21 ЯНВ, 16:30

Глава ФТС: больших поступлений таможенных платежей с интернет-посылок мы не ждем

С 1 января 2019 года в России начали действовать новые правила уплаты пошлин на зарубежные товары. Как выстроена эта система, в интервью ТАСС в рамках X Гайдаровского форума рассказал глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин.

— Владимир Иванович, какие цели и задачи Федеральной таможенной службы (ФТС) на 2019 год вы бы выделили в первую очередь?

— Перед Федеральной таможенной службой, как всегда, стоит достаточное количество задач. В первую очередь, это выполнение майского указа президента. ФТС планирует расширить свое участие в проектах, направленных на улучшение международной кооперации и экспорта, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие цифровой экономики.

ФТС ведет полномасштабное реформирование всей системы таможенных органов. Первый этап был в 2018 году, второй этап пройдет в 2019-м, третий — в 2020-м.

В 2019 году нам предстоит запустить центры электронного декларирования акцизной и энергетической таможен, центры электронного декларирования в Санкт-Петербурге и в Московской областной таможне. Это соответствует нашей комплексной программе развития до 2020 года, в которой еще масса целевых показателей, один из которых — дальнейшее увеличение доли автоматически зарегистрированных и автоматически выпускаемых деклараций. По экспорту мы планируем довести долю автоматически зарегистрированных деклараций до 70%, а автоматически выпущенных — до 60%, по импорту эти показатели должны составить до 60% и до 50% соответственно.

Также должен напомнить, что время автоматической регистрации составляет три минуты, время автоматического выпуска — пять минут

Таким образом, мы существенно снижаем административную нагрузку на бизнес с точки зрения ускорения и упрощения таможенных процедур.

ФТС располагает разветвленной информационной системой, и есть потребность в увеличении объемов наших информационных ресурсов. Поэтому было принято решение о строительстве главного центра обработки данных. Оно поддержано на уровне президента. Мы в этом году должны провести все необходимые работы, подготовить проектно-сметную документацию, чтобы в 2020 году приступить к строительству этого центра.

— Где будет построен центр?

— Строительство центра запланировано в Твери. В этом городе у ФТС есть вся необходимая инфраструктура, кроме того, Тверь отвечает всем требованиям по безопасности, предъявляемым к центру обработки данных.

— С 1 января этого года начали действовать новые правила уплаты пошлин на интернет-покупки. Как идет их реализация? Есть ли какие-либо сложности?

— Переход на новые пороговые значения в интернет-торговле проходит штатно, сбоев в наших информационных продуктах нет. Мы просто перестроили одну из информационных систем на новые пороговые значения. С точки зрения ожиданий — больших платежей не будет. Мы проанализировали всю интернет-торговлю за несколько предыдущих лет: посылки стоимостью до $22 составляют 86%. Окончательных итогов по 2018 году с точки зрения платежей сверх тех порогов, которые были до начала 2018 года, пока нет. Но эта сумма составит около 100–150 млн рублей. Важно отметить, что мы создали автоматизированную информационную систему, которая позволяет автоматически начислять все таможенные платежи сверх пороговых значений и автоматически готовить квитанции для получателей международных почтовых отправлений. На все это уходит порядка трех минут.

— Как именно это происходит? Допустим, я заказала на AliExpress "умные" часы — оформила заказ, оставила адрес и жду посылку. В какой момент начисляется таможенная пошлина и как ее оплатить?

— Таможенные платежи начисляются в так называемых пунктах международного почтового обмена, где происходит таможенное администрирование. Любой товар, завезенный на территорию России из третьих стран, проходит таможенное администрирование вне зависимости от того, начисляются платежи или нет. Во время таможенного администрирования, если стоимость товара превышает порог беспошлинного ввоза, происходит начисление всех платежей — таможенных пошлин и НДС. Автоматически формируется квитанция, которая высылается получателю вместе с почтовым уведомлением о посылке. Квитанцию можно оплатить через банковский терминал и затем получить посылку по месту жительства.

С января этого года ФТС и Почта России — соответствующее решение уже есть на этот счет — проводят эксперимент. Почта России выступает в качестве оператора, который переводит таможне необходимые платежи по тем интернет-посылкам, стоимость которых превышает пороговые значения. Это будет намного проще.

То есть, заказывая вещь стоимостью более €500 через интернет, покупатель прямо на сайте зарубежного маркетплейса перечисляет Почте России необходимую сумму, а Почта России от имени этого физического лица перечисляет необходимый платеж таможне

Достаточно будет прийти и получить посылку: в ее стоимость будут включены все платежи.

— Как пройдет этот эксперимент? Ограничится определенными городами?

— Эксперимент ограничен по времени для того, чтобы проверить саму технологию и сделать выводы, поправить недоработки или сбои, если они будут, и затем оформить такой порядок законодательно. На его проведение потребуется около полугода.

— Про систему tax free. Это тема активно обсуждалась весь прошлый год и актуальна на Гайдаровском форуме. Насколько можно понять, эксперимент был удачным и сейчас стоит вопрос о переходе на автоматизированные платежи. Все ли идет по плану?

— Абсолютно все идет по плану, больших сложностей нет. Нам нужно создать информационную систему, которая бы связала торгующие сети или организации, операторов tax free, ФТС и Федеральную налоговую службу (ФНС). Мы сформировали технические задания на доработку своих информационных систем. ФНС, насколько мне известно, тоже. В октябре этого года система должна начать функционировать в автоматическом режиме.

— Обсуждается ли сейчас расширение количества аэропортов, добавление новых операторов к тем, что уже работают?

— Расширение количества участников системы tax free — это вопрос технический. Принципиально создать некую информационную платформу, которая будет обеспечивать весь процесс функционирования этой системы.

— Эта система уже получает от налоговых служб информацию о зарубежных покупках людей к моменту прилета в аэропорт. С какими странами заключены соглашения по передаче такой информации и планируете ли вы расширять перечень этих стран?

— В этом вопросе не столь важно, от кого мы получаем информацию, важно, что мы ее получаем от наших коллег за рубежом. Мы поддерживаем отношения с более чем 100 таможенными администрациями мира. С 69 администрациями у нас заключены базовые соглашения о взаимопомощи в таможенной сфере. Всего различного рода соглашений и протоколов на межгосударственном уровне и уровне таможенных администраций заключено около 315.

Диалог с правоохранительными органами других государств также активно поддерживается: у России есть свои таможенные представительства в 20 странах мира. Мы активно обмениваемся информацией по перемещаемым товарным партиям и транспортным средствам. С отдельными странами у нас заключены соглашения о взаимном признании таможенного контроля и об обмене снимками инспекционно-досмотровой техники. Ведется проработка соглашения о взаимном признании уполномоченных экономических операторов. Поэтому у нас достаточно широкий спектр взаимодействия с партнерами за рубежом.

— Стоят ли у вас цели по сокращению времени оформления таможенных деклараций? Сколько времени должна занимать эта процедура?

— Временные параметры определены новым Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Время регистрации деклараций не должно превышать одного часа, время выпуска — четырех часов для безрисковых поставок

Сейчас время выпуска по всему декларационному массиву — это 4,5 млн деклараций — по импорту составляет 1 час 29 минут, по экспорту — 40 минут.

Хочу сказать еще несколько слов о комплексной программе развития ФТС до 2020 года. В 2020 году в соответствии с целевыми показателями мы должны автоматически регистрировать 99% деклараций и автоматически выпускать 80% деклараций для участников с низким уровнем риска. Так мы существенным образом, используя цифровые технологии, сокращаем время таможенного администрирования и в целом административную нагрузку на бизнес.

— На сессии Гайдаровского форума обсуждались возможности улучшения таможенного администрирования. Что из обсуждения вам понравилось? Какие из идей вы бы обсудили с экспертным сообществом и коллегами?

— В целом озвученные идеи не являются для нас новыми. Вопрос заключается в их современном практическом применении. Есть вопросы, которые логически вытекают из динамики развития наших информационных и телекоммуникационных систем. Нужно набраться терпения, дождаться насыщенности цифровой среды в таможенной сфере, и эти вопросы разрешатся сами собой.

Беседовала Лана Самарина

Читать на tass.ru
Теги