14 ОКТ, 13:00

Сергей Катырин: торговые выставки-ярмарки стран БРИКС должны стать ежегодными

Об особенностях Первой торговой выставки-ярмарки стран — членов БРИКС, которая проходит в индийской столице, а также о путях и проблемах развития экономических связей между странами "пятерки" в интервью ТАСС рассказал президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Сергей Катырин.

— В чем особенность торговой выставки-ярмарки стран БРИКС, которая проходит в Нью-Дели?

— Первая особенность этой выставки в том, что она проходит впервые. Второе — ее главная цель: инновационное развитие, и каждая страна получила возможность продемонстрировать свои достижения в этой области. Ну и третье — я очень надеюсь, что это станет традицией и каждый следующий саммит БРИКС будет сопровождаться такой выставкой. То есть такие мероприятия должны стать ежегодными, чего желают члены БРИКС.

При этом, на мой взгляд, тематику таких выставок стоит определять более узко, например инновационные технологии в области экологии или светотехники. То есть требуется более конкретная тема, это позволит продемонстрировать реальные достижения, которые есть у каждой страны.

— В индийских СМИ господствует точка зрения, что уровень экономического сотрудничества в рамках БРИКС не соответствует возможностям стран-членов. Так ли это?

— Действительно, это так. Развитие многостороннего сотрудничества — непростой процесс и, наверное, только время научит нас искать проекты, которые смогут распространяться сразу на несколько стран. Но нельзя сказать, что нет никаких совместных тем и проектов.

И конечно, нужно назвать проект, который широко обсуждается, — об участии соинвесторов из всех стран БРИКС в разработке золоторудного месторождения Ключевское в Читинской области. Это может стать первым промышленным инвестпроектом для всех стран БРИКС

Например, есть предложение, касающееся Бразилии, где исторически нет железнодорожного сообщения между севером и югом страны, и теперь над проектом, который позволит соединить вместе разрозненную бразильскую железнодорожную сеть, работают Бразилия, Россия и Китай.

Можно упомянуть проект, который предлагает Россия, — строительство высокоскоростной железной дороги Москва—Казань, свою заинтересованность в участии уже высказала китайская сторона. И конечно, нужно назвать проект, который широко обсуждается, — об участии соинвесторов из всех стран БРИКС в разработке золоторудного месторождения Ключевское в Читинской области. Это может стать первым промышленным инвестпроектом для всех стран БРИКС.

БРИКС следует активнее искать и предлагать проекты, в которых могут участвовать все страны "пятерки". Один может предложить средства, другой — реализацию, третий — необходимые технологии и так далее. Думаю, постепенно такие предложения появятся.

— Чувствуются ли в отношениях со странами БРИКС санкции, которые ряд западных стран приняли в отношении России?

— Нет, мы этого не почувствовали ни на политическом уровне, ни со стороны предпринимателей. Мы практически постоянно находимся на связи с партнерами по странам БРИКС, у нас проходят и телефонные конференции, и обмен мнениями по модемной связи. Идут постоянные контакты и в рабочих группах, и в Деловом совете БРИКС. И должен сказать, мы не испытываем никаких проблем.

Более того, некоторым членам БРИКС удалось воспользоваться ситуацией и увеличить свои поставки в Россию, заняв место выбывающих европейских компаний. Например, выросли поставки плодоовощной продукции из Китая и мяса из Бразилии. Индия увеличивает поставки фармацевтической продукции.

— Говоря об Индии, у которой с Россией существуют отношения привилегированного стратегического партнерства, стоит отметить, что, по мнению и политиков, и экспертов, политические связи между ними развиты гораздо лучше, чем экономические. Почему?

— Действительно, экономическим контактам есть куда развиваться. У этой проблемы несколько причин. Очень сложно установить тесные связи между двумя экономиками, которые по-разному регулируются. У нас разные законодательства, в том числе и в сфере бизнеса, разные фитосанитарные нормы, разные технические регламенты, есть и другие различающиеся аспекты.

Иногда и желание есть, и возможности, но реализовать проект трудно, поскольку остаются проблемы, на которые мы натыкаемся, как на барьеры. Это касается и фитосанитарного контроля, и таможенного контроля, и регулирующих норм. Неслучайно в БРИКС существует специальная рабочая группа, которая изучает такого рода технические и законодательные барьеры для развития экономического взаимодействия.

Пока индийцы нередко жалуются, что им трудно на российском рынке. Но и российским предпринимателям непросто в Индии, достаточно вспомнить проблемы, возникшие у АФК "Система". (В 2012 году в Индии началась перестройка телекоммуникационного рынка и было отменено более 100 лицензий на оказание услуг мобильной связи в 2G-стандартах, в том числе у дочерней компании российского холдинга АФК "Система" — Sistema Shyam Teleservices. — Прим. ТАСС.) Но при наличии политической воли, думаю, вопросы удастся решить, а политическая воля есть.

— Какие направления наиболее перспективны для развития отношений между странами БРИКС?

— Прежде всего это, конечно, высокие технологии, IT-технологии. Недаром российская сторона ежегодно проводит в Ханты-Мансийске международные форумы IT-технологий с участием стран БРИКС и ШОС.

Кроме того, это сельское хозяйство, при этом страны БРИКС имеют разные "специализации" в агрокультурной области: Бразилия способна всех накормить мясом, у России большие возможности по зерну, мы уже можем экспортировать свинину, куриное мясо, другую сельхозпродукцию, Китай и Индия, в свою очередь, имеют большие возможности по плодоовощной продукции, по чаеводству — словом, у каждого есть свои успехи.

Страны БРИКС могут делиться наработками и технологиями, касающимися сельского хозяйства. Кроме того, большие перспективы для развития имеют энергетика, инфраструктура, промышленные проекты.

Беседовал корр. ТАСС в Нью-Дели Евгений Пахомов

Читать на tass.ru
Теги