Игорь Моргулов: РФ будет готова предоставить площадку для диалога двух Корей
Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов в интервью ТАСС рассказал о роли контактов Москвы и Вашингтона в урегулировании ситуации на Корейском полуострове, перспективах межкорейского диалога после окончания Олимпийских игр и совместных экономических проектах РФ и КНДР, не подпадающих под рестрикции Совета Безопасности ООН.
- Игорь Владимирович, ранее вы сообщали, что направили приглашение специальному представителю США по КНДР Джозефу Юну посетить Москву для проведения очередного раунда консультаций. Получила ли Москва ответ от американской стороны? Есть ли вероятность, что ваша встреча с Джозефом Юном состоится в ближайшие недели?
- Мое приглашение приехать в Москву у Джозефа Юна имеется. Сейчас прорабатываются удобные для обеих сторон даты. Не берусь загадывать, когда состоится эта встреча, но уверен, что динамично развивающаяся обстановка на Корейском полуострове требует активного российско-американского диалога по этой теме.
- Прямые переговоры между Вашингтоном и Пхеньяном до сих пор не начались, несмотря на то, что условия для таких контактов были, например, созданы в Пхёнчхане. Получает ли Россия сигналы от американских и коллег из КНДР об их готовности к переговорам? Каким образом российская сторона может оказать содействие для скорейшего начала прямых контактов между представителями США и КНДР?
- Судя по утечкам в СМИ, прямой контакт между делегациями США и КНДР в Пхёнчхане мог бы состояться, но, к сожалению, эта инициатива так и не была реализована. Москва неизменно выступает за налаживание прямого диалога между Вашингтоном и Пхеньяном. Кстати, это элемент второго этапа дорожной карты корейского урегулирования, разработанной нами совместно с китайскими партнерами. Мы надеемся, что и американцы, и северокорейцы осознают безальтернативность диалогового пути. В наших контактах и с теми, и с другими убеждаем партнеров перейти от выжидательной тактики к инициативным шагам по налаживанию прямого диалога, воспользоваться благоприятным "окном возможностей", открывшимся благодаря "олимпийскому затишью" на период Игр в Пхёнчхане.
- Как Москва оценивает потепление, наметившееся между двумя Кореями в последние недели? На ваш взгляд, возможно ли, что эта тенденция продолжится и после закрытия Олимпийских игр? Как бы вы могли прокомментировать заявления о том, что шаги КНДР по сближению с Республикой Кореей направлены на внесение раскола в единый антисеверокорейский фронт, костяк которого формируют Сеул, Вашингтон и Токио, и таким образом на желание уйти от международных санкций?
- Начавшийся межкорейский диалог оцениваем однозначно положительно, какими бы мотивами стороны при этом ни руководствовались. Не видим препятствий для закрепления и развития данной позитивной тенденции и по завершении Олимпийских игр. Более того, выступаем за то, чтобы повестка дня межкорейского диалога расширялась, включала в себя и темы экономического сотрудничества, в том числе реализацию известных трехсторонних проектов с участием России, КНДР и Республики Корея. Такое взаимодействие, например, в форме поставок российского угля в Южную Корею через порт КНДР Раджин, не подпадает под действие санкционного режима, введенного Советом Безопасности ООН, включая Резолюцию 2397, принятую в декабре 2017 года. И, разумеется, исходим из того, что перспектива межкорейского сближения не будет "сломана" необдуманными шагами по возобновлению военной активности в субрегионе.
- Ранее Ким Чен Ын пригласил своего южнокорейского коллегу Мун Чжэ Ина посетить Пхеньян. По вашему мнению, может ли такая встреча состояться в ближайшей перспективе? Или создание так называемых необходимых условий для визита может затянуться на неопределенный срок? Может ли Москва в обозримой перспективе предложить свою площадку для переговоров двух Корей?
- Поддерживаем идею проведения межкорейского саммита. Конечно же, это дело двух Корей решать, когда им проводить подобный контакт. С нашей точки зрения, единственным условием его осуществления должно быть отсутствие каких-либо условий с обеих сторон. Если поступит соответствующее обращение, мы, полагаю, могли бы рассмотреть возможность предоставления нашей площадки для осуществления межкорейского контакта. Но пока ни Пхеньян, ни Сеул с такими предложениями на нас не выходили.
- На днях заместитель министра иностранных дел КНДР Син Хон Чхоль заявил о намерении Пхеньяна развивать сотрудничество с Москвой, "преодолевая препятствия". Как может развиваться подобное сотрудничество, в каких сферах, не противоречит ли такое сотрудничество санкциям СБ ООН?
- Российско-северокорейское сотрудничество, конечно же, испытывает на себе влияние санкций. Наш товарооборот в последний год сократился до $70-80 млн. Наверное, это и имел в виду мой коллега. Но нет никаких препятствий для развития сотрудничества по тем направлениям, которые не подпадают под рестрикции Совбеза ООН. Я уже упоминал проект "Хасан-Раджин", есть и другие перспективные направления.
В ходе планируемого на конец марта в Пхеньяне заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству по линии профильных ведомств сторон будет проведена ревизия состояния хозяйственных связей, намечены пути развития взаимодействия с учетом действующих санкционных ограничений.
Беседовала Анастасия Филимонова