Глава Камчатки: в регионе в 2018 году реализовали несколько важнейших проектов
Камчатский край сегодня остается одним из самых удаленных и труднодоступных регионов страны. Но несмотря на это, край активно развивается. О том, как один из самых северо-восточных регионов страны справляется с выполнением указов президента РФ, обновляет инфраструктуру, строит новые дороги, запускает новые авиарейсы и работает с зарубежным бизнесом, в интервью ТАСС рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
— Какие предложения подготовит регион для внесения в Национальную программу развития Дальнего Востока? Будут ли среди них предложения по решению демографического вопроса региона?
— Это вопрос совершенно новый, он очень важный для нас, и те критерии, которые были определены в части формирования этой программы, должны быть выше, чем в национальных проектах, тогда это действительно будет развитие. Сейчас будем активно этим вопросом заниматься, предстоит серьезная работа с отраслевыми министерствами федерального правительства. Нужно будет многое доработать, чтобы выйти на опережающую позицию.
Что касается улучшения демографической обстановки, то мы сформировали ряд предложений. Во-первых, это введение дополнительной меры для молодых семей с детьми в виде единовременной выплаты в размере 250 тыс. рублей на уплату первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Во-вторых, принято решение о расширение категорий женщин, которые смогут претендовать на получение краевого материнского капитала при рождении первого ребенка. Если сейчас на него могут претендовать женщины в возрасте от 19 до 24 лет, состоящие в браке, то после внесения изменений выплаты получит любая жительница Камчатки, родившая первенца, в возрасте от 19 до 30 лет.
Кроме того, мы предлагаем расширить целевую категорию семей, получающих финансовую поддержку в крае на основе социального контракта, включив в нее студенческие семьи, в которых родился ребенок. И еще одно важное решение — на 50 млн рублей увеличить ежегодное финансирование краевых программ по предоставлению жилья многодетным семьям.
— Как сегодня поддерживается образовательная сфера в регионе? Выполняются ли майские указы по зарплатам преподавателей, нужны ли региону дополнительные средства на их выполнение? Сколько школ и детских садов отремонтировано в прошлом году, ремонтируются в этом и будут отремонтированы в следующем?
— Уровень заработной платы работников, попадающих под действие майских указов, в среднем по сравнению с 2012 годом вырос в два раза. Так, средняя зарплата педагогов дошкольного образования на Камчатке составляет 61 465 рублей, педагогов общего образования — 67 026 рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций — 69 056 рублей, педагогов учреждений дополнительного образования детей — 69 549 рублей, педагогических работников организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — 67 624 рублей.
В 2019 году за счет средств краевого бюджета будет продолжено оказание финансовой помощи органам местного самоуправления на комплексную модернизацию системы питания в общеобразовательных организациях, включающую проведение капитальных ремонтов обеденных залов, пищеблоков и подсобных помещений. На эти цели будет предусмотрено 83,8 млн рублей.
За период с 2011 по 2018 год полностью модернизированы 18 школьных столовых и обеспечены современным технологическим оборудованием 38 организаций. В 2019 году мы планируем отремонтировать восемь спортивных залов, обустроить спортивные площадки в десяти школах, создать школьные спортивные клубы в четырех общеобразовательных организациях.
Что касается строительства образовательных учреждений, то в период с 2014 по 2018 год на Камчатке построены четыре детских сада, один учебный комплекс и одна общеобразовательная школа (в общей сложности 1365 мест). Кроме того, месяц назад в Усть-Камчатске был введен в эксплуатацию новый автодром. В 2019 году в городе Елизово появится новая школа на 990 мест. В инвестиционной программе Камчатского края на 2019–2023 годы предусмотрено строительство восьми образовательных объектов на общую сумму более 2 млрд рублей.
В середине декабря для детей откроет свои двери "Кванториум", на строительство которого Камчатка получила из федерального бюджета субсидию в размере 78,9 млн руб. Из краевого бюджета на реализацию проекта было направлено 14,7 млн рублей.
— Какие социальные объекты в рамках выполнения программы по единой субсидии будут построены на Камчатке в 2018 году и в планах на 2019 год?
— В этом году правительство края разработало и приняло план социального развития центров экономического роста Камчатки. В него вошли проекты по строительству краевой больницы, стадиона "Спартак" и модернизации материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования. Общий объем финансирования из федерального бюджета на три года составит 4,7 млрд рублей. Из краевого бюджета на данные мероприятия также выделены средства в общем объеме 377,5 млн рублей.
В текущем году восемь учреждений среднего образования получат новое оборудование для подготовки специалистов по востребованным и перспективным специальностям. Средства федерального бюджета на укрепление их материально-технической базы запланированы в объеме 71 млн рублей и будут полностью освоены в текущем году.
По перечисленным инвестиционным проектам работы будут выполнены к 2020 году. В рамках первого этапа строительства краевой больницы будут возведены и начнут работу стационар на 175 коек и лечебно-диагностический корпус. Что касается стадиона, то на нем можно будет заниматься более чем десятью видами спорта. Кроме того, в зимнее время года будет работать каток.
Мы готовы подать заявку на получение единой субсидии с проектами по строительству театра кукол и ФОК "Водник". При наличии дополнительного финансирования у нас есть реальная возможность претендовать на включение новых объектов в план социального развития для их реализации с федеральной поддержкой.
— Как будет развиваться сеть авиамаршрутов в регионе в 2019 году и какая сумма из бюджета будет на это потрачена? Выросла ли она по сравнению с этим годом?
— Камчатский край — один из самых удаленных от центра России субъектов, который не имеет внешних сухопутных коммуникаций. Существующая сеть автомобильных дорог не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов Камчатского края с его северной частью.
А потому обеспечение транспортной доступности для жителей Камчатки — один из главных приоритетов в работе правительства. Из краевого бюджета на постоянной основе субсидируются более 90 внутренних маршрутов, в результате чего стоимость авиабилетов для населения снижена в среднем на 45%. Данная мера позволила увеличить пассажиропоток и стабилизировать работу камчатских авиапредприятий. На эти цели в 2018 году выделено 692 млн рублей. На 2019 год запланировано 598 млн рублей с последующим увеличением по факту освоения средств.
Кроме того, субсидируются новые рейсы в соседние субъекты, запущенные в этом году, в Анадырь и Магадан. Последний, после соглашения, которое было подписано между Камчатским краем и Магаданской областью на четвертом Восточном экономическом форуме, мы субсидируем совместно. В перспективе мы рассчитываем, что рейсы между субъектами позволят не только перевозить пассажиров, но и поставлять продукцию камчатских производителей на рынки Чукотки и Магаданской области.
— Как сегодня развивается транспортная инфраструктура на Камчатке? Насколько развита дорожная сеть в регионе?
— Как я уже говорил ранее, обеспечение транспортной доступности для жителей края — наш приоритет. Общая протяженность дорог на Камчатке составляет порядка трех тысяч километров, из них тысяча километров — с песчано-гравийным покрытием и 457 км — грунтовки и автозимники. 72,8% дорог нуждаются в капитальном ремонте. Стоимость капитального ремонта одного километра на Камчатке составляет 68,15 млн рублей, потому и темпы обновления дорожного фонда не так быстры, как нам бы того хотелось.
При этом 2018 год стал рекордным для дорожной отрасли Камчатки. В этом году на ремонты автомагистралей в крае было направлено более 3 млрд рублей. На эти средства мы привели в нормативное состояние 79,9 км, такого не было никогда.
В сентябре мы ввели в эксплуатацию еще один участок Мильковской трассы, теперь из 309 км ее общей протяженности нам осталось заасфальтировать только 30. Начато строительство совершенно новых дорог в краевой столице, появление которых позволит разгрузить действующие магистрали Петропавловска-Камчатского и ликвидирует пробки на северо-востоке города.
— Как сейчас развивается взаимодействие региона и Китая, какие проекты уже реализованы на Камчатке китайским бизнесом и какие готовятся к реализации?
— Сейчас на Камчатке запущены два инвестиционных проекта, направленных на развитие экспортной деятельности края и КНР. Первый из них — это строительство горно-обогатительного комбината "Шануч". Инвестором является швейцарская компания Molumin AG. В настоящее время на руднике ведется добыча медно-никелевой руды, ее первичная переработка — производство рудоконцентрата с содержанием 6% — с последующей отправкой на перерабатывающие фабрики за пределы региона, а именно в Китай.
За 2017 год добыто 147,2 тыс. т кобальт-медно-никелевой руды, содержащей 7,1 тыс. т никеля, 15,1 кг золота, 20,4 кг платины, 27,4 кг палладия. В 2018 году на месторождении добыто на 80% больше никеля, чем в 2017-м. Это связано с тем, что компания увеличивает плановые объемы производства. Уровень добычи никеля составляет 181,8% от уровня добычи 2017 года.
Еще один проект — это поставки бутилированной негазированной артезианской воды "Вулканы Камчатки" в Китай. Природная артезианская вода добывается на сопке Петровской из скважины глубиной более 170 м. В марте 2018 года между ООО "Аквамарин", ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" и китайской компанией COFCO Coca-Cola Beverages Ltd заключен трехсторонний меморандум о сотрудничестве сроком на пять лет. Летом 2018 года в КНР была отправлена первая экспортная партия бутилированной воды в количестве 17,64 тыс. бутылок объемом 0,5 литра.
Кроме того, правительство края ведет переговоры с рядом китайских компаний, которые планируют инвестировать в различные отрасли экономики Камчатки. Так, на ВЭФ в 2018 году было подписано соглашение с корпорацией "Сань Чжун", которая планирует реконструировать причалы ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" и создать на их базе многофункциональный портово-промышленный парк международного уровня. Общий объем инвестиций в проект составит приблизительно 20 млрд рублей.
30 октября инвестиционная корпорация Harbin ZhongJiGuoNeng Investment Corporation и Корпорация развития Камчатки заключили соглашение о намерениях по реализации проекта строительства Жупановской ГЭС стоимостью более миллиарда долларов. Заключению соглашения предшествовала длительная работа сторон. Жупановская ГЭС, в случае начала ее строительства, станет крупнейшей инвестиционной инициативой, реализуемой на Дальнем Востоке с участием иностранного капитала.
— Как вы оцениваете развитие туристских кластеров на Камчатке? Каковы их перспективы?
— Кластерный подход к развитию актуален не только для туризма, но и, наверное, для любой отрасли экономики. Наш опыт показывает, что кластер — это возможность объединить усилия бизнеса, государства и общественных институтов на одной площадке.
Один из таких примеров — туристский кластер "Култучное озеро" в центре Петропавловска-Камчатского. В рамках этого проекта в самом сердце краевой столицы, в живописном месте на берегу Авачинской бухты и Култучного озера строится крупнейшая на Камчатке гостиница. Девятиэтажный гостиничный комплекс с собственным бизнес-центром, концертным залом, бассейном, спа, ресторанами будет построен ориентировочно в 2020 году. Это будет первая пятизвездочная гостиница на Камчатке. Рядом с ней завершается строительство этнодеревни, которая объединит под своей крышей ремесла и культуру коренных народов края. Здесь же вскоре начнется строительство визит-центра, это тоже частный инвестпроект.
Учитывая задачи развития территории, мы выделили средства муниципалитету на развитие городской инфраструктуры — там отремонтированы дороги, инженерная инфраструктура, набережная, реконструирована прогулочная зона Никольской сопки — там создан самый современный в крае городской парк. Считаю, что это вполне успешный опыт создания кластеров. Сейчас бизнес проявляет большой интерес к развитию туристских проектов на Камчатке. Только в 2017 году объем инвестиций в развитие частных проектов в сфере туризма вырос почти в два раза.
Кроме того, инвесторов привлекают механизмы государственной поддержки — территория опережающего развития "Камчатка" и Свободный порт Владивосток. Сейчас у нас уже около 50 резидентов этих налоговых режимов, которые реализуют проекты в туризме. Объем инвестиций по ним составляет порядка 7 млрд рублей. Для краевой экономики это очень неплохой показатель.
— Как поддерживается развитие туризма в районах, особенно отдаленных? Какие, на ваш взгляд, особенности развития туризма там и каковы перспективы?
— Если говорить о частных инвестициях, то наиболее привлекательные территории все же Петропавловск-Камчатский и Елизовский район. Там мы наблюдаем наибольшее число инвестиций. Но современные базы отдыха — туристические, бальнеологические, рыболовные и охотничьи — строятся во многих районах края.
Инвестор сегодня приходит с крупными инфраструктурными проектами в Центральную Камчатку — оттуда туристы посещают уникальные места в Ключевском природном парке, — там будет реконструирована взлетно-посадочная полоса для малой авиации. Есть интерес к проектам в Быстринском, Усть-Большерецком, Усть-Камчатском районах. Конечно, объем инвестиций там не столь велик, но и там туризм постепенно начинает развиваться. Мы со своей стороны стараемся поддержать региональные природные парки, выделяем средства на развитие туринфраструктуры муниципальным образованиям.
Объем средств, может, и не такой большой, но позволяет районным властям создавать новый турпродукт, обустраивать зоны отдыха, создавать дополнительные возможности для бизнеса. И пусть экономический эффект от развития туризма в отдаленных районах не такой высокий, но это позволяет задействовать местное население, дать дополнительный стимул людям, бизнесу, стимулирует власть к развитию инфраструктуры гостеприимства. Для нас это самое важное.