Посол Македонии в РФ: наша страна хочет в ЕС и НАТО
Посол Македонии в России Гоце Караянов рассказал в интервью ТАСС об устремлении своей страны в ЕС и НАТО, возможных вариантах реализации соглашения с Грецией по переименованию республики, а также ответил на вопросы о роли Москвы в процессах на Балканах.
— Референдум по переименованию Македонии был признан несостоявшимся из-за низкой итоговой явки. Президент республики Гёрге Иванов заявил, что референдум не удался, однако еще до завершения подсчета голосов премьер-министр Зоран Заев счел, что голосование можно считать успешным. Возможен ли вариант, что президент не согласится на изменение названия страны? Как отреагирует правительство? Есть ли вероятность разрастания внутреннего конфликта, если переименование будет осуществлено?
— Прежде всего, позвольте поблагодарить за возможность дать интервью вашему агентству. Хотел бы подчеркнуть, что как профессиональный дипломат не хотел бы комментировать события в Республике Македония, имеющие мотивированную политическим моментом природу, в связи с которыми и так ежедневно высказываются политики моей страны.
В последнее время Македония находится в состоянии коабитации (сосуществования), при этом президент государства и правительство имеют разные позиции в отношении отдельных вопросов. Это явление вообще не новость в демократических государствах. Одним из этих вопросов является и проведенный недавно референдум, который в соответствии с решением парламента Македонии был консультативным, как часть процесса имплементации конституционных изменений, предусмотренных Преспанским соглашением. На этом консультативном референдуме, напомню, из общего числа граждан — 18 06 336, записанных в избирательном списке, проголосовали 666 743, или 36,91%. На вопрос референдума: "Поддерживаете ли вы перспективу вступления в ЕС и НАТО с принятием соглашения между Македонией и Грецией?" — за проголосовали 609 813 граждан, или 91,46%, а против высказались 37 700, или 5,65%. Недействительным был признан 19 221 бюллетень, или 2,89%.
В любом случае фактом является то, что изменения, предусмотренные Преспанским соглашением, должны быть приняты депутатами парламента Республики Македония, а для этого необходимо получить большинство в две трети голосов. Если этого не будет достигнуто, согласно предварительным высказываниям премьер-министра Зорана Заева, есть большая вероятность того, что в Македонии будут организованы досрочные парламентские выборы.
Что касается вероятности разрастания внутреннего конфликта, то, как я говорил, в целом различные или противоположные политические позиции — это обычная часть политической жизни в демократических государствах. Однако вне зависимости от проявленных различий в подходах, которые порой кажутся весьма острыми, и власть, и оппозиция в Республике Македония, а также все этнические сообщества в стране согласны, что будущее государства связано с интеграцией в НАТО и ЕС, что является объединяющим элементом, исключающим появление конфликта.
— Проводились ли консультации с греческой стороной и западными партнерами о дальнейших действиях после проведения референдума? Обновлен ли план действий по имплементации Преспанского соглашения?
— После референдума премьер-министры Заев и Ципрас провели телефонный разговор, в ходе которого подчеркнули важность соглашения для Македонии и Греции. Плана имплементации соглашения как отдельного документа не существует. Есть само соглашение, которое подписано и которое должно вступить в силу только после завершения внутренних правовых процедур.
— Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг после референдума в Македонии заявил, что страна уже в 2019 году сможет войти в Североатлантический альянс, но только если утвердит соглашение с Грецией о переименовании. Многие западные политики высказываются в поддержку этого соглашения. Повлияют ли эти позиции на окончательное решение об изменении названия республики? Есть ли еще какие-то препятствия для вступления Македонии в НАТО?
— Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что членство Македонии в НАТО всегда являлось надпартийным национальным приоритетом, отражающим волю граждан моей страны и по которому активно работали все правительства с начала обретения независимости нашего государства. Если о многих вопросах существуют разные позиции, то по данному вопросу между президентом и правительством страны есть консенсус, как есть консенсус и между властью и оппозицией. Македония давно готова к членству в НАТО, но спор с наименованием государства мешал присоединиться к альянсу. С подписанием Преспанского соглашения открылась возможность устранения этого последнего препятствия для членства, и в этом контексте наши западные партнеры поддержали соглашение.
— Сообщалось, что переговоры о вступлении Македонии в ЕС могут начаться в июне 2019 года. Так ли это? Какие условия выдвигает Брюссель для присоединения к сообществу? Когда Скопье рассчитывает присоединиться к сообществу?
— Хотел бы напомнить, что Македония статус кандидата на членство в ЕС получила в 2005 году. Первая рекомендация о начале переговоров о вступлении в ЕС была получена в 2009 году, и с того времени каждый год Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры. Из-за проблемы, о которой я говорил в контексте интеграции в НАТО, к сожалению, у нас не было возможности начать переговоры о вступлении и с ЕС. Прогресс в этой части был достигнут за прошедший год, а с конца прошлого месяца официально начался этап скрининга, и логично ожидать, что с устранением препятствия начнутся и переговоры о вступлении. В какой промежуток времени это могло бы произойти — не могу сказать, но отметил бы, что начало переговоров о членстве — долго ожидаемое и у нас, и в ЕС.
Подчеркнул бы и то, что этот процесс имеет существенную важность для нас не только из-за самого факта членства, но по причине трансформации общества и проведения реформ, которые нужно довести до логичного результата. Мы всегда говорили, что хотим, чтобы наше развитие было соответственно оценено. До сих пор нам не хватало возможности быть оцененными. С началом переговоров, убежден, мы покажем, что заслуживаем этого членства, намного быстрее, чем некоторые думают. Конечно, мы должны быть реалистами и сказать, что это зависит и от внутренних процессов в самом Евросоюзе, который сталкивается с рядом вызовов.
— Ряд западных политиков — в их числе министр обороны США Джеймс Мэттис — заявляет, что Россия проводит агрессивную политику по закреплению своих позиций на Балканах. Разделяет ли Македония такое мнение?
— Ни для кого не является тайной, что Балканы исторически представляют регион, где сталкивались интересы многих глобальных и региональных сил закрепить свои позиции в регионе. С другой стороны, существуют интересы и самих балканских государств, которые зачастую великие державы используют в определенном контексте, связанном, как мне кажется, прежде всего с их взаимными отношениями. Наш интерес и политика направлены на интеграцию в западные структуры и сохранение дружественных отношений с главными участниками на международной сцене.
— Российская сторона придерживается позиции, что Македонии навязывают тему изменения названия республики, а также считает, что вопрос о госнаименовании страны должен быть рассмотрен в Совете Безопасности ООН. Как вы относитесь к российской позиции?
— В связи с утверждением, что решение навязано извне, позвольте подчеркнуть, что спор с Грецией находится в контексте нашей интеграции в ЕС и НАТО, и это понимают у нас все политические деятели. Наш интерес и интерес этих двух структур в том, чтобы устранить эту проблему. Может быть, из-за этого создается впечатление, что кто-то что-то навязывает. Надо иметь в виду, что вступление Македонии в НАТО и ЕС — это наша ориентация и цель, а правила, которые существуют для того, чтобы реализовать это членство, — ясны. Отсюда и попытки разрешить спор с помощью взаимоприемлемого решения. Насколько мне известно, позиция России долгое время была последовательной и основывалась на том, что Македония и Греция должны достичь соглашения, а Россия поддержит это соглашение.
— Планируются ли в ближайшее время новые визиты в РФ официальных лиц Македонии, в том числе на высшем уровне?
— Отношения Македонии с Россией всегда были высоко на шкале приоритетов у всех правительств в моем государстве. Об этом публично говорят все политические деятели в Македонии. К сожалению, в последнее время у нас наблюдается определенный застой в динамике политических контактов, что является результатом нескольких факторов, но с другой стороны, и отражением политического кризиса, в котором мы находимся в последние годы.
Отношения Македонии с Россией всегда были высоко на шкале приоритетов у всех правительств в моем государстве
Напомню, что президент Иванов в мае прошлого года находился с визитом в Москве и встретился с президентом РФ Путиным. Для нас это была значимая и содержательная встреча. В начале года Москву посетил министр сельского, лесного и водного хозяйства Республики Македония, сопредседатель российско-македонской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. До конца этого года запланированных визитов нет. Тем не менее в начале будущего года предстоят мероприятия в рамках межправительственной комиссии, а также в русле диалога министерств иностранных дел двух государств.
— Есть ли планы расширять связи с Россией в торгово-экономической сфере? Какие проекты планируются к реализации? Есть ли перспективы развития гуманитарных связей?
— Безусловно. Сотрудничество в торгово-экономической области является одним из ключевых приоритетов в отношениях между двумя государствами. Недавно я имел возможность прочитать интервью нового посла РФ в Скопье, который также открыто говорит, что ключевым приоритетом в его миссии являются экономические отношения. Хотел бы напомнить, что Македония — одна из небольшого числа государств Европы, которая не ввела санкции против России, показывая на практике, что имеет серьезный интерес к сотрудничеству в этой сфере. Общий товарооборот за прошедшие три с половиной года, по данным ФТС, составляет $482 млн, из которых $291 млн — македонский экспорт. Правительство Республики Македония каждый год с финансовой точки зрения поддерживает участие македонских компаний в крупнейших выставках продуктов в Москве, и так будет и в будущем.
Считаю, что существует возможность для развития более плотного сотрудничества в части инвестиций. Знаете, когда я вступил в должность посла в Москве, во время подготовки увидел, что до 1999 года число представительств македонских компаний в Москве было около 30. Это значит, что мы могли отлично сотрудничать в намного более турбулентные времена, чем сегодняшние. Поэтому цель двух государств — постоянно информировать и помогать заинтересованным субъектам бизнеса и, безусловно, стимулировать их к более тесному сотрудничеству. У нас нет намерения создавать препятствия такому сотрудничеству, и считаем, что интерес России протекает в этом же русле.
Что касается отношений в сфере культуры, каждому понятны глубокие культурные связи между македонским и русским народами. Это — залог для дальнейшего сохранения культурных отношений между двумя странами. В прошлом году прошли Дни российской культуры в Македонии, и мы прикладываем усилия, чтобы организовать Дни македонской культуры в России до конца этого года или в начале следующего. Также продолжается выделение квот для македонских студентов, которые обучаются в российских университетах, и за прошедшие годы благодаря российским стипендиям более ста студентов получили высшее образование здесь.
— В связи с "делом Скрипалей" власти Македонии приняли решение о высылке российского дипломата, Россия ответила зеркально. Осуществлена ли уже замена высланных дипломатов?
— В данный момент в Министерстве иностранных дел нашей страны продолжаются процедуры по пополнению образовавшего свободного места после зеркальных мер со стороны Москвы. Насколько мне известно, в посольстве РФ в Скопье также планируется пополнение и расширение дипломатического состава.
— Со стороны Запада систематически звучат обвинения в том, что Россия якобы вмешивается в выборные процессы в ряде стран. Можете ли вы подтвердить, что у Скопье нет повода подозревать Москву во вмешательстве в референдум?
— В качестве ответа на ваш вопрос я бы привел недавнее заявление премьер-министра Зорана Заева, данное во время конференции, посвященной свободе СМИ в регионе Балкан. Он подчеркнул, что нет сведений о российском влиянии в Македонии посредством дезинформации или ложных новостей. Я не знаю, что мог бы дополнительно добавить в этом контексте.
Беседовал Иван Колыганов