Глава Останкинской телебашни: 50 лет назад никто не думал о туристах
В 2017 году 5 ноября Останкинская телебашня отмечает 50-летие. Возводилась она в 1960–1967 годах по проекту советского инженера Н.В. Никитина. Строительные работы продолжались до 26 декабря 1968 года. Тогда же завершились отделочные работы на трех уровнях исторического и уникального по своей конструкции ресторанного комплекса "Седьмое небо". Движущиеся полы делают полный оборот за 40 минут, открывая панораму Москвы. Интерьер ресторана запечатлелся на кадрах многих советских художественных фильмов — хороший фон для съемок и модное место.
Высота башни с флагштоком составляет 540 м — это самое высокое здание в Европе и 10-е по высоте свободно стоящее сооружение после небоскреба Бурдж-Халифа (Дубай), Небесного дерева Токио, Шанхайской башни (Шанхай) и ряда других. С момента открытия ее посетило 10 млн человек — это почти население современной Москвы. На башне имеются две смотровые площадки: застекленная — на высоте 337 м и открытая — на уровне 340 м над землей.
В 1967 году началась работа четырех телевизионных и трех радиовещательных каналов, башня передавала сигнал на расстояние 120 км. На современном этапе Останкинская телебашня эксплуатируется Российской телевизионной и радиовещательной сетью (РТРС, оператор эфирной теле- и радиопередающей сети страны), адаптирует современные цифровые вещательные технологии для жителей Москвы и Московской области.
В 2000 году на башне произошел крупный пожар с очагом на высоте 460 м. Причина — перегруз передающей аппаратуры. После этого башня в течение нескольких лет была подвергнута глобальной реконструкции и модернизации. С 2008 года экскурсии возобновились, но знаменитый ресторан открылся вновь только весной 2017 года. С этого же года стал доступен для посещения 85-й технический уровень.
Юбилей башни совпал с 870-летием Москвы — она стала в этот раз главной площадкой ежегодного московского фестиваля "Круг света".
Директор филиала телевизионной и радиовещательной сети "Московский региональный центр", директор Останкинской башни Дмитрий Назаров рассказал в интервью ТАСС о том, как было организовано участие башни в световом шоу, как пройдет празднование 50-летия, об увеличении туристического потока и путях коммерциализации после реконструкции.
— Как пройдет празднование 50-летия? Будет ли что-то организовано для рядовых посетителей?
— В этом году к юбилею башни приурочен ряд мероприятий. На смотровой площадке башни 3 ноября состоится торжественная церемония гашения юбилейной почтовой марки, посвященной 50-летию телебашни. В церемонии примут участие руководители РТРС и ФГУП "Почта России". Помимо этого посетители могут оценить результаты нашего коллективного труда: в этом юбилейном для башни году мы открыли новый экскурсионный маршрут "Башня изнутри", запустили третий уровень ресторанного комплекса "Седьмое небо", подготовили площадку для мероприятий open air, а также начали модернизацию территории у подножия телебашни.
— Останкинская башня принимала участие в фестивале "Круг света" в сентябре 2017 года. Какие технологии были задействованы в шоу?
— Впервые в представлении были задействованы не только Останкинская башня, близлежащая к ней территория, но и пруд, на котором построили настоящий ледовый каток. На поверхности пруда были размещены световые и лазерные установки, горелки, фонтаны, пиротехника. На 15-метровую конструкцию, выстроенную напротив трибун, проецировали уникальный контент, созданный российскими профессионалами. Хореография фонтанов сопровождалась танцевальной программой, которую представляли на ледовом покрытии олимпийская чемпионка Татьяна Навка и Петр Чернышев, знаменитые спортсмены Александр Смирнов и Юко Кавагути.
В мультимедийном шоу были темы Года экологии и 50-летнего юбилея Останкинской башни. Она поочередно превращалась в Эйфелеву башню, дубайский небоскреб Бурдж-Халифа и нью-йоркский Эмпайр-стейт-билдинг. Современные технологии переносили посетителей фестиваля на лавандовые поля, к подножию Ниагарского водопада, в самое сердце парка Йеллоустоун и пещеры Бамбуковой Флейты.
— У вас есть панорамный с вращающимися полами уникальный ресторан "Седьмое небо", есть смотровая площадка, какие еще есть идеи дальнейшей коммерциализации башни?
— Останкинская башня — это в первую очередь объект связи, поэтому основной вид бизнеса — распространение телевизионного и радийного сигнала по территории Москвы и Московской области. На башне есть смотровая площадка, ресторанный комплекс, и есть желание у потребителей посещать эти места, соответственно, это тоже составляет определенную долю прибыли на нашем предприятии. Люди платят за входной билет, поднимаются на смотровую площадку, а желающие могут спуститься в ресторанный комплекс. На сегодняшний день в комплекс входят — говорю по ярусам вниз — бистро, кафе и ресторан. Получается, ресторан — более высокого уровня по стоимости — внизу. Это удобно, позволяет посетителям отгородиться от потока туристов. В феврале позапрошлого года было открыто бистро, кафе открыли в мае 2016 года, и в мае 2017 мы открыли сам ресторан. Меню разработано с учетом различных финансовых возможностей посетителей, и любой гость может выбрать комфортную для него обстановку. В кафе мы сделали ретросоветский акцент.
В планах — примерно через год открытие большого сувенирного магазина при входе на башню, площадь которого составит около 250 кв. метров.
— Ассортимент будет с логотипами Останкинской башни?
— Безусловно. Все что угодно с нашей символикой: ручки, линейки, карандаши, заколки для волос, браслеты, чехлы для мобильного телефона. Те же изделия из "Гжели" с образами башни. Нашим следующим этапом развития коммерциализации станет летнее кафе-веранда у подножия башни. Мы активно развиваем инфраструктуру территории Останкинской башни: ставим скамейки, торгуем мороженым и водой для посетителей. Я стал обращать внимание на то, что люди иногда просто приходят погулять по нашей территории, не поднимаясь на башню. Поэтому нужно сделать летнее кафе, чтобы люди могли перекусить, выпить кофе. Мы планируем, что это будет только в летний период.
— Какова сейчас заполняемость ресторана? Ряд посетителей "постили" в соцсетях еще летом полупустые залы "Седьмого неба".
— В будний день по вечерам и в выходные свободных мест в ресторане нет. Но такая ситуация началась относительно недавно. Результатами я доволен.
— Кто является операторами ваших заведений общепита?
— Наши штатные сотрудники: повара, экскурсоводы, администраторы. Это наша принципиальная позиция. Мы сознательно не нанимали кейтеринг, не привлекали аутсорсинг, потому что это стратегический объект, нам нужен прямой контроль персонала.
— А как в условиях ярусности конструкции вы готовите блюда?
— Есть специальный лифт, который из производственных цехов поднимает еду наверх: часть блюд готовится внизу, другая часть доводится до готовности на верхних этажах на площадях одного уровня в точках питания. Например, салат могут заправить наверху.
— На какой стадии сейчас обновление башни? Можно считать, что реконструкция башни полностью завершена?
— Да, завершена. Она полностью обновлена с 2000 года, когда был пожар. Особое внимание было уделено безопасности посетителей и персонала башни: для этого была установлена сложная система пожарной безопасности на автоматическом режиме, по которой сигнал идет сразу в пожарную часть. Мы контролируем все помещения: технические зоны, зоны экскурсоводов, кухни, воздуховоды.
Ресторанный комплекс был открыт позже, потому что нужно было провести дополнительную работу: нанять персонал, закупить необходимое оборудование, разработать меню и концепцию ресторанного комплекса.
— Как изменился туристический поток в результате реконструкции?
— За год поток увеличился в два раза (условно с июля по июль). Год назад на 1 июля рекорд посещаемости за день составил 1000 человек, на сегодняшний день рекорд составляет почти 2000 человек. Показатели посещаемости башни за 2017 год в сентябре сравнялись с суммарными объемами прошлых лет. В 2015 году Останкинскую башню посетили 231 487 человек, а в 2016 году — 210 327 человек. К концу года мы планируем довести этот показатель до 300 тыс. человек. 3000 в день — это реальная выполнимая расчетная величина. Если достигнем за два года, хорошо. Но реальнее за три года. Надо создать уникальные точки притяжения. Если раньше башня напоминала некий памятник, теперь здесь началось движение.
— Однако у вас есть технические лимиты, ограничивающие туристический поток. Как вы решаете этот вопрос?
— Да, мы — режимный объект, технически сложная конструкция. Мы обязаны выполнять требования Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны — он подчиняется МЧС. По нормативу, только 270 человек могут единовременно находиться на Останкинской башне — расчетная цифра вместе с персоналом. Это делается в первую очередь с точки зрения пожарной безопасности, потому что тогда последует эвакуация людей. Если это туристы — можете представить все сложности, связанные с этим.
Собственно, очереди на вход обусловлены только тем, что на мониторах отображается, сколько человек сейчас находится в здании и сколько, следовательно, мы можем запустить. Условно, двое вышли — двое зашли. Тщательный досмотр — тоже необходимое условие. Поэтому бывают пробки при досмотре на вход. Кто-то к этому относится с пониманием, кто-то нет.
Понимаете, самые знаменитые и пользующиеся у туристов популярностью Эйфелева башня в Париже, Берлинская башня — у них нет передачи телевизионного сигнала. У них телесигнал проходит по оптоволокну под землей. Так что у нас специфика сложная, но от нее никуда не деться.
— Как в этом случае планируете расширяться с точки зрения "розницы"?
— Посещаемость зависит от сезонности: существуют низкие сезоны, когда из-за облачности посещений мало. Утром людей всегда меньше, чем вечером, поэтому утром цена на посещение башни ниже. Сейчас мы занимаемся созданием интерактивных мониторов на смотровой площадке и в фойе башни, чтобы посетителям было интересно даже в облачный день. На мониторах они смогут увидеть панораму Москвы, узнать историю строительства и архитектурные особенности телебашни, получить различную информацию о метеорологических явлениях, оказывающих влияние на башню, и даже пообщаться с людьми на других башнях мира. Люди на Эйфелеву башню идут вне зависимости от погоды, наша задача — сделать практически то же самое.
В дальнейшем мы планируем развивать дополнительные туристические зоны. После полного перехода на цифровое телевещание, возможно, будет создан музей, где будут находиться передатчики и другая аппаратура аналогового вещания.
— Не боитесь конкуренции с башнями "Москва-Сити"?
— Конкуренция растет, безусловно. У "Сити" смотровые площадки чуть выше — 354 м, у нас на 337 м — смотровая, на 340 м — открытая. Однако мы — это необычное, интересное сооружение. Люди понимают, что не просто идут на панораму посмотреть, но они попадают "на телевидение". Мы будем развивать дополнительные туристические зоны, но стремительные шаги делать не хотим, потому что надо подготовиться к большому количеству людей.
— Какие методы привлечения туристов будете использовать?
— Например, мы в сентябре перезапустили наш сайт — сделали фактически новый ресурс tvtower.ru. Он создан специально для туристов, где каждый может посмотреть меню ресторана, узнать об инфраструктуре башни, об экскурсиях. Мы убрали лишнюю информацию: туристу не интересно, кто у нас главный бухгалтер, допустим. Сейчас готовим англоязычную версию и должны сделать версию для слабовидящих — это по закону.
— Возвращаясь к теме непрофильных доходов — розницы, какую ожидаемую долю всей выручки они будут составлять?
— Показатели приближаются к четверти. Мы шли к этому с 2008 года, когда была открыта смотровая площадка после пожара.
— В августе 2017 года на Останкинской башне произошел инцидент, когда незрячую девушку не пустили в ресторан "Седьмое небо". Как разрешился этот конфликт? Вы создали отдельный регламент для людей с ограниченными возможностями?
— Люди не всегда понимают, что башня была сконструирована 50 лет назад. Есть определенные особенности — мы не музей, мы объект режимный. Эвакуация осуществляется пешим строем по лестнице в 45 градусов наклона и шириной 65 см. Помимо этого при скорости ветра 19 м/с у нас выключается лифт. Эвакуация человека с ограниченными возможностями, а также беременных, детей до семи лет в этих условиях затруднена и вызывает проблемы для эвакуации других людей. Поэтому пока в существующих условиях им доступ и ограничен в соответствии с предписаниями МЧС. Для современных высотных строений присутствие туристов, маломобильных посетителей учитывается, но 50 лет назад никто об этом не думал. На Берлинской башне допуск таких категорий граждан тоже ограничен, кстати.
Что касается инцидента с незрячей девушкой, то на данный момент мы ждем решения от Роспотребнадзора и Главного следственного управления СК РФ по Москве.
— Как вы охраняете башню от руферов?
— К нам они пробраться не смогут. Мы внимательно следим за этим, подмечаем, кто и куда смог пробраться. Недавно на башню хотели пройти парашютисты, но их, конечно, не пустили, поскольку это угрожает их жизни и здоровью.
— Другие башни в Московском регионе и по России, которые входят в сеть РТРС, когда-нибудь станут объектом туристического интереса или Останкинская в этом смысле уникальна?
— Пожалуй, да, по многим характеристикам уникальна. Например, уже поднимался вопрос с недействующей полвека Шуховской башне на Шаболовке в Москве. Однако там невозможно организовать проход посетителей: участок со всех сторон окружен территориями и зданиями других организаций, среди которых ВГТРК, ЦНИИЛК, ФГУП "Космическая связь". Для прохода к собственному же объекту специалисты РТРС вынуждены заказывать пропуска в ВГТРК. По России всего 5028 башен, в Московской области стоят башни до 250 м высотой. Но бетонных башен, куда, соответственно, комфортно приходить туристам, в России всего две: Останкинская и в Новороссийске. В Новороссийске проблема — всего один лифт, и он технический, но устанавливать лифт для туристов — слишком дорого.
Беседовала Надежда Геращенко