Василий Лихачев: России и Европе нужны единые правила наблюдения за выборами
Выборы в Госдуму 2016 года были беспрецедентными по количеству иностранных наблюдателей, а к президентским выборам, как ожидается, будет проявлен еще более горячий интерес. Между тем в ЦИК продолжают настаивать на выработке единых правил международного наблюдения. О современной электоральной дипломатии, сотрудничестве ЦИК с ОБСЕ и о том, как будут выбирать президента РФ россияне, живущие за границей, в день дипломатического работника ТАСС рассказал чрезвычайный и полномочный посол, член ЦИК Василий Лихачев.
— Василий Николаевич, вы чрезвычайный и полномочный посол, работали постоянным представителем России при Европейских сообществах, а теперь курируете в Центризбиркоме международные отношения. Что же такое электоральная дипломатия, которой вы занимаетесь?
— Дипломатия, которая сложилась к сегодняшнему дню, имеет несколько срезов и аспектов. Это классическая дипломатия, которую осуществляет президент как глава государства и Министерство иностранных дел, а после идут разного рода подвиды: экономическая, экологическая, энергетическая дипломатии. Очень большую роль играет парламентская дипломатия, дипломатия регионов, которую творят достаточно активно и конструктивно субъекты Федерации.
Обозревая политические процессы, связанные с проведением избирательных кампаний, выборов, референдумов, я делаю вывод, что сегодня можно уже достаточно обоснованно говорить о формировании международной электоральной дипломатии в сфере сотрудничества национальных государств и международных организаций.
В подтверждение этого вывода сошлюсь на завершившуюся в России избирательную кампанию по выборам в Госдуму, которая показала, какой большой интерес международное сообщество, официальные и неофициальные круги проявляют к политической жизни современной России. ЦИК официально аккредитовал 774 международных наблюдателя, представителей 11 международных организаций, большое количество негосударственных наблюдателей и журналистов работали на этих выборах.
Сегодня ЦИК уже активно размышляет о президентской кампании в 2018 году.
Эти выборы привлекут еще больше внимания к международной деятельности России в сфере электоральных процессов и технологий, электоральная дипломатия получит новый стимул для развития.
Мне также представляется, что с помощью наших коллег из Госдумы и Совета Федерации можно было бы в качестве первого шага сформулировать предложение для международного сообщества, чтобы утвердить этот термин, включить его в международные политические документы, декларации, внимательно проанализировать существующую практику. Затем, может быть, можно будет выйти на какой-то общеполитический уровень — европейский, азиатский. А может быть, замахнуться и на масштаб побольше — разработать всемирную формулу, дефиницию, которая касается института электоральной дипломатии.
— В ЦИК прошлого созыва неоднократно говорили о необходимости принять рамочный закон для стран — участниц ОБСЕ, который регламентировал бы работу международных и иностранных наблюдателей. Эта идея жива среди членов обновленного Центризбиркома?
— Такой документ нужен. И наша последняя практика международного наблюдения в России показала актуальность этого вопроса. В 2002 году государства — члены СНГ разработали специальную конвенцию, в этом году мы будем отмечать 15-летие этого важнейшего документа. Но попытки перенести разработку такого проекта на уровень Европы закончились, к большому сожалению, тем, что страны Запада отказались вырабатывать какую-то консолидированную позицию.
Мы в рамках электоральной дипломатии планируем поднимать вопрос об этой инициативе на разного рода форумах, не только в Межпарламентской ассамблее СНГ (здесь взаимопонимание существует), но и в рамках Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы, в рамках парламентских структур ОДКБ.
Было бы логично пройтись по постсоветскому пространству и подготовить предложения для более широкого дипломатического поля. Например, этот вопрос можно было бы поставить перед Межпарламентским союзом — старейшей парламентской организацией в мире.
— Экс-глава ЦИК Владимир Чуров раньше не раз критиковал Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, упрекал организацию в предвзятости, потому что на выборы в Россию она посылала сотни наблюдателей, а в западных странах "десант" был гораздо меньше.
— Об этих и других проблемах председатель ЦИК Элла Памфилова говорила 19 января на встрече с руководством БДИПЧ ОБСЕ. Мы обговорили эти географические и количественные несуразицы, когда в Россию на выборы направляют 500 наблюдателей, а в страны Евросоюза или вообще не посылают, или посылают минимальное количество. Пример — страны Прибалтики, где есть проблемы и нарушения, о них все знают, но закрывают глаза и уши. Это очень важный вопрос.
Уже сегодня ощущаются интерес, импульсы от внешней среды, связанные с подготовкой к президентским выборам
С другой стороны, по итогам кампании в Госдуму мы предприняли конкретные шаги по расширению сферы взаимопонимания, более широкого объяснения своей позиции. Это во многом дипломатия первых лиц, в частности Эллы Памфиловой. Удалось много полезного привнести в сознание руководства ОБСЕ, в частности БДИПЧ ОБСЕ. Если бы они меньше были заражены русофобскими подходами, то с профессиональной точки зрения результативность их работы в России была бы более высокого уровня.
На встрече 19 января представители БДИПЧ заявили, что готовы приехать на президентские выборы, готовы продолжать то позитивное сотрудничество, которое сложилось за время последней избирательной кампании в России. Уровень взаимопонимания уже приподнят за год работы нового состава Центризбиркома, мы готовы к дальнейшему усилению этого тренда. Полагаю, что перспектива для новых шагов навстречу друг другу, для консолидации позиций, выработки каких-то идей реальна.
— Какие планы у членов ЦИК на участие в международных конференциях в этом году?
— Есть предложения, предполагающие участие руководства ЦИК — Эллы Памфиловой, зампреда Николая Булаева, секретаря Майи Гришиной — и других членов ЦИК с правом решающего голоса. Мы ориентированы на участие в работе генеральной конференции Всемирной ассоциации организаторов выборов, аналогичных европейской и азиатской ассоциаций. Мы запланировали поездку в октябре для председателя Центризбиркома на разного рода форумы, на венскую встречу в рамках ОБСЕ, предполагается, что в сентябре я посещу конференцию по человеческому измерению в Варшаве, где находится штаб-квартира БДИПЧ.
Мы прекрасно представляем ресурс международного сотрудничества, у нас есть конкретные предложения не формального, а активного и многоформатного участия в многостороннем международном сотрудничестве.
— Как ЦИК готовится к организации голосования на выборах президента России за рубежом? Наверняка эта кампания вызовет у россиян, живущих за границей, больший интерес, чем думская.
— Уже сегодня ощущаются интерес, импульсы от внешней среды, связанные с подготовкой к президентским выборам. Это Прибалтика, Израиль, Германия.
10 сентября этого года мы будем проводить дополнительные выборы в Госдуму по Кингисеппскому одномандатному округу, на них смогут проголосовать жители германского Бонна. Посмотрим на этой немецкой площадке, какие процессы происходят в политическом сознании наших избирателей. Думаю, что президентские выборы будут более активные, более масштабные. Надеюсь, что процент участия в них граждан РФ, проживающих за пределами России, будет значительно выше, чем на выборах в Госдуму.
— А кандидаты на президентский пост смогут приехать в другую страну, чтобы поагитировать живущих там россиян?
— Кандидаты смогут ездить агитировать, естественно, не за счет государства, а на средства своих партий. Мы будем разрабатывать различные инструкции, в том числе при участии МИД РФ, центрами организации голосования будут наши загранучреждения: посольства, генеральные консульства, консульства, представительства Россотрудничества.
В рекомендациях мы будем закладывать такого рода перспективу — встречи с избирателями, обмен агитационной литературой. Но важно помнить, что вся эта работа должна осуществляться не просто по желанию кандидата, а с учетом действующего законодательства каждой конкретной страны. Здесь нормы международного права обеспечивают суверенитет страны.
— Сегодня у дипломатических работников профессиональный праздник, который многие из них, очевидно, отмечают в непростых рабочих условиях…
— Профессиональный праздник российские дипломаты встречают в очень непростой геополитической среде, и они работают очень достойно, опираясь, с моей точки зрения, на формулу трех П: прагматизм, позитивизм и право. Такого рода подход позволяет, с одной стороны, решать очень серьезные проблемы: борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, ликвидация региональных конфликтов, обеспечение прав человека; а с другой — они сегодня представляют один из наиболее значимых отрядов мировой дипломатии, работа которого влияет на развитие мировой геополитики и экономики.
Беседовала Анна Гальчева