18 ОКТ, 12:00

Сергей Поздняков: экипаж корабля "Федерация" будет сидеть в креслах по-гагарински

В среду на корабле "Союз" в составе нового экипажа к Международной космической станции стартуют двое россиян. В декабре они заберут с борта грузового корабля "Прогресс" один новый скафандр с "климат-контролем". Что представляет собой этот новый космический "костюм", ведется ли разработка скафандров для посадки на Луну и как можно спасти оторвавшегося от станции космонавта, рассказал в интервью ТАСС гендиректор — главный конструктор Научно-производственного предприятия "Звезда" им. академика Г.И. Северина Сергей Поздняков.

— Уже второй год планируется отправить на Международную космическую станцию скафандры нового поколения для работы в открытом космосе. Когда "Орлан-МКС" окажутся на орбите?

— Задержка с отправкой связана с вводом двух существенных новшеств для скафандров нового поколения: автоматической системы терморегулирования, то есть, по сути, "климат-контроля", чтобы космонавты не отвлекались во время работы в открытом космосе на ручное регулирование температуры, и заменой резиновой гермооболочки на принципиально новую, полиуретановую. Полиуретановая пленка очень долговечная и износостойкая, поэтому гермооболочки для скафандров "Орлан-МКС" можно назвать практически вечными. Но, как и в любой опытной работе, у нас возникали трудности, которые тормозили процесс. Сейчас все трудности преодолены и два скафандра полностью готовы к отправке на МКС. Один из них должен отправиться на грузовом корабле "Прогресс МС-04" в декабре, другой будет доставлен на корабле "Прогресс МС-05" в 2017 году. Следом за ними на МКС будет отправлен третий, резервный скафандр.

— Новые скафандры будут использоваться во время выхода в открытый космос в следующем году?

— К счастью для нас, плановых выходов в этом году больше нет. На следующий год предварительно планируется только один выход в открытый космос. Почему к счастью? Потому что скафандрам "Орлан-МК", которые сейчас находятся на МКС, в этом году исполняется семь лет при планируемом сроке эксплуатации пять лет. По срокам службы и количеству работ в отрытом космосе они перешагнули заданный рубеж, хотя и находятся в полностью рабочем состоянии. Возможно, что в следующем году, если их техническое состояние будет таким же, выход в открытый космос будет проведен с использованием старых "Орлан-МК". Для нас было бы крайне важным получить информацию о работе систем скафандра за пределами гарантийного срока службы.

— После отправки на МКС скафандров "Орлан-МКС", наверное, предприятие приступит к разработке скафандров следующего поколения?

— Гарантийный срок на "Орлан-МКС" — пять лет. За это время мы должны разработать и изготовить следующее поколение скафандров. О том, какие новшества внести в скафандры "Орлан", мы уже начали думать.

Есть идея снабдить поверхность скафандра пленочными солнечными батареями, которые позволят обеспечить до 20–30% нужд скафандра в электроэнергии

Некоторые космонавты просят сделать проем для входа в скафандр шире, добавить легкосъемные рукава, изменить компоновку ранца. Есть идея снабдить поверхность скафандра пленочными солнечными батареями, которые позволят обеспечить до 20–30% нужд скафандра в электроэнергии. Соответственно, можно будет снизить массу аккумуляторных батарей. Сейчас запаса аккумулятора хватает на 10–12 часов работы космонавта.

— Как-то вы рассказывали, что скафандры следующего поколения могут получить автоматическую систему спасения космонавтов, способную вернуть их на станцию в случае ЧП. Будет ли она?

— Да, мы вели такие опытно-конструкторские работы, сделали прототип, провели наземный эксперимент и доказали, что такая система может быть создана. Но для автоматической работы системы требуется доработка внешней поверхности станции, установка специальных "маяков" для определения местоположения космонавта. Оказалось, что это очень дорогое удовольствие. Пока мы ищем пути снижения расходов. Сама идея о необходимости встроенной в скафандр автоматической системы спасения сохраняется. Мы считаем, что она должна работать как катапультная система в авиации: как только расстояние между космонавтом и станцией превысило допустимую норму, происходит автоматическое возвращение человека к шлюзовому люку.

Реактивный ранец для космонавтов, так называемый сейфер, который в свое время сделали американцы, — как плацебо в медицине

Реактивный ранец для космонавтов, так называемый сейфер, который в свое время сделали американцы, — как плацебо в медицине. Представьте, что космонавту, улетевшему в отрытый космос и находящемуся в стрессовой ситуации, надо самому работать ручкой управления движением, производить расчеты траектории полета. Такая система дает надежду, но сработает ли в реальной ситуации, еще непонятно. Мы же за такой подход: оторвался от станции — система спасения должна вернуть тебя обратно автоматически.

— Еще одна из систем, которую планировалось внедрить на скафандрах "Орлан-МКС", — это система отображения нашлемной информации. Появится ли такая возможность в будущих скафандрах?

— Работы по этому направлению заморожены.

Было опробовано несколько предложений, создан лабораторный образец устройства. В ходе проведенных работ получилась не проекция информации на стекло шлема, как изначально задумывалось, а небольшой экран, который видно периферийным зрением. Мы поняли, что он способен предоставлять дополнительную информацию космонавтам, но нам он не понравился по габаритам и удобству.

— Когда может начаться разработка нового скафандра?

— Вряд ли опытно-конструкторские работы будут начаты в этом году, скорее всего, это все же 2017-й.

— Сейчас в России ведется создание космического корабля нового поколения "Федерация", предназначенного в том числе для полетов к Луне. Поставлена ли перед вами задача создания скафандра для работы российских космонавтов на поверхности Луны?

— Разработка такого скафандра предусматривалась Федеральной космической программой на 2016–2025 годы до ее секвестирования. Сейчас таких работ ни в одном документе не прописано, к нам никаких официальных обращений по данной теме не поступало. Однако больших проблем с созданием лунных скафандров мы не предвидим. За основу можно взять скафандр "Орлан" и решить вопрос с подвижностью оболочки ног.

 А как обстоит дело с креслом, летным скафандром и системами жизнеобеспечения, которые вы делаете для корабля "Федерация"?

— По креслу, летному скафандру и системе индивидуального жизнеобеспечения завершен этап эскизного проектирования. Если говорить о кресле, то нами был изготовлен эргономический макет, который мы передали РКК "Энергия" (разработчик корабля "Федерация". — Прим. ТАСС). Прототип кресла сейчас находится на этапе изготовления для конструкторско-доводочных испытаний. Оно будет обладать множеством регулировок по длине и ширине: по росту сидя, по плечам, по тазу, подножке ног. Все эти параметры можно будет регулировать перед полетом. Кресло многоразовое и не имеет индивидуальных ложементов, как в космических кораблях "Союз".

 Космонавт в новом кресле будет сидеть все так же, в позе эмбриона?

— Нет, корабль получился относительно просторным, поэтому поза посадки изменена и стала близка к гагаринскому креслу, когда человек находится в корабле полулежа.

Корабль "Федерация" получился относительно просторным, поэтому поза посадки изменена и стала близка к гагаринскому креслу, когда человек находится в корабле полулежа

Кстати, кресло, которое мы представили РКК "Энергия", предполагалось изготавливать из композитных материалов, но мы в итоге пришли к выводу, что в дальнейшем будем делать их из авиационного алюминия, потому что композиты в замкнутом объеме ведут себя, как мебель из ДСП, — выделяют вредные вещества. Профильная организация не дала нам разрешения на использование композитов в замкнутом пространстве, предназначенном для длительного пребывания человека.

Также нами изготовлен прототип летного скафандра для нового корабля. Силовая оболочка в нем совмещена с герметичной, изготовленной из полиуретановых пленок. Скафандр будет многократного применения с возможностью регулирования по размерам.

— Какое название получит данный скафандр?

— Пока название не утверждено, но, наверное, как и все остальные скафандры, он получит наименование в честь какой-нибудь птицы.

Уже сложилась традиция давать скафандрам "птичьи" названия. Кресла для космических кораблей мы называем в честь гор

У нас есть и были скафандры "Сокол", "Орлан", "Орел", "Баклан", "Беркут", "Стриж" и т.д. Уже сложилась традиция давать такие названия.

Кресла для космических кораблей мы называем в честь гор. В корабле "Союз" было кресло "Казбек", в "Восходе" — "Эльбрус", новое кресло для корабля "Федерация" назвали "Чегет".

— Будут ли как-то модернизироваться имеющиеся средства обеспечения жизнедеятельности космонавтов, тот же "Казбек"?

— Да, по просьбе космонавтов мы перенесли тумблер отстрела парашюта на центральную ручку командира экипажа, которую он держит во время приземления. Сделали образцы, провели типовые испытания, чтобы подтвердить, что устройство можно использовать. Больше на "Казбеке" и в другой действующей продукции космического назначения ничего не предполагается менять.

— НПП "Звезда" помогала РКК "Энергия" в создании макета российского надувного космического модуля. После создания макета будет ли это направление продолжено?

— Совместно с РКК "Энергия" мы сделали макет модуля в масштабе 1:3 с диаметром внутреннего пространства 3 м. Он сплетен как корзина из специальных кевларовых лент, поскольку не нашлось ткани, способной выдержать необходимое давление, и чтобы не лопнули швы. Давление на станции — одна атмосфера, соответственно, в рамках требований безопасности оболочка должна выдержать трехкратную нагрузку. Макет прошел испытания на прочность и показал, что заложенные в него решения оказались правильными.

Если будет принято решение изготовить модуль в реальном масштабе, то для этого потребуется ангар или цех большой площади, которым мы не располагаем. Кроме того, для испытаний нужны специальные стенды, которых у нас тоже нет. Поэтому я не уверен, что в случае поступления такой просьбы мы сможем участвовать в продолжении работ. Это просто не наш формат.

 Вы изготовили только гермооболочку?

— За нами была гермооболочка, силовая оболочка, теплоизоляция и противометеоритная защита. Объединив все вместе, мы получили массивную конструкцию. Мы предлагали РКК "Энергия" другой вариант: выводить на орбиту герметичный силовой корпус, а теплоизоляцию и противометеоритную защиту устанавливать поверх модуля уже после его развертывания во время выходов космонавтов в открытый космос. Для этого были предложены специальные маты, которые можно было бы закрепить, как дольки апельсина.

 Есть ли перспективы у надувных конструкций?

Стоит вопрос о психологической готовности космонавта жить в надутом модуле. Одно дело — твердая стенка, другое — когда от космоса тебя отделяет ткань

— Для лунных баз, когда нужна долговременная конструкция большого объема, наверное, трансформируемые модули использовать рационально. Привез что-то компактное, на месте расправил в объемное пространство.

Нужно ли это делать на орбитальной станции? Разве что если это выйдет дешевле и надежнее, чем обычные герметичные модули. Тут ведь еще стоит вопрос о психологической готовности космонавта жить в надутом модуле. Одно дело — твердая стенка, другое — когда от космоса тебя отделяет ткань.

Беседовал Дмитрий Струговец

Читать на tass.ru