11 АПР, 11:30

Глава Ростуризма: Россия откроет туристам неизведанную Арктику

Ваш браузер не поддерживает видео

Как Россия будет конкурировать с другими странами на туристическом рынке Арктики, чем может удивить путешественников этот регион и стоит ли вводить квоты на посещение арктических туристических маршрутов, в интервью ТАСС в рамках Международного арктического форума рассказала руководитель Ростуризма Зарина Догузова.

— На этом форуме одной из самых обсуждаемых тем стал туризм. На ваш взгляд, какие перспективы этой сферы в Арктике?

— Действительно, Арктика — это уникальный регион для туризма. В то время, когда во всем мире наблюдается бум на арктический туризм, именно российская часть Арктики пока находится в стороне от него. И это несмотря на то, что наша часть составляет треть всей арктической зоны. Так получилось, что наша Арктика наименее изведанная, и в этом смысле мы, конечно, отстаем от других арктических стран в вопросах развития туризма. Вместе с задачей активного развития туризма и популяризации Российской Арктики нам надо не забывать и о сохранении природы. И в этом смысле нам нужно в тесном взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами, прежде всего Министерством природных ресурсов, выработать правильный баланс, когда мы, с одной стороны, развиваем туризм, а с другой стороны, мы сохраняем природу и не нарушаем уникальную экосистему Арктики. Вот это, безусловно, важный аспект. Только после этого мы начнем делать первые уверенные шаги для развития туризма. Это то, с чего мы сейчас начинаем работу. 

— Вы уже начали работать по теме туризма в Арктике с другими ведомствами, экспертами?

— Мы в настоящее время начинаем большую работу по написанию и созданию программы развития туризма в Арктике. Акцент мы будем делать, безусловно, на круизный туризм, потому что это все-таки — об этом говорят и цифры — самый популярный вид туризма в Арктике.

В этой работе мы будем делать акцент на тесную кооперацию и сотрудничество с экспертами по Арктике и по круизам в Арктике. Прежде всего, это крупные туроператоры, которые занимаются арктическим туризмом. Это, безусловно, эксперты-экологи, представители бизнеса, который готов вкладывать средства в инвестиционные проекты на территории арктических регионов России. 

— Судя по форуму, тема туризма обсуждается на многих площадках. Не стоит ли создать какой-либо координационный центр, который бы аккумулировал всю информацию, занимался бы анализом проблем в сфере арктического туризма?

— Ростуризм должен стать площадкой по выработке наиболее эффективных мер по развитию туризма в Арктике. И мы создадим постоянно действующий формат диалога по Арктике, результатом которого должно стать написание общей программы действий и предоставление ее в Министерство экономического развития. А дальше — ее эффективная реализация.

— Подскажите, вы сказали про круизный туризм. А что делать с туристами, которые, так или иначе, приходят в Арктику и, по мнению специалистов, экологов, наносят вред окружающей среде? Нет ли у вас мысли о каком-то квотировании посещений Арктики — как в Антарктиде, например?

— Я уже говорила, что нам нужно выработать эффективный баланс между успешным развитием туризма и тем, чтобы не наносить вред окружающей среде. Там, где есть риски нанести существенный вред окружающей среде, уже нужно задуматься, а нужно ли нам увеличивать количество туристов на этих территориях. В настоящий момент я бы не говорила о том, что нужно какое-то квотирование, потому что мы существенно отстаем от других арктических стран в том, что касается развития туризма. Поэтому, если даже то незначительное количество туристов, которое приезжает, наносит вред и оставляет за собой горы мусора, тут, скорее, надо не запреты вводить, а выработать эффективные меры, чтобы такой урон туристы не наносили.

— Разъяснительная, может, работа?

— Конечно, и разъяснительная работа тоже. А вот запретительные меры, я думаю, плохо в данном случае работают. Количество туристов на данный момент такое, что говорить о том, чтобы вводить квоты, наверное, преждевременно. Нам надо, наоборот, наращивать интерес к Русской Арктике, надо наращивать поток туристов. А дальше уже действительно смотреть, чтобы найти правильный баланс между экономикой и природой. И многим странам это удается.

— А вот в принципе сейчас уже есть интересы от крупных туроператоров? Общались ли вы с ними, обсуждали как-то возможные точки взаимодействия и будущие какие-то маршруты, возможности?

— Вы знаете, у меня прошла уже серия встреч с самыми крупными российскими туроператорами, которые работают по внутреннему и по въездному туризму. Предметно тему Арктики мы тогда не обсуждали. Но я думаю, что это направление может быть интересно туроператорам. Понятно, что это не массовый туризм. Это, скорее, такой уникальный, эксклюзивный и на данный момент достаточно дорогой вид туризма. Поэтому количество туроператоров, которые работают на данном направлении, тоже ограничено. И я думаю, что Арктика сама по себе настолько уникальна, что мы и подходить к ней будем так же нешаблонно. Я считаю, что Арктику нужно обсуждать не в череде прочих туристических направлений, она требует и заслуживает отдельного внимания. Мы будем отдельно обсуждать это направление. Поэтому наша большая дискуссионная работа с экспертами, с туроператорами, с бизнесом по Арктике нам еще предстоит, мы отдельно все эти вопросы будем проговаривать.

— Скажите, на ваш взгляд, что такого уникального Российская Арктика может предложить российским и иностранным туристам, что бы выделяло ее выгодно, естественно, по сравнению с другими странами, которые уже давно в этой сфере работают?

— Вы по сути сами ответили на вопрос. Российская часть Арктики — это ее самая неизведанная часть. И в этом есть ее уникальность. Наверное, на российской части Арктики наибольшее количество мест, где не ступала нога человека. Мы будем открывать Арктику миру и нашим туристам.

— Арктика — это огромное количество разнообразных мест, территорий, регионов, и у каждого свои особенности. То есть невозможно сравнивать, условно говоря, Чукотку с Архангельском. Будет ли что-то объединяющее их? Появятся ли у них свои козел Тимур и тигр Амур? То есть будете ли думать о брендировании, о новых символах для арктического туризма в России?

— Мы будем идти в том числе и по пути формирования межрегиональных маршрутов. Потому что каждый арктический регион нашей страны уникален сам по себе, но в тесном взаимодействии мы получаем еще более уникальные туристические продукты. Вот вы как раз спросили про то, чем уникальна наша Арктика, Российская Арктика.

Наверное, ни у одной другой страны мира нет в рамках арктической зоны сочетания такого количества уникальных природных явлений, такого разнообразия флоры и фауны

И мы должны максимально использовать вот эту природную уникальность каждого региона для того, чтобы в конечном итоге сформировать ни с чем не сравнимые, не сравнимые ни с одной другой частью мира туристические продукты. И в этом направлении мы будем работать. И, наверное, вот в этой уникальности, в разнообразии межрегиональных маршрутов, в разнообразии регионов, входящих в Российскую Арктику, и, может быть, даже во взаимодействии с теми регионами, которые географически лежат близко, но при этом формально не относятся к арктической зоне, и будет создаваться тот самый уникальный туристический продукт, который, я надеюсь, мы в ближайшее время сможем предложить нашему и зарубежному туристу.

— Будете ли вы как-то взаимодействовать с Российским экспортным центром (РЭЦ) или с какими-то другими уже созданными институтами развития по привлечению внимания к туризму в Арктике?

— Ростуризм будет сотрудничать и взаимодействовать со всеми, кто будет развивать туризм в стране. И РЭЦ тут однозначно не станет исключением. Мы уже, на самом деле, провели с коллегами ряд встреч, работаем по ряду направлений. Поэтому абсолютно точно мы будем тесно сотрудничать и взаимодействовать со всеми организациями, ведомствами, некоммерческими фондами, которые предпринимают значительные усилия для развития в стране внутреннего и въездного туризма.

— Можете мне описать портрет арктического туриста? Кто он: россиянин или иностранец, чем он интересуется? Кто целевая аудитория для арктического туризма?

— Целевая аудитория — это в первую очередь такой искушенный турист, который многое видел.

— Уже ничем не удивить, да?

— Которого действительно сложно чем-то удивить. Это турист, который посетил много стран, ему хочется по-настоящему новых, ярких открытий. Ему хочется действительно чему-то удивиться и получить яркие впечатления на всю жизнь. Такой турист должен захотеть отправиться в Арктику.

— Вы меня убедили, хочу в тур на Землю Франца-Иосифа! Точно поеду! Последний, наверно, вопрос. Есть туристы, которые хотят именно дикой природы, спать в палатке на льдине, например, моя сестра — поклонник именно такого вида туризма...

— Да я, кстати, сама такие походы люблю. Я в детстве очень много ходила в горы, спала в палатке с сестрой тоже.

— А я вот как раз наоборот, мне нужен душ, комфорт, инфраструктура. Отсюда и мой вопрос: будете ли вы вести переговоры с регионами по созданию такой инфраструктуры? Потому что во многом это зависит и от них: связь, гостиницы, безопасность, в конце концов, чтобы вовремя вылетел вертолет и снял туристов со льдины...

— Безусловно, мы будем говорить со всеми регионами. Вот я сейчас начну серию встреч с главами арктических регионов. Первая такая встреча состоялась вчера на полях как раз форума с губернатором Чукотки. С губернатором Архангельской области мы договорились в ближайшее время повстречаться уже в Москве. Со всеми главами арктических регионов лично пообщаюсь, проговорю. И они в том числе должны стать активными участниками выработки той самой программы развития арктического туризма, написать которую вчера мне поручил министр экономического развития Максим Орешкин.

Беседовала Лана Самарина

Читать на tass.ru
Теги