты на лето заканчиваются чуть ли не в день открытия продаж.
Что касается новации в плане возврата части средств, потраченных туристом на поездку на Камчатку, безусловно, это хорошая идея, но, я считаю, повлиять на увеличение турпотока на полуостров она сильно не сможет.
— Получается, что в данной ситуации один выход — субсидирование авиаперевозок?
— Да. Об этом мы говорим давно. Если мы хотим, чтобы российский турист поехал на Камчатку, мы должны предоставить ему такую возможность путем субсидирования части стоимости авиабилета. Сейчас есть несколько категорий граждан, которые могут прибыть на полуостров по льготным тарифам. Это молодые люди до 23 лет и пенсионеры. Но ведь на Камчатке тоже живут люди, которые летом хотят слетать в Сочи или Крым. Они тоже должны иметь такую возможность.
Мы сейчас ведем активные переговоры с Минтрансом России и Росавиацией о введении преференций по этим направлениям. Понимание проблемы у них есть. Но, к сожалению, пока нет необходимого объема средств, чтобы эту проблему решить. Камчатка не одна территория на Дальнем Востоке, которая требует такого подхода. Мы можем сегодня говорить и о субсидировании авиаперелетов на Чукотку, Магадан, Сахалин.
— Тем не менее в прошлом году турпоток на Камчатку вырос втрое. За счет чего были достигнуты такие показатели?
— Действительно, в 2015 году мы приняли 180 тыс. человек, в то время как годом ранее — только 60 тыс. Для нас это значительные цифры.
Я считаю, что этого удалось добиться в первую очередь за счет того, что наша камчатская инфраструктура начала поворачиваться лицом к туристу: стали появляться новые гостиницы, повышаться уровень сервиса. Туроператоры стали активнее предлагать зимние туры на Камчатку. У нас ведь очень большой потенциал. Это горные лыжи, сноубординг, катание на собачьих упряжках, на снегоходах, круглогодичная возможность искупаться и поправить здоровье в целебных термальных источниках. Кроме того, представители гостиничного бизнеса поняли, что нужно строить отели.
Все это дало мультипликативный эффект и начало работать в прошлом году. В итоге мы получили такой турпоток.
— Туристы из каких стран посещают Камчатку? Какой целевой показатель по турпотоку вы ставите на этот год?
— В основном это российские туристы. Но, например, на охотничьи и рыболовные туры приезжают преимущественно иностранцы. При этом если раньше это были граждане США, то сейчас на их место пришли европейцы и туристы из стран АТР. Еще один очень востребованный вид отдыха у приезжающих из Азии — экологический туризм. Они часто прибывают к нам, чтобы посмотреть на дикую природу, также очень популярны у жителей этих стран туры, предполагающие изучение и наблюдение за цветами, растущими на Камчатке.
Мы должны понимать, какое количество человек может пройти через тот или иной маршрут, чтобы не навредить природе. В советские годы массовый наплыв туристов привел к нарушению экосистемы Долины гейзеров, которую в полной мере не удалось восстановить до сих пор. Сейчас там действует лимит на посещение, не более нескольких тысяч человек в год. И это правильно
На Камчатке пока много мест, где можно посмотреть, как медведь ловит рыбу, лосось идет на нерест, но с ростом туристической привлекательности региона мы можем потерять их. Примеров регионов, которые развивают массовый туризм и в итоге теряют свою изюминку, очень много. Поэтому я считаю, что мы должны с большой осторожностью относиться к развитию туризма у нас в регионе. Сегодня можно привезти 5 млн человек, но как это отразится на природе? Мы должны понимать, какое количество человек может пройти через тот или иной маршрут, чтобы не навредить природе.
В истории полуострова, к сожалению, есть печальные примеры: в советские годы массовый наплыв туристов привел к нарушению экосистемы Долины гейзеров, которую в полной мере не удалось восстановить до сих пор. Сейчас там действует лимит на посещение, не более нескольких тысяч человек в год. И это правильно. Прежде чем разрешить что-то, нужно просчитать, какие последствия могут произойти.
— Есть ли понимание, насколько можно увеличить турпоток на Камчатку, чтобы не навредить природе?
— В рамках реализации проектов ТОР в период до 2020 года мы рассчитываем на увеличение турпотока до 800 тыс. человек в год. Для этого мы намерены развивать и гостиничный бизнес, и транспортную инфраструктуру. Но в то же время все это будет строиться с учетом мнения наших ученых. Предварительно нам нужна оценка негативного воздействия на природные объекты. Пока прогноз такой.
— Вы много говорите о развитии гостиничного бизнеса. Были ли проведены какие-либо переговоры в этом контексте? И с кем из отельеров?
— Мы вели переговоры с руководством Radisson и Lotte, а также ряда других крупных гостиничных сетей. Им направлены предложения участия в строительстве инфраструктуры. Но тот объем туристов, который у нас есть, крупные сети не интересует — в противном случае из-за недозагруженности отелей будет очень высокая цена на бронирование.
Сейчас эту нишу занимает камчатский бизнес. В последние несколько лет в разных районах Камчатки построено множество небольших отелей, баз отдыха и туристических приютов. Многие из них, несмотря на то что располагаются в отдаленных местах, на побережьях, удовлетворят даже самый изысканный вкус. Вместе с тем у нас пока не хватает отелей в Петропавловске-Камчатском и Елизовском районе, куда едет основной поток туристов. Однако инвесторы, которые готовы занять эту нишу, уже появились. В рамках проекта ТОР начато строительство гостиничных комплексов в Паратунской зоне.
Также инвестор приступил к строительству отеля в Петропавловске-Камчатском, который должен стать еще и украшением города. Он будет возведен на берегу Култучного озера. Проект подразумевает размещение в комплексе не только номеров, но и деловой бизнес-зоны. В него также войдет большой спортивный центр с 25-метровым бассейном, современный концертный зал, рассчитанный на 500 мест. Также инвестор берет на себя строительство зоны досуга и отдыха на территории пляжа Култучного озера, граничащего с отелем. Стоимость проекта достигает 1 млрд руб.
В ближайшее время за счет средств инвесторов начнется строительство гостиничного комплекса "Авача" на инвестплощадке ТОР "Камчатка" — "Зеленовские озерки". Кроме того, в бюджете 2016 года выделено порядка 50 млн руб. на создание объектов туристической инфраструктуры в муниципальных образованиях края. Будут построены небольшие гостиницы в селе Никольское Алеутского района и поселке Палана Тигильского района, гостиничный комплекс с этнографическим центром в Усть-Большерецком районе.
— Что может предложить Камчатка туристам?
— Все, что только можно себе представить: горы, бальнеологические источники, реки, озера, катание на горных лыжах, пешеходные и вертолетные экскурсии разной длительности и многое другое. В последние годы правительство Камчатского края поддерживает гонку на собачьих упряжках "Берингия". Такой нет нигде в России. Она считается самой протяженной гонкой на упряжках в Евразии — дистанция составляет не менее 1 тыс. км.
"Берингия" проводится ежегодно в конце февраля—начале марта. Туристы могут принять в ней участие как зрители на открытии в Петропавловске-Камчатском или в селе Эссо Быстринского района. Ежегодно там мы устраиваем большой праздник. Также мы приглашаем к участию всех желающих попробовать свои силы в экстремальных условиях, ведь маршрут проходит частично по самым северным территориям полуострова, где зимой постоянно держатся низкие температуры, открытая тундра. В этом году призовой фонд составлял более 8 млн руб. Думаю, это достойный повод задуматься и испытать себя.
— Планируется ли реконструкция главных морских и воздушных ворот Камчатки?
— Для нас важно, чтобы человек, приехав к нам, от трапа самолета или парохода начал получать современные услуги индустрии гостеприимства, чтобы везде ему было комфортно. Для этого в текущем году мы завершаем строительство нового здания Морского вокзала в порту Петропавловска-Камчатского.
В развитии круизного туризма нам должен помочь закон о свободном порте Владивосток — его действие распространено на территорию морского порта Петропавловск-Камчатский. Сейчас круизные лайнеры заходят к нам не более чем на сутки. А закон о свободном порте разрешает иностранному туристу оставаться на полуострове на несколько дней
Сдать его в эксплуатацию планируем уже в октябре-ноябре. Это современный комплекс, удовлетворяющий всем потребностям туристов и местных жителей, которые направляются в отдаленные районы полуострова на морском транспорте.
Кроме того, 1 июня произошло знаменательное событие, которого мы ждали несколько лет. Запущена в работу новая взлетно-посадочная полоса аэропорта Петропавловск-Камчатский. В этом же году мы начинаем там строительство нового современного аэровокзального комплекса стоимостью около 3,2 млрд руб. Сейчас мы ведем переговоры по этому поводу с потенциальным инвестором. Ориентировочно эти работы будут идти около двух-трех лет.
В этом году мы построили временный терминал выдачи багажа. Он гораздо вместительнее, чем прежний, и людям не придется больше мерзнуть зимой на улице в ожидании своих чемоданов. Также планируем расширить зал ожидания в зоне вылета.
— Приведет ли модернизация порта к развитию круизного туризма на Камчатке?
— Сейчас на Камчатку ежегодно заходят 14-16 круизных судов. Но могут и больше. В наращивании темпов развития именно круизного туризма нам должен помочь закон о свободном порте Владивосток. Как вы знаете, его действие распространено также на территорию морского порта Петропавловск-Камчатский.
Поясню, почему это важно. Дело в том, что сейчас круизные лайнеры заходят к нам не более чем на сутки. В то же время многие туристические достопримечательности на Камчатке находятся на большом удалении от краевой столицы. И вот здесь закон о свободном порте нам поможет. Он разрешает иностранному туристу оставаться на полуострове на несколько дней за счет упрощения получения разрешений на въезд в нашу страну.
— А что получит бизнес от распространения режима свободного порта?
— Мы ожидаем, что режим свободного порта привлечет на Камчатку новых инвесторов. И потенциальные резиденты уже есть. Сейчас мы ведем переговоры с рядом представителей промышленно-производственной сферы. Если говорить о финансовой стороне, то по предварительным прогнозам к 2025 году объем частных инвестиций благодаря режиму свободного порта составит до 9,8 млрд руб., будет создано до 1150 новых рабочих мест. Поступления от резидентов в виде налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней составят до 3 млрд руб.
— В начале года Александр Галушка объявил, что индийская компания Tata заинтересовалась угольными месторождениями на Камчатке. Каковы перспективы проекта?
— В рамках межправительственного соглашения России и Индии подписано соглашение с Минвостокразвития России, и одно из направлений сотрудничества — развитие нашего Крутогоровского месторождения угля. Компания Tata заинтересовалась этим проектом. Сейчас Индия завозит порядка 40 млн тонн угля для своих нужд из Австралии и других территорий, поэтому Камчатка является для них интересным регионом. Однако само Крутогоровское месторождение находится не в самом удобном месте. Там большая проблема с транспортной инфраструктурой — ее фактически нет.
Сейчас потенциальный инвестор оценивает предложение. Думаю, к декабрю 2016 года мы можем получить какое-то резюме от него на этот счет. Для нас же этот проект важен. Он потянет за собой решение сразу нескольких вопросов, связанных с транспортной доступностью, созданием новых рабочих мест, поступлением налогов в бюджеты разных уровней.
— Как можно привлечь профессиональные кадры на Камчатку?
— Я считаю, что нужно вернуться к опыту наших предков. Нужно создать преференции. Вот если бы сегодня приняли закон "о Северах", который уже лет 15 находится в Госдуме и который предполагает специальные надбавки к зарплате и другие льготы для людей, проживающих в условиях, приравненных к Крайнему Северу, то люди бы приехали. Но сегодня этого нет.
Сейчас средняя заработная плата по Камчатке составляет 52-53 тыс. руб. Но в этой сумме сидят коэффициент и надбавки, составляющие половину зарплаты. То есть, по сути, их зарплата всего 25 тыс. руб. Возможно ли прожить на 25 тыс. руб. там, где все стоит в разы дороже: продукты, одежда, транспорт? Билет в "высокий" сезон летом до Москвы на одного человека стоит 70 тыс. руб. — не каждая семья может позволить себе отдых на море, слишком дорого. Все это, конечно, работает в минус, молодые кадры не рвутся ехать на Камчатку, требуется продолжить работу по расширению льгот для тех, кто выбирает местом жительства отдаленные регионы. В ином случае нам сложно будет привлекать профессионалов, одной уникальной природы тут недостаточно, романтиков не так много сейчас в стране.
— Чем сейчас живет молодежь на Камчатке? Кем хотят стать молодые люди? Какие возможности для них есть в регионе?
— Мы живем на отдаленной территории, которая, по большому счету, изолирована от материка. Но это никак не сказывается на интересах нашей молодежи, на стремлении молодых людей познавать новое, пробовать себя в спорте и творчестве. Камчатские школьники и студенты очень требовательны к себе и к тому, чем они занимаются. У них есть большое желание хорошо учиться, быть первыми в своем деле. У нас очень много талантливых артистов и спортсменов. Каждый раз, выезжая на фестивали и соревнования, они обязательно возвращаются домой с наградами. Наша задача — поддерживать это стремление, создавать условия для всестороннего развития и обучения.
Если говорить о профессиональной подготовке молодых кадров, то в свете создания на Камчатке территории опережающего развития наши образовательные организации мы ориентируем на обучение именно тем специальностям, которые будут востребованы в регионе с учетом развития определенных отраслей. Успешно реализуем программу обучения по целевому набору. В ведущих вузах страны студенты с Камчатки на бюджетной основе учатся на врачей, пилотов, авиатехников. Большое внимание при этом уделяем и привлечению в край молодых специалистов из других регионов страны: мы выплачиваем "подъемные", предоставляем жилье. За последнее врем мы привлекли в край 114 специалистов, среди которых немало молодых людей.
— Когда-то Камчатка гремела на весь Советский Союз знаменитым летним снегом, тренироваться на котором приезжали звезды национальной сборной по горным лыжам. Существует ли эта практика сейчас?
— Да, мы несколько лет пытались вернуть то, что было в советские годы.
На нашем снегу тренировались олимпийские команды, сборные Союза, потом России. И сейчас мы хотим возобновить эту традицию. Это поможет нам существенно подтянуть всю инфраструктуру, которая необходима для организации комфортных тренировок горнолыжников и сноубордистов в летнее время на склонах вулканов
На нашем снегу тренировались олимпийские команды, сборные Союза, потом России. И сейчас мы хотим возобновить эту традицию. Это поможет нам существенно подтянуть всю инфраструктуру, которая необходима для организации комфортных тренировок горнолыжников и сноубордистов в летнее время на склонах вулканов.
В этом году к нам приехали сразу две юниорские национальные сборные: по горным лыжам и по сноуборду. Последние уже завершили сборы на Вилючинском вулкане. Кстати, за ними наблюдал главный тренер сборной России по сноуборду Денис Тихомиров. Насколько мне известно, он остался доволен увиденным.
Также в середине июля на Козельском вулкане прошел чемпионат ДФО по горным лыжам, в это время там тренировалась юниорская национальная команда. Интерес в проведении сборов на наших вулканах уже выразили и команды из других стран. Хотят приехать представители Китая и Южной Кореи. Для них это удобно, учитывая то, что две следующие зимние Олимпиады будут проходить на их территориях. Разница по времени всего три часа. Плюс настоящий снег в самый разгар лета.