Римас Туминас: я страж оптимизма и веры
Одному из самых "русских" литовских режиссеров, художественному руководителю Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римасу Туминасу 20 января исполняется 65 лет. Десять из них он возглавляет Вахтанговский театр, который самостоятельно решил срежиссировать юбилей худрука, причем сделать это досрочно. Уже сегодня после окончания спектакля "Царь Эдип" участники и гости торжества соберутся на Новой сцене театра, где будет сыгран "капустник" в честь юбиляра. Накануне празднования в интервью ТАСС Римас Туминас поделился мыслями о современном мире, родном доме и необходимости оптимизма.
— Римас Владимирович, не боитесь заранее праздновать юбилей?
— Нет, я не суеверный человек. К тому же грандиозных торжеств не предполагается. Просто соберутся мои друзья по творчеству и по жизни. Посмотрим "капустник", посидим, побеседуем. Мне говорили, что я родился утром 20 января. Глядишь, и дотянем до срока. Куда больше волнует меня, как пройдет сегодня наш совместный с греками "Царь Эдип". Конечно, мы мало играем этот спектакль. Но, надеюсь, что будем играть в марте и в мае. Надо же привозить греческих артистов, и с этим связаны финансовые и организационные сложности.
— В художественном смысле опасений нет? Проект действительно уникальный и по праву имеет громкий успех. Думаю, как режиссер вы должны быть довольны.
— Что-то получилось. Что-то в нем тревожит. Текст тревожит. Знаю наизусть. Уже не смотрю. А вот вслушиваюсь. Опять он звучит, опять он, красивый, гладит ухо. Ни на что не надо тратить время. Только на великое и красивое.
— В английском языке есть такое выражение в применении к журналистам: You are as good as your last story ("Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний материал"). Ваш последний "Царь Эдип" хорош, значит и вы тоже.
— "Царь Эдип" действительно имеет успех. Так было и минувшим летом в древнейшем действующем амфитеатре Греции — в Эпидавре, где мы сыграли мировую премьеру. Потом спектакль был показан в Афинах, на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге и периодически идет в Москве, где на него билетов не достать. "Царь Эдип" меня не отпускает.
Думаю, скуку надо встречать с любовью. Быть не там, где тебя любят. А как сказал Чехов: "Хочу быть там, где я люблю"
Сейчас ставлю эту ораторию Игоря Стравинского в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, премьера объявлена на 18 марта. Затем, уже в 2018 году, возьмусь за "Пиковую даму" Чайковского, которую приглашен поставить в Большом театре. Музыкальный мир открывается передо мной. Под старость многие режиссеры уходили в музыкальный жанр. И Станиславский, и Немирович-Данченко...
— Не стоит списывать только на возраст. Помните, у Пушкина в "Каменном госте" есть фраза: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия..."
— А вот у Пушкина в "Кавказском пленнике": "Недолго женскую любовь печалит хладная разлука: пройдет любовь, настанет скука..." Думаю, скуку надо встречать с любовью. Быть не там, где тебя любят. А как сказал Чехов: "Хочу быть там, где я люблю". Мне хорошо, уютно на сцене, она мне греет душу. Это мой дом.
— Не намекаете ли вы на то, что вашей новой работой снова может стать спектакль по Чехову?
— Может быть, "Три сестры". Еще хочу поставить "Фауста" Гете. Я с ним договариваюсь, дружу, но еще окончательно "не договорился". Великие произведения есть, их немного, надо успеть прикоснуться. Но и торопиться не надо. Чуть-чуть опустить парус, чтобы гавань не проскочить.
— И последний вопрос. Как вы оцениваете современный мир и сегодняшний день?
— Я перестал оценивать. Наверное, во все века мир сходил с ума. А если ничего не изменилось, это еще хуже. Но чем больше вокруг пессимизма, тем больше я люблю жизнь. Я страж оптимизма и веры. Я стражник у дверей ада. Кто попал, тот попал, больше не хочу пускать туда никого. Поэтому я стою.
Римаса Туминаса называют одним из самых "русских" литовских режиссеров. Его предки — староверы, ушли в Литву из России 400 лет назад. Римас родился в городе Кельме. С 12 лет стал подрабатывать: показывал в деревне фильмы, чтобы содержать мать и младшего брата, потому что отец то уходил из семьи, то неожиданно возвращался.
В 18 лет поступил на театральный факультет Вильнюсской консерватории. Потом продолжил образование в Москве, в ГИТИСе. С тех пор, если можно так выразиться, живет в двух городах. В Вильнюсе поначалу руководил Государственным академическим драматическим театром Литвы, потом основал Малый драматический театр Вильнюса. В Москве тоже периодически ставил спектакли в разных театрах: имени Станиславского, "Современнике", Вахтанговском, который и возглавил в 2007 году.
За десять лет работы на посту худрука Театра Вахтангова Туминас сумел не только реанимировать знаменитый театр, который давно уже не радовал зрителя и тихо умирал, но и вернуть ему былую славу, а может быть, даже и приумножить ее. За это время в возглавляемой им труппе выпущено 48 новых спектаклей (в среднем — по пять в год). Такие сведения приводятся на сайте Министерства культуры РФ.
На счету самого Туминаса — 11 спектаклей, среди которых такие знаменитые, как "Маскарад", "Дядя Ваня", "Ветер шумит в тополях", "Пристань", "Евгений Онегин", "Улыбнись нам, Господи", "Минетти", "Царь Эдип". Репертуар театра также пополнили успешные работы других известных режиссеров: Юрия Любимова, Юрия Бутусова, Владимира Иванова, Михаила Цитриняка, Александра Коручекова, Сильвиу Пуркарете, хореографа Анжелики Холиной.
За десять лет под руководством Туминаса Вахтанговский театр совершил 119 гастрольных поездок, побывав в 33 городах России и в 54 городах 24 стран мира. Получил более 100 премий и наград, в числе которых "Золотая маска", "Гвоздь сезона", "Звезда театрала", "Премия Станиславского" и многие другие.
Площадь театра увеличилась почти в два раза: с 11 тыс. кв. метров до 20 тыс. кв. метров. Сейчас вахтанговцы играют спектакли уже на четырех сценах: Основной, Новой, Арт-кафе и Студийной. В текущем году к ним добавятся еще две площадки в Симоновском филиале театра.
Статистика свидетельствует: доходы театра от показа спектаклей в Москве и на гастролях за десять лет увеличились в несколько раз, что позволило поднять среднюю месячную оплату труда с 30 тыс. до 103 тыс. рублей. Театр Вахтангова признан самым посещаемым театром в Москве и в России, заполняемость его залов составляет почти 100%.
Беседовала Ольга Свистунова