14 ДЕК, 10:00

Глава Мурманской области: в России нет четкого понимания, что делать с богатством Арктики

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун называет Арктику сокровищем России, но при этом сетует, что правительство страны до сих пор не разработало четкую программу ее освоения. Тем не менее в Мурманской области уже ведется ряд масштабных арктических проектов. И регион привлекает не только инвесторов — он знаменит у туристов всего мира как место, где можно полгода кататься на лыжах и наблюдать полярное сияние, которое у многих народов считается символом счастья.

В интервью ТАСС Марина Ковтун рассказала о крупнейших проектах региона, его уникальных достопримечательностях и о том, как ради улучшения жизни северян регион решает социальные и финансовые проблемы.

— Марина Васильевна, для начала хотелось бы поговорить о политической картине СЗФО в целом. Недавно в округе сменился полпред. Встречались ли вы раньше с Александром Гуцаном и состоялась ли уже встреча с ним в новой должности? Какие-то задачи перед Мурманской областью он уже поставил?

— Лично мы пока не встречались. С момента его вступления в должность прошло всего около месяца, и, как мне известно, за это время Александр Владимирович уже побывал в паре субъектов СЗФО. Рано или поздно очередь дойдет и до Мурманской области.

Отношения с институтом полномочных представителей президента у нас всегда складывались продуктивные, Мурманская область у полпреда традиционно была на хорошем счету, например, по исполнению майских указов. Думаю, взаимоотношения с Александром Владимировичем Гуцаном не станут исключением, как говорится, одно дело делаем.

— В этом году в СЗФО произошло еще одно важное назначение — новым врио главы Санкт-Петербурга был назначен Александр Беглов. Власти города уже не раз заявляли о том, что Петербург рассчитывает стать неким центром, объединяющим вокруг себя арктические регионы России. Как вы оцениваете перспективы совместной работы в сфере арктических проектов с новым руководством города?

— Что касается конкретно Александра Дмитриевича Беглова, то я знаю его как человека очень энергичного, деятельного, хорошо знающего проблемы регионов, в том числе входящих в Арктическую зону. И в любом случае можно только приветствовать, что в числе сторонников "арктической повестки" России появляется такая серьезная фигура.

Между Мурманской областью и Санкт-Петербургом связи исторически самые тесные и широкие, еще с тех далеких лет, когда Мурманский округ был составной частью Ленинградской области. Они никогда не прерывались и не ослабевали. Если мы сможем сотрудничать еще и в сфере арктических проектов — это прекрасно.

— В последнее время вновь участились разговоры и о возможной смене власти в Мурманской области. Чем они могут быть вызваны и как вы лично к ним относитесь?

— Мне сложно комментировать слухи. Но если говорить в общем, то ротация губернаторов — нормальная практика, не вижу в данном факте ничего необычного. Сменяемость власти — это естественный процесс, необходимый фактор демократии.

Опять же, если вы внимательно наблюдаете за политическим процессом в стране, то должны заметить, что в большинстве своем уходят в отставку губернаторы, срок полномочий которых подходит к концу. Кто-то из моих коллег подает президенту прошение об отставке, чтобы начать новую избирательную кампанию, кто-то реализует себя на новом месте.

Выборы губернатора Мурманской области пройдут в 2019 году. На данный момент я продолжаю работу на посту главы региона. И к любым "разговорам" отношусь спокойно.

— Недавно в Мурманске затонул самый большой в РФ плавучий док — ПД-50. Рассматривается возможность подъема или использования другого дока в Мурманской области (на СРЗ-10) для ремонта больших военных кораблей. Принимает ли участие регион в работах по поднятию ПД-50? Есть ли уже информация о том, какое переоснащение потребуется СРЗ-10 для приема больших военных кораблей?

— Да, принципиальное решение о подъеме ПД-50 на федеральном уровне принято, но с учетом сложности операции сроки пока не определены. Необходимость и возможность участия сил и средств Мурманской области в подъеме дока также будет определена после утверждения технических решений.

Сейчас ведется расследование причин происшествия. Создана межведомственная комиссия. Говорить о каких-то конкретных выводах пока рано.

Что касается СРЗ-10, то его мощности даже с учетом возможной модернизации, к сожалению, не позволят производить ремонт крупных кораблей типа "Адмирала Кузнецова". Но они могут очень пригодиться, если правительство России примет решение о строительстве нового плавдока.

— Недавно завершилось, пожалуй, главное ежегодное событие в экономической жизни региона — Мурманская международная деловая неделя. Каких реальных результатов удалось достичь?

— Итоги Недели мы оцениваем вполне позитивно. В этом году ее участниками стали более 3 тысяч делегатов из 36 регионов России и 15 зарубежных стран.

Мы впервые ввели в программу Недели три совершенно новых мероприятия. Это, во-первых, международная сессия "Сотрудничество в Арктике". Затем — VII Экологический форум компании "Норникель" "Охрана окружающей среды и устойчивое развитие северных территорий", который впервые прошел на площадке Деловой недели. И наконец, панельная дискуссия "Проектное управление в государственном секторе".

В рамках Деловой недели мы подписали целый ряд соглашений, в том числе Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве Кольского района и компании "Новатэк — Мурманск" и Соглашение о сотрудничестве между правительством Мурманской области и ПАО "Энел Россия" по строительству ветропарка стоимостью 273 млн евро.

Но главное — мы еще раз "освежили" арктическую повестку для коллег из регионов Арктической зоны и, конечно, федерального центра. К сожалению, у нас до сих пор нет единого закона об Арктике, затягивается создание опорных зон, в результате громко заявленные несколько лет назад стратегические планы освоения Арктики буксуют. Подчеркну: страдают от этого не только северные регионы — такая волокита и неясность может негативно сказаться на стране в целом. Арктика — невероятное сокровище России, но при этом на федеральном уровне по сей день нет внятного понимания, что с этим богатством делать.

Мурманская область принимает самое активное участие в обсуждении проекта закона об Арктике, и Деловая неделя служит для нас в том числе трибуной для выражения нашего взгляда, для попытки консолидации арктических регионов в отстаивании наших общих интересов.

— Давайте от теории перейдем к практике. В регионе уже сейчас реализуются очень крупные инфраструктурные проекты, в том числе строительство Мурманского транспортного узла. Минтранс озвучивал идею о том, что проект может быть реализован по принципу "инфраструктурной ипотеки". Удалось ли уже найти для него партнеров?

— Начнем с того, что первая очередь проекта реализуется на федеральные средства в рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы". Это строительство железнодорожной ветки протяженностью 46 километров на западный берег Кольского залива, которое сейчас ведется полных ходом.

Что касается инвесторов, то уже началась реализация проекта строительства угольного терминала ООО "Морской торговый порт "Лавна" мощностью 18 млн тонн в год на западном берегу Кольского залива. Сейчас на площадке ведутся подготовительные работы и вертикальная планировка. С марта 2019 года можно будет использовать подготовленные площадки для сооружения объектов основного этапа, первая очередь терминала будет введена в эксплуатацию до конца 2020 года.

Строительство угольного терминала, завершение строительства железнодорожных подходов к порту, дноуглубление и формирование акватории будут реализованы в рамках концессионного соглашения между Федеральным агентством морского и речного транспорта и ООО "МТП "Лавна".

— На какой стадии находится проект создания верфи "Новатэка", что уже сделано, какова итоговая сумма инвестиций на сегодня?

— "Новатэк" строго придерживается своих планов. Сейчас на площадке будущего Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке ведется планировка территории, земляные и буровзрывные работы. Подобраны генподрядчики и субподрядчики.

Первая очередь центра будет запущена уже в 2019 году. А к 2025 году на объекте планируется завершить строительство трех плавучих СПГ-заводов производительностью более 6 млн тонн сжиженного газа в год каждый.

По последней информации, озвученной председателем правления "Новатэка" Леонидом Викторовичем Михельсоном, общий объем инвестиций в проект составит порядка 120 млрд рублей.

— И о проекте создания береговой базы "Роснефти" — на каком он этапе и выдерживаются ли сроки?

— На данный момент подрядчик ведет инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации. Предварительный срок завершения этих работ — третий-четвертый квартал 2019 года. По итогам будут уточнены основные параметры проекта, включая общий объем инвестиций и сроки реализации.

— Мурманская область — это не только крупный промышленный регион, это еще и привлекательная территория для туристов. В этом году в Кировске и Апатитах появились новые объекты, в частности Парк ледяных скульптур. Дало ли это прирост количества туристов? Какие прогнозы на зимний туристический сезон?

— Рост турпотока в Мурманскую область в последние годы просто взрывной, и мы надеемся, что эта тенденция сохранится. До 2016 года он составлял стабильно 2–2,5% в год. В 2016-м — уже более 8%. А в 2017-м — более 20%! В прошлом году общий поток в Мурманскую область составил более 400 тысяч туристов, из них более 50 тысяч — это иностранные гости.

Конечно, главный туристический сезон на Мурмане — зима. Люди едут к нам кататься на горных лыжах, наблюдать полярное сияние, знакомиться с неповторимой северной природой, с бытом коренных жителей Кольского Севера — саамов. Для многих гостей, особенно из южных стран, просто снег — уже невероятная экзотика.

Я не случайно упомянула южан — в последние годы стремительно растет количество приезжающих к нам туристов из стран Юго-Восточной Азии: Китая, Таиланда, Индии и т.д. По восточным поверьям, полярное сияние — счастливая примета, они жаждут его увидеть.

А наши соотечественники традиционно приезжают в Мурманскую область на новогодние каникулы. В прошлом году за новогоднюю неделю регион посетили почти 33 тысячи человек — рост около 10% к позапрошлому году.

К прошлому сезону в кластере "Хибины" появились три новых объекта: ледовый парк "Гиперборея в Хибинах" и арт-парк "Таинственный лес" в Кировске, а также Галерея ледовых скульптур в Апатитах. Так что я уверена, что и текущий зимний сезон в Мурманской области будет очень людным и насыщенным.

— Но проблемы у региона также остаются, в том числе в социальной сфере. В прошлом году в центре внимания СМИ оказались Апатиты с проблемами здравоохранения. Больная раком Дарья Старикова пожаловалась президенту, что в регионе нет качественной медицинской онкологической помощи. Что удалось сделать за год? Как идет в регионе работа в сфере диагностики онкозаболеваний?

— Основная проблема онкологической службы Мурманской области — устаревшая и изношенная материально-техническая база. Здесь нужны большие финансовые вливания, и этот вопрос на федеральном уровне мы поднимаем постоянно. И результаты есть. Так, в рамках нацпроекта "Здравоохранение" на переоснащение оборудования областного онкодиспансера и отделения онкоурологии областной клинической больницы планируются средства федерального бюджета в объеме 575 млн рублей.

На региональном уровне мы также стараемся улучшать ситуацию. Медработники проходят обучение и стажировки, увеличиваем время приема врачей. В итоге в этом году выявляемость онкозаболеваний по Апатитско-Кировскому району превысила общий показатель по области.

Что касается диагностики, то наш онкодиспансер, кроме постоянного приема пациентов, проводит еще и дни открытых дверей, в ходе которых консультации получают до 150 человек. Врачи диспансера также участвуют в проекте "Поезд здоровья" — регулярных "десантах" медиков-специалистов в отдаленные поселения края. Например, в этом году восемь врачей-онкологов провели 15 выездов в "отдаленку" в рамках "Поезда здоровья", было осмотрено более 300 человек, выявлено впервые десять злокачественных новообразований.

В целом в этом году в регионе выросло число выявленных впервые новообразований, большая часть — на ранних стадиях. Причем надо правильно понимать данный показатель — он говорит не о росте заболеваемости, а об улучшении качества диагностики. Ведь каждый случай выявления опухоли на ранней стадии — это спасенная жизнь.

— Вы неоднократно заявляли, что региону необходимы федеральные дотации для решения социальных вопросов, компенсации удорожания мазута. Какие еще сферы требуют поддержки и о каких суммах идет речь? Удалось ли получить какие-то гарантии от правительства РФ?

— Нам выделена некоторая поддержка на компенсацию дополнительных расходов из-за роста цен на мазут — 1,9 млрд рублей, при заявленной потребности 4,4 млрд. Но это разовый трансферт. Аналогичная помощь была оказана субъекту только один раз, в 2008 году. А мы хотим добиться, чтобы подобного рода помощь негазифицированным регионам выделялась на постоянной основе.

Также для нас очень важно добиться поддержки федерального центра в финансировании реконструкции объектов культуры. Мы поднимали этот вопрос в рамках Недели Мурманской области в Совете Федерации, и уже сейчас федеральным бюджетом на 2019 год такие средства предусмотрены: свыше 150 млн рублей — на капремонт здания областного театра кукол и 70 млн — на реконструкцию здания областного краеведческого музея. К сожалению, на драматический театр денег нам не дали.

Острейшая необходимость у нас есть в увеличении финансирования медицины из федерального фонда ОМС, а именно — нужно повысить тариф в связи с особенностями районов Крайнего Севера. Этот вопрос мы также постоянно поднимаем на всех уровнях, но решения пока нет. Так, на 2019 год дефицит средств по Территориальной программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области вырос до 683,5 млн рублей. Для сравнения: в текущем году он составил 278,5 млн рублей. Рост более чем вдвое!

Если говорить в целом, то сейчас в проекте бюджета Мурманской области на 2019 год предусмотрено 5,5 млрд рублей поступлений из федерального бюджета — на 920 млн меньше, чем в этом году. Однако вырос объем дополнительных средств, которые были распределены субъектам позже, ко второму чтению федерального бюджета. Для нашего региона это еще 3,1 млрд рублей, с учетом которых поступления должны, наоборот, вырасти по отношению к текущему году на 2,2 млрд рублей.​

Беседовал Илья Виноградов

Читать на tass.ru
Теги