Замглавы МИД РФ: США пригласили нас к себе для диалога по КНДР
Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов рассказал в интервью ТАСС о ситуации вокруг Корейского полуострова, возможных контактах с США на их территории, а также ответил на вопросы о последствиях односторонних шагов по КНДР.
— Игорь Владимирович, на полях Восточного экономического форума во Владивостоке анонсировалось проведение в ближайшее время раунда консультаций с Японией по проблематике мирного договора. О каких сроках идет речь?
— На треке мирного договора складывается следующая ситуация. Состоялась третья бизнес-миссия на Южные Курильские острова, в ходе которой продолжилось обсуждение возможных проектов сотрудничества в рамках совместной хозяйственной деятельности. По оценке обеих сторон, работа бизнес-миссии может быть признана успешной.
В ближайшее время, до конца текущего месяца, мы планируем проведение двух заседаний рабочих групп. Первая — это рабочая группа по совместной хозяйственной деятельности, по коммерческим аспектам, заседание пройдет в Москве. Вторая группа — по свободному перемещению, заседание состоится в Токио до конца октября.
После этих двух заседаний мы проведем в Москве в начале ноября очередной полноценный раунд консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел по вопросам налаживания совместной хозяйственной деятельности. Ждем заместителя главы МИД Японии Такэо Мори.
— 16 октября в Москве Вы провели консультации с новым спецпредставителем Госдепартамента США по политике в отношении Северной Кореи Стивеном Бигэном. Какие вопросы обсуждались, когда пройдет следующая встреча в данном формате?
— У нас состоялся полноценный раунд консультаций по ситуации на Корейском полуострове, это были первые консультации для нового спецпредставителя США Госдепартамента по политике в отношении КНДР Стивена Бигэна.
Мы провели очень полезный, конструктивный разговор, обменялись мнениями по ситуации на полуострове, сопоставили наши оценки и обсудили вопросы, где Россия и США могли бы взаимодействовать в интересах достижения результата, который нас в этом смысле объединяет с Вашингтоном, а именно: достижение денуклеаризации Корейского полуострова и создание в этом субрегионе механизма прочного мира и безопасности. В целом консультации были весьма успешны.
Стивен Бигэн пригласил меня посетить США до конца года. По времени мы еще не определились, но я принял это приглашение. Думаю, в недалеком будущем моя поездка состоится для продолжения данных консультаций.
— Рассматривалась ли в ходе консультаций со спецпредставителем США тема возобновления шестисторонних переговоров?
— Затрагивалась тема возобновления многосторонних переговоров.
Мы не скрываем, что полагали бы целесообразным возобновить переговоры в шестистороннем формате (Россия, Китай, обе Кореи, США и Япония — прим. ТАСС), но в то же время допускаем возможность каких-то изменений данного формата. Если говорить о механизме мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, то там, помимо участников шестисторонних переговоров, есть Монголия, которая является частью СВА. Не исключаю, что на каком-то этапе и Монголия могла бы присоединиться к этим консультациями, тогда они стали бы семисторонними.
Мы открыты к обсуждению любых вариантов. Главное, чтобы консультации были многосторонними с участием всех ключевых игроков, у которых есть реальные интересы в регионе и которые заинтересованы в поддержании сохранения стабильности и мира.
— Какие контакты запланированы до конца года по ситуации на Корейском полуострове, в том числе с коллегами из КНДР?
— Мы продолжаем консультативный процесс в двустороннем (с КНДР — прим. ТАСС) и трехстороннем формате - недавно в Москве состоялась встреча Россия – Китай – КНДР на уровне заместителей министров иностранных дел.
Также планирую до конца года поездку в Республику Корея для продолжения диалога с нашими южнокорейскими партнерами по теме Корейского полуострова. Безусловно, будем продолжать контакты.
Очень тесно сотрудничаем с китайскими партнерами, вместе с коллегой - заместителем министра иностранных дел Китая Кун Сюанью в последнее время встречаемся практически раз в месяц, раз в два месяца поочередно в Москве и Пекине. Это и неудивительно, поскольку мы, как известно, разработали совместную дорожную карту корейского урегулирования и прилагаем усилия к тому, чтобы ситуация на полуострове развивалась в русле рекомендаций нашей дорожной карты. Мы считаем, что де-факто так и происходит.
Сейчас мы находимся в середине второго этапа реализации дорожной карты, всего предполагается три этапа. Третий этап предполагает создание механизма мира и безопасности путем проведения многосторонних консультаций. Полагаем, что уже на этом этапе можно было бы начать обсуждение запуска таких многосторонних механизмов для рассмотрения вопроса о создании системы прочного мира и безопасности на Корейском полуострове и в субрегионе Северо-Восточной Азии.
— Обеспокоена ли Россия неким дисбалансом, когда ряд игроков требует от КНДР полной и односторонней денуклеаризации, а взамен говорится об усилении санкционного давления?
— Безусловно, это беспокоит. Мы считаем, что вообще процесс урегулирования на Корейском полуострове должен быть поэтапным и сопровождаться синхронными шагами со стороны непосредственных участников – заинтересованных стран в этом процессе. Понятно, что любой перекос в направлении действий или мер, предпринимаемых только одной стороной, вряд ли даст результат. Все должно быть на основе взаимности, параллельных, синхронных и поэтапных шагов.
Мы выступаем за такой подход. Такой подход, кстати, получил очень полное отражение в совместном заявлении заместителей министров иностранных дел России, Китая и КНДР по итогам консультаций в Москве. Хотел бы обратить внимание, что это именно согласованный текст, это позиция, одобренная тремя странами. В заявлении четко прописано, что мы выступаем именно за такой поэтапный подход на основе взаимных шагов вовлеченных сторон. Это было бы правильным.
Беседовали Иван Колыганов и Григорий Сапожников