Али Гасанов: Азербайджан на пороге реформ
О предстоящем 26 сентября конституционном референдуме и реформах в Азербайджане в интервью корреспонденту ТАСС рассказал помощник президента республики по общественно-политическим вопросам Али Гасанов.
— Какие факторы вызвали необходимость проведения референдума о внесении дополнений и изменений в конституцию Азербайджана?
— Действующая конституция Азербайджанской Республики принята в 1995 году. В 2002 и 2009 годах были проведены референдумы о внесении дополнений и изменений в конституцию. Необходимость внесения дополнений и изменений в конституцию Азербайджана возникла в связи с коренными изменениями, произошедшими в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны за последние семь лет, а также политическими и экономическими процессами, протекающими в регионе и мире.
— Какие сферы охватывает конституционная реформа?
— В Акте референдума предусматривается внесение изменений в 23 статьи конституции и дополнение ее шестью новыми статьями. Дополнения и изменения предусматривают совершенствование основ, обеспечивающих защиту прав и свобод человека; формирование эффективного и гибкого механизма государственного управления; совершенствование механизма экономического управления для обеспечения эффективности и последовательности проводимых экономических реформ; определение новых требований, связанных с деятельностью законодательной власти; создание дополнительных гарантий безопасности государства, стабильности в обществе. В целом изменения охватывают основные сферы жизнедеятельности общества на современном этапе его развития.
— С чем связано введение института вице-президентства?
— Для формирования эффективного и гибкого механизма государственного управления, укрепления вертикали исполнительной власти и исполнительской дисциплины предлагается создать институт вице-президентства, который оправдал себя как благоприятный механизм для обеспечения оперативного и эффективного управления и в международной практике.
Изменения предусматривают учреждение должности первого вице-президента и вице-президентов, отвечающих за различные сферы жизнедеятельности государства. Новый институт управления обеспечит адекватность президентской формы правления современным вызовам и создаст условия для оптимальной функциональности механизма государственного управления в форс-мажорных ситуациях. Нововведение служит идее расширения сферы охвата экономических реформ, которые уже успешно реализуются в стране. С формированием нового института также уточняется механизм исполнения полномочий президента Азербайджана и государственное управление страхуется от возможных рисков.
— Как скоро после референдума предполагается введение изменений?
— Если Азербайджанский народ 26 сентября проголосует за изменения и дополнения в конституцию Азербайджана, то после утверждения соответствующих государственных органов президент страны в законодательном порядке и в рамках своих полномочий начнет процедуру реализации результатов референдума.
— А какова вероятность поддержки обществом инициативы главы государства?
— Президент Ильхам Алиев пользуется огромной поддержкой народа и практически все его инициативы одобряются гражданами Азербайджана. Опросы, проведенные авторитетными международными социологическими центрами в начале сентября текущего года, не оставляют места для сомнений в том, что граждане страны поддержат предложенные главой государства изменения и дополнения в конституцию.
По данным американской организации AJF & Associates Inc., 92,8% респондентов выразили согласие с внесением дополнений и изменений в конституцию. А социологический опрос, проведенный французским институтом исследований Opinon Way, показал, что 87% респондентов одобряют инициативу президента.
— Изменения и дополнения предполагают отмену возрастного ценза. Значит ли это, что президентом страны может стать гражданин республики, достигший 18-летнего возраста?
— Международная практика показывает, что во многих странах, например во Франции и Финляндии, не установлен возрастной ценз для избирательных должностей. В соответствии с международной практикой устранение нижнего возрастного ценза является одним из важных факторов, позволяющих любому человеку реализовать свой потенциал. Это стимулирует политическую активность граждан, особенно молодежи.
В законодательстве Азербайджана для занятия высоких должностей предусмотрены требования высшего образования и т.д, которые ограничивают возможность избрания или назначения граждан в возрасте 18–20 лет на высокие государственные посты.
— Буквально на днях Венецианская комиссия Совета Европы критично отнеслась к предложенным изменениям в конституцию Азербайджана. Как вы можете охарактеризовать данное заключение?
— После вступления в Совет Европы правительство Азербайджана всегда плодотворно сотрудничало с Венецианской комиссией.
Изменения предусматривают учреждение должности первого вице-президента и вице-президентов, отвечающих за различные сферы жизнедеятельности государства. Новый институт управления обеспечит адекватность президентской формы правления современным вызовам и создаст условия для оптимальной функциональности механизма государственного управления в форс-мажорных ситуациях
Стороны находили общий язык и уважительно относились к позициям друг друга. Во всех случаях мнение и аргументы азербайджанской стороны изучались и только после этого комиссия обнародовала свои заключения. К сожалению, по данному вопросу все процедурные правила были грубо нарушены. Комиссия в поспешном порядке, проигнорировав право азербайджанской стороны быть выслушанной, в конспиративной форме в течение двух недель подготовила и обнородовала свое заключение, которое сопровождается большим количеством неточностей и грубыми ошибками.
Исходя из практики сотрудничества с Венецианской комиссией, а также учитывая характер ее деятельности, можно с уверенностью сказать, что эта структура, пренебрегая своим авторитетом, вынужденно исполнила политический заказ.
К сожалению, по вопросу референдума в Азербайджане все процедурные правила были грубо нарушены. Комиссия, которая традиционно рассматривала вопрос в течение трех месяцев, на сей раз в поспешном порядке, проигнорировав право азербайджанской стороны быть выслушанной, в конспиративной форме в течение двух недель подготовила и обнародовала свое заключение, которое изобилует большим количеством неточностей и грубыми ошибками.
— Ожидаются ли радикальные реформы в сфере экономического и государственного управления?
— Основной идеей конституционной реформы является обеспечение необходимых условий для создания более эффективных механизмов государственного и экономического управления.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев охарактеризовал 2016 год годом экономических реформ, которые должны привести состояние экономики Азербайджана в соответствие с требованиями постнефтяного периода. Главными приоритетами нового этапа станут повышение конкурентоспособности отечественной экономики в международном пространстве. Уже составлена дорожная карта новых экономических реформ, определяющая общие цели, которые необходимо достичь до 2025 года и в последующие годы.
Считаю, что перспектива глубинной экономической трансформации требует проведения соответствующих преобразований и создания более совершенных механизмов, способных воплотить в жизнь намеченные цели. Поэтому, несомненно, следует ожидать последовательных и конкретных шагов по реформированию госуправления.
Уверен, Азербайджанский народ поддержит законодательную инициативу президента, которая обеспечит успешное развитие страны в соответствии с новыми вызовами.
Беседовали Севиндж Абдуллаева и Борис Грушин