Руководитель "Лезгинки": хотим показать Кавказ всей России, Европе и США
Дагестанский ансамбль танца "Лезгинка", вернувшись с первых за полвека гастролей в Узбекистан, уже строит планы на новый год. Среди прочего — побывать в самых отдаленных регионах России, проехать с туром по Европе и США, рассказывая через танец о том, как прекрасен Кавказ и что на самом деле представляет собой Россия. Кроме того, один из самых известных российских ансамблей надеется впервые за 60 с лишним лет своего существования получить собственный Дом танца. Предполагается, что он будет построен на берегу моря в Махачкале в течение двух лет и там разместится основная база для репетиций, оснащенная в соответствии с современными требованиями, а также детская студия танца при "Лезгинке", которая будет готовить молодых танцоров.
Как дагестанский коллектив встречают за рубежом, когда ансамбль переедет из здания бывшего милицейского клуба и где "Лезгинка" находит новые кадры, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор ансамбля Джамбулат Магомедов.
— На этой неделе вы вернулись из Узбекистана, где выступали с концертами в рамках Дней культуры России. Как вас приняли? Какие у "Лезгинки" остались впечатления от поездки?
— В последний раз наш коллектив был в Узбекистане 45 лет назад, и когда встал вопрос, кому ехать представлять Дни культуры России, я очень просил, чтобы отправили "Лезгинку". Я настаивал, что мы находимся в прекрасной форме, — и не ошибся. "Лезгинка" привезла и танцы золотого фонда ансамбля, и несколько новых.
Мы дали концерты в Ташкенте и в Самарканде — везде были переполненные залы, и организаторы, которые боялись, что люди не пойдут, пожалели, что не сделали дополнительный концерт. Когда в оперном театре Самарканда люди буквально рвались на концерт, стало понятно, что надо было делать концерт на площади. Я боялся, что упадет балкон, — так много было зрителей. И мы рады, что для людей наши концерты были как праздник.
Столько тепла, столько восторга! В аэропорту российскую делегацию встречал у трапа самолета оркестр народных инструментов, нас узнавали на улицах. Во время выступлений случалось, что артисты музыку не слышали из-за аплодисментов. А после концерта по часу не отпускали — хотели сфотографироваться, поговорить. Лично меня народ поразил не только тем, насколько приветливо нас встречали, но и тем, как они сохраняют свой национальный колорит, свою историю и памятники архитектуры. И кстати, мы получили приглашение в следующем году сделать коммерческие гастроли в Узбекистане.
— Вопрос о том, что ваш коллектив должен получить собственный Дом танца, поднимался и на уровне руководства республики, и на уровне президента РФ. На какой стадии сейчас этот проект?
— Уже четыре поколения, со дня основания в 1958 году, "Лезгинка" ютится в бывшем клубе милиции, сейчас это здание почти в аварийном состоянии. При этом интерес к национальным танцам в Дагестане большой, на каждое место танцора — конкурс, дети рвутся поступить в нашу студию. В этом году конкурс на занятие в нашей студии из тысячи детей прошли 300. А заниматься могут лишь 80. Что сказать остальным? Как отказать? И главное — как выбрать, если все 300 детей талантливы?
И я благодарен президенту России, главе республики, председателю правительства Дагестана — уже издан указ, которым на федеральном уровне обозначено строительство центра. И с 1 января 2020 года, как мы надеемся, начнется подготовка к строительству новой базы "Лезгинки": будет выделено финансирование, пройдут торги, а чуть позже приступят к строительству. Уже определен участок — это 1,7 га на берегу Каспийского моря, прекрасное место. Думаю, до конца 2021 года работы будут завершены.
— Какие возможности даст Дом танца вашему ансамблю?
— Это будет репетиционный центр, оснащенный в соответствии с современными требованиями, где мы сможем осуществлять весь цикл подготовки танцоров: от детской студии до репетиций основного состава. Мы рассчитываем, что площади позволят нам провести набор в группу стажеров, расширить учебное отделение хореографии. Подготовка кадров — одно из приоритетных направлений для нас.
Благодаря современному оснащению труд наших артистов — а это на самом деле тяжелейший труд — станет более комфортным, снизится риск травм для танцоров. Будет своя медицинская служба, которая займется изучением нагрузок, поможет рассчитывать даже индивидуальное питание. Сегодняшние технологии это позволяют. В собственных пошивочных цехах мы сможем шить костюмы для ансамбля.
— А есть ли сейчас дефицит кадров? Насколько тяжело найти артистов для "Лезгинки"?
— Основная база кадров — наша детская студия при ансамбле. В ней преподают хореографы, которые учились в лучших российских учреждениях, в том числе в Вагановском училище (Академия русского балета им. А.Я. Вагановой — прим. ТАСС).
Также мы следим за теми, кто учится по направлению хореографии в ближайших вузах и училищах. У нас артисты не только из Дагестана — есть ребята из кавказских регионов России, Армении, Азербайджана. В Дагестане те, кто посвящает себя танцу, мечтают попасть в "Лезгинку", и мы можем позволить себе выбирать лучших — целеустремленных и талантливых.
— Собираетесь ли на базе центра расширять сотрудничество с коллегами из других регионов Кавказа? Будут ли какие-то новые проекты?
— Да, задумки такие есть. Хотим приглашать для проведения мастер-классов выдающихся ветеранов "Лезгинки" и педагогов-хореографов. Например, в Осетии уникальная школа "пальцовщиков" (техника танца на пальцах — прим. ТАСС), у ансамбля "Кабардинка" из Нальчика и других коллективов — свои изюминки. С удовольствием будем изучать техники и обучать наших ребят.
Есть идея создавать видеоуроки по дагестанским танцам, работать с туристами — проводить для них небольшие программы. Хотим организовать танцевальный лагерь для детей из-за рубежа: условно говоря, мы можем принять на две недели группу детей, например из Турции, с ними будут заниматься наши танцоры, а потом ребята будут сдавать "экзамен" — танец, который поставят и отрепетируют за время смены. По этому направлению ведем переговоры, интерес есть, но пока нет площадки.
Эти проекты коммерческие, они помогут в развитии ансамбля, дадут возможность нашим ребятам заработать, а гости увидят и, надеюсь, полюбят настоящую кавказскую лезгинку, будут рассказывать о ней в своих странах и тем самым популяризировать наш дагестанский танец. Это важно еще и потому, что сейчас много "псевдолезгинки": агрессивной, беспорядочной, той, которую, не слишком умея и понимая, танцуют на улицах и в переходах и от которой люди шарахаются.
— Где "Лезгинка" будет популяризировать настоящий кавказский танец в ближайшие годы? Есть ли планы по гастролям в России и за рубежом?
— Действительно, мы сейчас понимаем, что мало времени уделяем российским регионам, хотя регулярно выступаем в Москве, в центральных городах. В следующем году будет большой концерт "Лезгинки" в Москве, и мы готовим к нему много новых постановок. Потом поедем в Нижний Новгород, Тверь, планируем посетить Казань, Самару и другие города Центральной России. Но также хотим сделать и хороший тур по Дальнему Востоку, охватив Хабаровск, Владивосток и другие города региона. Такой же тур — по Сибири и Северу, заехать, например, в Коми. Знакомство с культурой соседей укрепляет Россию — и мы должны понимать, что мы российский коллектив и должны выступать по всей нашей родине.
Мы направили запрос в Росконцерт и Минкультуры с просьбой помочь в реализации этих планов. Дело в том, что перелеты очень дорогие, каждый лишний килограмм реквизита — это большие деньги. При этом мы не можем выезжать по 15–20 человек: чтобы показать историю, культуру, музыку, танец народа, нужно вывезти человек 60–70. Такие гастроли оживляют любой коллектив, но для региона эта сумма неподъемна, нужны федеральные деньги. Правительство начало обеспечивать поддержку гастролей, например для кукольных театров, хотелось бы, чтобы применение этой меры расширили.
За границей хотим посетить ряд европейских стран: Италию, Францию, Бельгию — есть договоренность, что будет гастрольный тур. Ведем переговоры с США, хотя там возможны проблемы с визами.
— Знаем, что недавно "Лезгинка" выступала в Сирии — перед российскими военными и мирными жителями. Как прошли гастроли, как вас приняли зрители?
— Мы единственный кавказский коллектив, который выступил на базе Хмеймим (авиабаза в провинции Латакия, где базируются российские военные — прим. ТАСС) в Сирии, дали пять концертов. Я, как руководитель, как ответственный за танцоров, переживал — все-таки зона боевых действий. Но когда мы увидели, как мы поднимаем дух, как солдаты нас принимают, как наши земляки нами гордятся, мы поняли, что должны нашу миссию выполнять. И даже когда во время одного из концертов прозвучал сигнал тревоги, ни один артист не позволил себе струсить, уйти со сцены — продолжили выступать. Потом узнали, что тревога была учебной.
Мы готовы поехать туда снова. Не ради каких-то наград, а чтобы поддержать наших военных — мы увидели армию как большую семью, где есть ребята со всех уголков России. Такие поездки, конечно, очень меняют людей. Я бы сказал, что наши ребята из "Лезгинки" стали более мужественными, начали больше ценить жизнь: воздух, солнце, родину.
— Вы говорите про танцоров как про семью...
— Потому что мы и правда как семья. Большая талантливая семья. Сейчас, например, все вместе разбираем багаж после гастролей. Самое главное, чем я, как руководитель, горжусь, — это атмосфера. Горжусь тем, что у нас многонациональный коллектив, сплоченный и понимающий друг друга.
Беседовала Карина Сапунова